Тележка двухосная для грузовых железнодорожных вагонов колеи 1520 мм
Область использования. Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно, к двухосным тележкам грузовых вагонов колеи 1520 мм и предназначена для совершенствования ремонта тележек в вагонных депо и на вагоноремонтных заводах. Сущность полезной модели. Предлагается двухосная тележка грузового железнодорожного вагона с унифицированной боковой рамой, имеющей единый базовый размер и единую величину ширины буксового проема, обеспечивающих нормативные требования по разности баз боковых рам в тележке и нормативные продольные зазоры в буксовом проеме боковой рамы. Использование полезной модели позволит сократить затраты на ремонт тележек, уменьшить потребность в оборотном запасе боковых рам, повысить качество ремонта, в том числе в обеспечении параллельности колесных пар и, как следствие, повысить безопасности движения, сократить число отцепок вагонов в эксплуатации и уменьшить интенсивность износа гребней.
Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно, к двухосным тележкам грузовых вагонов колеи 1520 мм и предназначена для совершенствования ремонта тележек в вагонных депо и на вагоноремонтных заводах.
В качестве прототипа выбрана известная в настоящее время тележка ЦНИИ-Х3 (18-100) с каркасом из двух боковых рам, надрессорной балки, опирающихся на две колесные пары с буксовыми узлами на роликовых подшипниках.
В соответствии с требованиями «Инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов», РД 32 ЦВ 052-99 боковые рамы имеют шесть номеров (0, 1, 2, 3, 4, 5) отличающиеся размерами баз «М», которые обеспечивают разность баз боковых рам на тележке |М1 -М2| не более 2 мм (таблица 1).
Таблица 1 | ||||||
База боковой рамы | ||||||
В миллиметрах | ||||||
Номер боковой рамы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
База боковой рамы, «М» | от 2180 до 2182 | от 2182 до 2184 | от 2184 до 2186 | от 2186 до 2188 | от 2188 до 2190 | от 2190 до 2192 |
Эксплуатация тележек ЦНИИ-ХЗ (18-100) с такими боковыми рамами показала следующие недостатки:
1. При неисправности одной из рам необходима ее замена на раму того же номера для обеспечения требования по разности баз не более 2 мм. Это вынуждает иметь большой оборотный запас боковых рам разных номеров.
В случае отсутствия необходимого номера требуется заменять обе боковые рамы, что также вызывает необходимость увеличения оборотного запаса рам.
2. При смене боковых рам возникают трудности с обеспечением норматива продольного зазора в буксовом проеме боковых рам, согласно Указанию МПС №Н-832у от 07.08.2003 г. Это связано с размерами ширины буксового проема боковой рамы, размер «а», от 334 до 342 мм (приложение А инструкции РД 32 ЦВ 052-99) и ширины корпуса буксы, размер «б», от 318 до 331 мм, согласно «Инструктивным указаниям по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками», 3-ЦВРК, 2001 г. (таблица 2).
Таблица 2 - Нормативы на продольный зазор в буксовом проеме, размеры ширины проема и корпуса буксы
В миллиметрах
Показатель | Значение показателя | |
Изготовление | Деповской ремонт | |
1. Ширина буксового проема «а» (Инструкция РД 32 ЦВ 052-99, стр.26-27) | 335 +3-1 | Не более 342 (334-342) |
2. Ширина корпуса буксы «б» (Инструктивные указания №3-ЦВРК, стр.78) | 328+3-2 | не менее 318 (318-331) |
3. Расчетный зазор в буксовом проеме (согласно размерам п.1 и 2) | 3-12 | 3-24 |
4. Норматив на величину продольного зазора в буксовом проеме (Указание от 07.08.03 г. №Н-832у) | 5-12 | 5-14 |
5. Предлагаемые нормативы и размеры изделий | ||
- норматив на величину продольного зазора | 3-12 | 3-15 |
- ширина буксового проема | 335+3-1 | 335+3-1 |
- ширина корпуса буксы | 328+3-2 | 328+3-5 |
Как видно из данных таблицы 2, при действующих по строкам 1 и 2 размерах «а» и «б» величины продольных зазоров (строка 3) не соответствуют нормативным (строка 4). Поэтому для обеспечения величины нормированного зазора между направляющими боковой рамы тележки и корпусом буксы требуется подбор других боковых рам и (или) подкатка других колесных пар, имеющих ширину корпуса буксы, которая обеспечит нормативный зазор.
Таким образом, при необходимости замены боковой рамы возникают трудности не только с обеспечением разности величин |M1 -M2| не более 2 мм на тележке, но и с выполнением норматива по величине продольного зазора в буксовом проеме.
3. Отсутствие боковых рам требуемого номера приводит в отдельных случаях к постановке в тележку рам с разной базой, перекосу осей колесных пар в тележке, интенсивному износу гребней колес, сходам вагонов.
Предлагается использовать тележки с единым базовым размером боковой рамы М=2186+1 -1 мм, что соответствует средней величине для всех номеров, вместо имеющихся сейчас тележек с боковыми рамами шести групп (номеров) размеров (фиг.1).
В боковых рамах тележек при изготовлении и ремонте также предусматривается установить единый размер на ширину буксового проема «а», равный 335 +3-1 мм. Предлагаемый норматив зазора определен на основании сопоставления ширины буксового проема с допускаемой шириной корпуса буксы. Нормативы приведены в строке 5 таблицы 2.
Внедрение тележки с унифицированной боковой рамой позволит сократить затраты на ремонт тележек, уменьшить потребность в оборотном запасе боковых рам, повысить качество ремонта, в том числе в обеспечении параллельности колесных пар и, как следствие, повышение безопасности движения, сокращение числа отцепок вагонов в эксплуатации и уменьшение интенсивности износа гребней.
Тележка двухосная для грузовых железнодорожных вагонов колеи 1520 мм, отличающаяся тем, что каждая боковая рама имеет единый размер величины базы и единый размер ширины буксового проема, обеспечивающие необходимую разность баз боковых рам в тележках и продольный зазор в буксовом проеме боковой рамы.