Снегоход

 

Полезная модель относится к области машиностроения и, в частности, к транспортным средствам с гусеничным движителем, предназначенным для движения по заснеженным поверхностям. Сущность: снегоход снабжен шестью парами катков, по три пары на каждую гусеницу, жестко монтированных к рычагам подвески и расположенных в местах изгиба гусениц, а двигатель установлен перед редуктором по ходу движения снегохода. Предлагаемая полезная модель позволяет повысить эксплуатационные характеристики снегохода, его надежность и маневренность.

Полезная модель относится к области машиностроения и, в частности, к транспортным средствам с гусеничным движителем, предназначенным для движения по заснеженным поверхностям.

Известен снегоход «Буран» СБ-640МД (Руководство по эксплуатации/ тип. ОАО «НПО «Сатурн», т.3000, 3.3227, 2001 г.) Известное устройство, которое выбрано в качестве прототипа заявляемого технического решения, содержит раму, на которой размещены двигатель, трансмиссия, в виде клиноременного вариатора и редуктора, ходовую часть, в виде опорно-поворотной лыжи и двух гусеничных движителей, каждый из которых содержит гусеницу, ведущий и направляющий валы, причем ведущие валы связаны с редуктором общей цепной передачей, а также средство прижима гусениц к поверхности движения, выполненных в виде прижимных катков, монтированных посредством рычажно-пружинной подвески к раме. Указанный аналог обладает рядом недостатков, а именно:

1. наличие прижимных катков, препятствующих более быстрому движению снегохода и утяжеляющих конструкцию в целом.

Поэтому при движении во время езды по застругам и другим неровностям, катки снегохода огибают их и, как следствие, повышается нагрузка на двигатель снегохода и увеличивается расход топлива.

2. центр масс снегохода-прототипа смещен к задней его части. Поэтому при движении во время езды, особенно на рыхлом и сыром снеге, лыжа снегохода приподнимается, и снегоход плохо реагирует на повороты руля управления.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, заключается в повышении эксплуатационных характеристик и надежности снегохода.

Указанная задача достигается тем, что известное устройство, включающее раму, на которой размещены двигатель, трансмиссия, в виде клиноременного вариатора и редуктора, ходовую часть, в виде опорно-поворотной лыжи и двух гусеничных движителей, каждый из которых содержит гусеницу, ведущий вал, причем каждый ведущий вал связан с редуктором цепной передачей, а также средство прижима гусениц к поверхности движения, монтированных посредством

рычажно-пружинной подвески к раме, снабжено шестью парами катков, по три пары на каждую гусеницу, жестко монтированных к рычагам подвески и расположенных в местах изгиба гусениц, а двигатель установлен перед редуктором по ходу движения снегохода.

Средства прижима каждой гусеницы выполнены в виде труб прямоугольного сечения, имеющих в нижней плоскости центральный направляющий паз, и непосредственно самих полос прижима, охватывающих трубы в нижней их части и монтированных к ним посредством выступа, соответствующего направляющему пазу трубы, причем сами полосы прижима выполнены из пластмассы. Ось крепления лыжи, относительно оси вращения ведущего вала, находится на расстоянии не менее половины длины между осями вращения ведущего вала и натяжных катков.

На сриг.1 показан снегоход, вид сбоку; на фиг.2 снегоход, вид сверху, фиг.3 поперечное сечение средства прижима гусеничного движителя, где:

1 - опорно-поворотная лыжа;

2 - корпус;

3 - двигатель;

4 - клиноременный вариатор;

5 - редуктор;

6 - цепная передача;

7 - ведущие валы;

8 - гусеницы;

9 - труба средства прижима;

10 - полоса прижима;

11 - снижающие давление катки;

12 - поддерживающие катки;

13 - натяжные катки;

14 -ось крепления лыжи;

Снегоход работает следующим образом.

От коленчатого вала двигателя снегохода, через вариатор, посредством клинового ремня, и редуктор, с помощью цепи, передается крутящий момент на ведущие валы гусеничных движителей. Вращение ведущих валов, находящихся в зацеплении с гусеницами, приводит в движение последние.

Средства прижима каждой гусеницы выполнены в виде труб прямоугольного сечения, имеющих в нижней плоскости центральный направляющий паз, и непосредственно самих полос прижима, охватывающих трубы в нижней их части и монтированных к ним посредством выступа, соответствующего направляющему пазу труб.

Поэтому при наезде снегохода на неровности в виде бугорка или заструги амортизирование рычажно-пружинной подвески происходит по всей длине полосы прижима гусениц к поверхности снега.

Данная конструкция позволяет преодолеть неровности с одним колебанием гусеничных движителей. Эта особенность конструкции позволяет сохранять постоянную скорость и экономить расход топлива при движении по пересеченной местности, по сравнению с аналогом, у которого от одного препятствия каждый гусеничный движитель имеет столько ударов и колебаний, сколько катков обкатывает его гусеница. Поэтому при наезде на неровности во избежание сильной тряски приходится снижать скорость.

Наличие в конструкции двух пар катков, расположенных в нижнем изгибе гусениц, снижающих давление на полосы прижима, двух пар катков - в верхнем изгибе гусениц, поддерживающих гусеницы, и двух пар катков - в кормовой части снегохода, предназначенных для натяжения гусениц, позволяет соответственно:

- уменьшить давление на полосы прижима, возникающее во время езды на снегоходе;

- обеспечить движение гусеницы по заданной траектории относительно осей катков;

- установить необходимое натяжение гусениц;

Эта особенность конструкции обеспечивает оптимальный износ пластмассовой полосы прижима и упрощение конструкции снегохода, что повышает его эксплуатационные качества.

При движении снегохода, опорно-поворотная лыжа находится в постоянном контакте со снежной поверхностью, потому что ось крепления лыжи, относительно оси вращения ведущего вала, находится на расстоянии не менее половины длины между осями вращения ведущего вала и натяжных катков.

Расположение двигателя перед редуктором по ходу движения снегохода обеспечивает смещение центра масс снегохода к лыже.

Эти особенности конструкции повышают маневренность снегохода и уменьшает радиус поворота снегохода, по сравнению с аналогом, у которого двигатель расположен за редуктором по ходу движения снегохода (смещение центра масс на гусеницы), поэтому при движении в рыхлом и глубоком снеге его опорно-поворотная лыжа задирается, теряя контакт с поверхностью.

1. Снегоход, включающий раму, на которой размещены двигатель, трансмиссия, в виде клиноременного вариатора и редуктора, ходовую часть, в виде опорно-поворотной лыжи и двух гусеничных движителей, каждый из которых содержит гусеницу, ведущий и направляющий валы, причем каждый ведущий вал связан с редуктором цепной передачей, а также средство прижима гусениц к поверхности движения, монтированных посредством рычажно-пружинной подвески к раме, отличающийся тем, что снегоход снабжен двумя парами катков, снижающих давление, двумя парами поддерживающих катков и двумя парами натяжных катков, жестко монтированных к рычагам подвески и расположенных в местах изгиба гусениц, а двигатель установлен перед редуктором по ходу движения снегохода.

2. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что средства прижима каждой гусеницы выполнены в виде труб прямоугольного сечения, имеющих в нижней плоскости центральный направляющий паз, и непосредственно самих полос прижима, охватывающих трубы в нижней ее части и монтированных к ним посредством выступа, соответствующего направляющему пазу трубы.

3. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что полоса прижима выполнена из пластмассы.

4. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что ось крепления опорно-поворотной лыжи, относительно оси вращения ведущего вала, расположена на расстоянии не менее половины длины между осями вращения ведущего вала и натяжных катков.



 

Наверх