Двухзвенный амфибийный вездеход
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована при проектировании и изготовлении амфибийных вездеходов. Двухзвенный амфибийный вездеход включает головную машину и прицеп, соединенный с головной машиной тягово-сцепным устройством. Силовая установка размещена в прицепе. В носовой части головной машины, кормовой части прицепа и в зоне тягово-сцепного устройства установлены гидродинамические экраны, выполненные, например, из бронелистов с возможностью изменения их положения относительно вездехода. В носовой части головной машины может быть выполнен незатопляемый отсек, заполненный легким негорючим материалом, а в кормовой части прицепа установлен дополнительный водометный движитель. Использование полезной модели позволяет повысить гидродинамическую эффективность вездехода и снизить расход топлива в процессе его эксплуатации.
Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована при создании и разработке амфибийных вездеходов. Известен амфибийный вездеход, включающий корпус, силовую установку, расположенную внутри корпуса и гусеничные движители (см., www.zm-vezdehod.ru). Недостатком известного вездехода является не только ограниченная грузоподъемность, но и недостаточные эксплуатационно-технические характеристики. Данный тип вездехода оказывает повышенное удельное давление на грунт (при эксплуатации на суше) и повышенное сопротивление движению при эксплуатации на воде.
Наиболее близким к заявляемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является двухзвенный амфибийный вездеход, включающий головную машину, прицеп, соединенный с головной машиной тягово-сцепным устройством, силовую установку и движители (см. www.tundrolet.ru Двухзвенный амфибийный вездеход «Витязь»). Недостатком данного двухзвенного амфибийного вездехода является относительно низкая его гидродинамическая эффективность, приводящая к увеличению гидравлического сопротивления и к повышенному расходу топлива в силовой установке.
Целью предлагаемой полезной модели является повышение гидродинамической эффективности вездехода и снижение расхода топлива в процессе его эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что в известном двухзвенном амфибийном вездеходе, включающем головную машину, прицеп, соединенный с головной машиной тягово-сцепным устройством, силовую установку и движители, в нем в носовой части головной машины, кормовой части прицепа и в зоне тягово-сцепного устройства установлены гидродинамические экраны. Данные экраны могут быть выполнены из бронелистов и с возможностью изменения их положения относительно вездехода. В носовой части головной машины может быть выполнен незатопляемый отсек, заполненный легким негорючим материалом, силовая установка размещена в прицепе, а в кормовой его части установлен дополнительный водометный движитель. Установка гидродинамических экранов в носовой части головной машины и в кормовой части прицепа значительно улучшает обтекаемость вездехода и снижает гидравлическое сопротивление при эксплуатации его в водной среде. Профилирование экранов и возможность изменения их положения относительно вездехода позволяет минимизировать гидравлическое сопротивление не только для определенного вида вездехода, но и для конкретного режима движения этого вездехода, обеспечивая определенный угол атаки. В зоне тягово-сцепного устройства при движении вездехода, как в воде, так и на суше, образуются завихрения с затеканием в эту зону с двух сторон окружающей среды, что значительно повышает гидравлическое сопротивление, особенно при движении в воде, которая обладает высокой вязкостью по сравнению с воздухом. Установка в зоне тягово-сцепного устройства гидродинамических экранов с каждой стороны вездехода исключает затекание в эту зону, например, воды, что снижает сопротивление движению. Выполнение в носовой части головной машины непотопляемого отсека, заполненного легким негорючим материалом, позволяет при движении вездехода в воде приподнять его носовую часть и также снизить гидравлическое сопротивление движению. С этой же целью целесообразно разместить силовую установку в прицепе, облегчив головную машину. Гидродинамические экраны могут быть выполнены из различным материалов, в том числе, и из металла. Для амфибийных вездеходов, выполняющих военные задачи, гидродинамические экраны изготавливаются из бронелистов, которые обеспечивают защиту экипажа и десанта в боевых условиях. Как правило, движители амфибийных вездеходов выполняют в виде гусениц, которые обеспечивают движение вездехода не только по суше, но и по воде. При движении по суше гусеницы обеспечивают хорошее сцепление с грунтом или дорогой, а вот при движении по воде эффективность гусениц очень низкая, что не позволяет развить необходимую скорость. В этом случае эффективность гидродинамических экранов также существенно снижается. Повысить скорость амфибийного вездехода в воде возможно за счет установки на нем в кормовой части прицепа дополнительного водометного движителя.
На фигуре 1 показан вид сбоку двухзвенного амфибийного вездехода, а на фигуре 2 - вид этого вездехода сверху со следующими обозначениями:
1 - головная машина;
2 - прицеп;
3 - тягово-сцепное устройство;
4 - гидродинамические экраны;
5 - носовая часть головной машины;
6 - кормовая часть прицепа;
7 - гусеничные движители;
8 - дополнительный водометный движитель;
9 - непотопляемый отсек;
10 - силовая установка;
11 - отсек управления.
Двухзвенный амфибийный вездеход состоит из головной машины 1 (первое звено) и прицепа 2 (второе звено), которые соединены между собой тягово-сцепным устройством 3. В носовой части 5 головной машины, в кормовой части прицепа бив зоне размещения тягово-сцепного устройства установлены гидродинамические экраны 4 с возможностью изменения положения этих экранов относительно вездехода. Гидродинамические экраны 4 для боевых машин могут быть изготовлены из бронелистов. В носовой части 5 головной машины выполнен непотопляемый отсек 9, заполненный легким негорючим материалом. Силовая установка 10 размещена в прицепе 2, а отсек управления 11, в котором находится водитель и помощник, размещен в головной машине 1. Движение вездехода осуществляется при помощи гусеничных движителей 7 (на суше и на воде) и дополнительного водометного движителя 8 (на воде).
При движении предлагаемого двухзвенного амфибийного вездехода в воде за счет установки на нем гидродинамических экранов улучшается обтекаемость вездехода и снижается гидравлическое сопротивление. В зависимости от условий движения в водной среде (река, море, топкое болото и др.) водитель вездехода устанавливает необходимое положение гидродинамических экранов относительно корпуса вездехода, тем самым минимизируя его гидравлическое сопротивление. Это обеспечивает повышение гидродинамической эффективности и как следствие - снижение расхода топлива в процессе эксплуатации вездехода. Расчет показывает, что введение в конструкцию двухзвенного амфибийного вездехода гидродинамических экранов позволяет снизить расход топлива на (10-12)%.
1. Двухзвенный амфибийный вездеход, включающий головную машину, прицеп, соединенный с головной машиной тягово-сцепным устройством, силовую установку и движители, отличающийся тем, что в носовой части головной машины, кормовой части прицепа и в зоне тягово-сцепного устройства установлены гидродинамические экраны.
2. Двухзвенный амфибийный вездеход по п.1, отличающийся тем, что в носовой части головной машины выполнен непотопляемый отсек, заполненный легким негорючим материалом.
3. Двухзвенный амфибийный вездеход по п.1, отличающийся тем, что силовая установка размещена в прицепе.
4. Двухзвенный амфибийный вездеход по п.1, отличающийся тем, что гидродинамические экраны выполнены из бронелистов.
5. Двухзвенный амфибийный вездеход по п.1, отличающийся тем, что гидродинамические экраны выполнены с возможностью изменения их положения относительно вездехода.
6. Двухзвенный амфибийный вездеход по п.1, отличающийся тем, что в кормовой части прицепа установлен дополнительный водометный движитель.
РИСУНКИ