Расширительный бачок

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности, к системе охлаждения двигателя. Расширительный бачок содержит корпус, выполненный из свариваемых по фланцу верхней части (1) и нижней части (2). Корпус снабжен дополнительной горловиной (3), в которую устанавливается пробка с впускным и выпускным клапанами, а на заниженном участке (4), выполненном в верхней части (1) расположена заливная горловина (5). На боковой стенке верхней части (1) корпуса, выполнено углубление (6), в котором расположены два верхних патрубка (7) и (8). Патрубок (7) предназначен для подвода охлаждающей жидкости из двигателя, а патрубок (8) - для отвода пара из радиатора, при этом конец пароотводящего патрубка (8) расположен ниже уровня жидкости в бачке. В нижней части (2) расположены отводящий патрубок (9), бобышка (10) для датчика контроля уровня жидкости и четыре выступа (11), предназначенные для фиксации бачка на кронштейне. Бачок выполнен с внутренними перегородками (12), имеющими отверстия (13). В патрубках (7), (8) и (9) установлены латунные втулки (14). Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик расширительного бачка. 1 з.п. ф-лы; 3 ил.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности, к системе охлаждения двигателя.

Известен расширительный бачок, содержащий емкость, заливную горловину, расположенную на верхней площадке, образованной в результате усечения фронтальной и верхней граней под углом относительно горизонтальной оси верхнего основания, патрубки, один из которых патрубок для соединения с водяным насосом двигателя расположен на нижней площадке, образованной в результате усечения ребра задней и нижней граней под углом относительно горизонтальной оси нижнего основания, ребро жесткости, проходящее вдоль фронтальной, задней и боковых сторон (см. патент RU 2369753, МПК F01P 11/18, опубл. 10.10.2009).

Данная конструкция расширительного бачка имеет недостаточную надежность при эксплуатации.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является расширительный бачок, содержащий корпус, выполненный из двух частей - верхней и нижней, свариваемых по фланцу, заливную горловину, верхние патрубки для подвода охлаждающей жидкости из двигателя, и для отвода пара из радиатора и нижний отводящий патрубок, расположенную в нижней части бобышку для датчика контроля уровня жидкости, элементы крепления, выполненные в виде бобышек для установки хомута, расположенных в верхней части бачка и упора в виде цилиндра с резьбой, ребра жесткости, расположенные по периметру и у заливной горловины (см. патент RU 32833, МПК7 F01P 11/18, опубл. 27.09.2003).

Недостатком данного устройства являются его недостаточные эксплуатационные характеристики, обусловленные расположением блока клапанов в пробке заливной горловины, что может привести к нарушению герметичности соединения, неудобной заливкой жидкости при отсутствии доступа к горловине сверху, недостаточной дегазацией жидкости, а также неудобным креплением в виде цилиндра с резьбой.

Техническим результатом заявляемого расширительного бачка является улучшение его эксплуатационных характеристик.

Технический результат достигается тем, что в расширительном бачке, содержащем корпус, выполненный из свариваемых по фланцу верхней и нижней частей, заливную горловину, верхние патрубки для подвода охлаждающей жидкости из двигателя, и для отвода пара из радиатора и нижний отводящий патрубок, расположенную в нижней части бобышку для датчика контроля уровня жидкости, элементы крепления, корпус снабжен дополнительной горловиной для пробки с блоком клапанов, а заливная горловина расположена на заниженном участке, выполненном в верхней части корпуса, на боковой стенке корпуса, в месте расположения верхних патрубков, выполнено углубление, при этом конец пароотводящего патрубка расположен ниже уровня жидкости в бачке, кроме того, бачок выполнен с внутренними перегородками, имеющими отверстия, а элементы крепления выполнены в виде четырех выступов, расположенных в нижней части бачка. В верхних и нижнем патрубках установлены латунные втулки.

Наличие дополнительной горловины позволило установить пробку с блоком клапанов отдельно от заливной горловины и, тем самым обеспечить достаточную герметичность пробки с блоком клапанов, расположение заливной горловины на заниженном участке, выполненном в верхней части корпуса, позволило производить доливку охлаждающей жидкости без опрокидывания кабины, а наличие в месте расположения верхних патрубков углубления позволило защитить верхние патрубки от поломок, что в совокупности привело к улучшению эксплуатационных характеристик расширительного бачка.

Расположение конца пароотводящего патрубка ниже уровня жидкости в бачке позволило обеспечить дегазацию и уменьшить вспенивание жидкости и, как следствие, улучшить эксплуатационные характеристики расширительного бачка.

Наличие внутренних перегородок отверстиями, позволило улучшить дегазацию жидкости, а также обеспечить прочность и жесткость при перепадах давления, что улучшило эксплуатационные характеристики расширительного бачка.

Выполнение элементов крепления в виде четырех выступов, расположенных в нижней части бачка, позволило надежно зафиксировать расширительный бачок на кронштейне и, тем самым, улучшить эксплуатационные характеристики расширительного бачка.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - расширительный бачок, общий вид;

фиг.2 - то же, вид сбоку;

фиг.3 - то же, вид сверху.

Расширительный бачок содержит корпус, который изготовлен из пропилена и выполнен из свариваемых по фланцу верхней части 1 и нижней части 2.

В верхней части 1 на верхней площадке расположена горловина 3, в которую устанавливается пробка с впускным и выпускным клапанами, а на заниженном участке 4, расположена заливная горловина 5.

На боковой стенке верхней части 1 корпуса, выполнено углубление 6, в котором расположены два верхних патрубка 7 и 8. Патрубок 7 предназначен для подвода охлаждающей жидкости из двигателя, а патрубок 8 - для отвода пара из радиатора, при этом конец пароотводящего патрубка 8 расположен ниже уровня жидкости в бачке.

В нижней части 2 расположены отводящий патрубок 9, бобышка 10 для датчика контроля уровня жидкости и четыре выступа 11, предназначенные для фиксации бачка на кронштейне.

В корпусе бачка выполнены перегородки 12, соединяющие противоположные стороны бачка. Перегородки 12 выполнены с отверстиями 13.

В патрубках 7, 8 и 9 установлены латунные втулки 14, обеспечивающие необходимую жесткость патрубков.

На боковой поверхности бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN» для обозначения уровня заливки охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок входит в систему охлаждения двигателя и служит для компенсации расширения охлаждающей жидкости при нагреве, а также позволяет контролировать уровень жидкости в системе охлаждения, обеспечивает отвод воздуха при заливке, отделение и конденсацию пара, и определенное давление жидкости на входе в водяной насос.

Заявляемое техническое решение позволяет улучшить эксплуатационные характеристики расширительного бачка.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Расширительный бачок, содержащий корпус, выполненный из свариваемых по фланцу верхней и нижней частей, заливную горловину, верхние патрубки для подвода охлаждающей жидкости из двигателя и для отвода пара из радиатора и нижний отводящий патрубок, расположенную в нижней части бобышку для датчика контроля уровня жидкости, элементы крепления, отличающийся тем, что корпус снабжен дополнительной горловиной для пробки с блоком клапанов, а заливная горловина расположена на заниженном участке, выполненном в верхней части корпуса, на боковой стенке корпуса в месте расположения верхних патрубков выполнено углубление, при этом конец пароотводящего патрубка расположен ниже уровня жидкости в бачке, кроме того, бачок выполнен с внутренними перегородками, имеющими отверстия, а элементы крепления выполнены в виде четырех выступов, расположенных в нижней части бачка.

2. Расширительный бачок по п.1, отличающийся тем, что в верхних и нижнем патрубках установлены латунные втулки.



 

Наверх