Насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Полезная модель относится машиностроению и может быть использована в автомобилях. Техническим результатом заявленной полезной модели является повышение долговечности и снижение себестоимости. Технический результат достигается тем, что на проточках валика установлены два подшипника качения, внешние кольца которых установлены в крышке и зафиксированы в ней посредством кольцевого выступа на краю крышки и винта, ввернутого в отверстие в корпусе рядом с внешним кольцом подшипника, ближайшего к концу валика, на котором установлена крыльчатка.

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

Известны аналоги заявленной полезной модели насосы системы охлаждения двигателя, содержащие корпус, крышку, крыльчатку, валик с сальником (см. например, описание изобретения к патенту РФ 2160387 7 F 04 D 13/02, F 01 P 5/12, F 02 B 63/06, дата публикации 2000.12.10; А.П.Игнатов, С.Н.Косарев, К.В.Новокшинов, К.Б.Пятков, В.А.Яметов, Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21091, ВАЗ 21093, ВАЗ-21099, Руководство по ремонту, М.: Третий Рим, 1999, стр. 38; Каталог деталей легкового автомобиля «Жигули» (моделей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103), М.: Машиностроение, 1975 г. стр.73; Автомобили ВАЗ, Изд. - 3, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1976, стр.72-74).

Наиболее близким аналогом является Насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, крышку, крыльчатку, валик с сальником (см. Автомобили ВАЗ, Изд. - 3, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1976, стр.72-74).

Недостатком наиболее близкого аналога является недостаточная долговечность подшипникового узла, частью которого является валик с двумя сферическими проточками на его поверхности и внешняя обойма, установленная в крышке и фиксируемая относительно крышки стопорным винтом. Подшипниковый узел сложный и дорогостоящий.

Техническим результатом заявленной полезной модели является повышение долговечности и снижение себестоимости.

Технический результат достигается тем, что на проточках валика установлены два подшипника качения, внешние кольца которых установлены в крышке и зафиксированы в ней посредством кольцевого выступа на краю крышки и винта, ввернутого в отверстие в корпусе рядом с внешним кольцом подшипника, ближайшего к концу валика, на котором установлена крыльчатка.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где

на фиг.1 показан в сечении вид сбоку.

Насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит крышку 1, крыльчатку 2, валик 3, сальник 4, стопорный винт 5, подшипники качения 8 и корпус 9. Крыльчатка 2 установлена на валике 3. Между крыльчаткой 2 и корпусом 1 на валике 3

установлен сальник 4. На проточках валика 3 установлены два подшипника качения 8. Положение подшипников качения 8 на валике 3 определяется выполненным между ними на валике цилиндрическим выступом 11. Внешние кольца подшипников качения 8 установлены в крышке 1. В качестве подшипников качения могут быть использованы, например, подшипники 60103 (ГОСТ 520-89). Положение подшипников качения 8 в корпусе 1 фиксируется с одной стороны посредством кольцевого выступа 10 на краю крышки 1, а с другой стороны посредством винта 5, ввернутого в отверстие в корпусе 1 рядом с внешним кольцом подшипника качения 8, ближайшего к концу валика 3, на котором установлена крыльчатка 2. На противоположном от крыльчатки 2 конце валика 3 может быть установлен ступица 7, к которой может быть прикреплен, например, шкив для привода насоса системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (шкив на чертеже условно не показан, так как не является необходимым элементом для пояснения сущности полезной модели).

Для обслуживания подшипников качения 8 между ними в крышке 1 выполнено отверстие с резьбой, в которое ввернут болт 6.

Сборка насоса осуществляется в следующем порядке. На валик 3 устанавливают подшипники качения 8 с разных концов валика 3 до упора в цилиндрический выступ 11. Вставляют валик 3 в крышку 1 до упора одного из подшипников качения 8 внешним кольцом в кольцевой выступ 10 на краю крышки 1. Ввертывают винт 5 в отверстие в крышке 1 для фиксации положения подшипников качения 8 в крышке 1. Винт 5 может быть зафиксирован, например, зачеканиванием контуров гнезда в крышке 1 под головку винта 5. Устанавливают в корпус 1 сальник 4 на валик 3. Напрессовывают крыльчатку 2 на валик 3 с обеспечением зазора между лопатками крыльчатки 2 и корпусом 1 порядка 0,9-1,3 мм. Напрессовывают ступицу 7 на валик 3. Соединяют крышку 1 с корпусом 9. Между крышкой 1 и корпусом 9 может быть перед соединением установлена прокладка. В крышку 1 вворачивают болт 6. Разборка насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания осуществляется в обратном порядке. При сборке и разборке насоса системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания могут быть использованы те же технологические приспособления, что используются при сборке и разборке ближайшего аналога (например, съемники и приспособления для напрессовывания).

Насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом. После установки насоса системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания на двигателе, заполнения системы охлаждения охлаждающей жидкостью, присоединения шкива на ступице 7 посредством клиноременной передачи к

приводу насоса и запуска двигателя внутреннего сгорания вращение через клиноременную передачу и шкив на ступице 7 передается валику 3 и крыльчатке 2. Выполненные на крыльчатке 2 выступы обеспечивают перемещение охлаждающей жидкости от центра крыльчатки 2 к ее краям к выходу из корпуса 9. При этом создается разрежение в центре крыльчатки 2 напротив входного отверстия в корпусе 9 и повышенное давление охлаждающей жидкости за краем крыльчатки 2, что приводит к перемещению охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Обслуживанием подшипников качения 8 обеспечивается повышение их долговечности, увеличивается динамическая и статическая прочность насоса системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Конструкция насоса системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания обеспечивает использование более дешевых подшипников качения 8, чем в ближайшем прототипе, что приводит к снижению себестоимости насоса.

1. Насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, крышку, валик с установленными на нем крыльчаткой и сальником, отличающийся тем, что на проточках валика установлены два подшипника качения, внешние кольца которых установлены в крышке и зафиксированы в ней посредством кольцевого выступа на краю крышки и винта, ввернутого в корпус рядом с внешним кольцом подшипника, ближайшего к концу валика, на котором установлена крыльчатка.

2. Насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что подшипники качения разнесены вдоль валика, а между ними на валике выполнен цилиндрический выступ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству подшипников качения

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к системе охлаждения и прогрева ДВС
Наверх