Гусеничная машина

 

Полезная модель относится к области транспортной техники. Гусеничная машина содержит раму, которая опирается на две тележки, расположенные друг за другом и имеющие возможность поворота относительно рамы в горизонтальной плоскости на полный оборот, и гусеницы с траками, снабженными поворотными в вертикальной плоскости грунтозацепами. Задачей полезной модели является регулирование удельного давления и соответствующей глубины внедрения в грунт грунтозацепов в зависимости от дорожных условий. Для решения этой задачи грунтозацепы на траках установлены с помощью предварительно закрученных резинометаллических шарниров. Упоры, закрепленные на траках, обеспечивают положение грунтозацепов перпендикулярно тракам (т.е. максимальное удельное давление) при движении машины вперед, а при движении машины в обратном направлении (задним ходом) происходит поворот грунтозацепов в плоскость траков, что снижает до минимума удельное давление. Если же при движении машины вперед необходимо минимальное удельное давление грунтозацепов на грунт, то каждая тележка предварительно разворачивается относительно рамы на половину оборота. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области транспортной техники и может быть использована на гусеничных машинах повышенной проходимости.

Известны гусеничные машины, у которых траки на металлических гусеницах выполнены с жестко закрепленными на них грунтозацепами [1].

Известно гусеничное транспортное средство [2], содержащее корпус, размещенный между ходовыми тележками, гусеницы которых включают шарнирно соединенные между собой траки с установленными на них поворотными в горизонтальной плоскости грунтозацепами, взаимодействующими с продольными направляющими. Поворот грунтозацепов в горизонтальной плоскости позволяет повысить устойчивость движения.

Недостатком этих машин является высокое удельное давление, которое создают грунтозацепы при контактировании с дорогой, что при движении, например, по асфальту вызывает его разрушение.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по совокупности существенных признаков является снегоболотоходный четырехгусеничный транспортер производства Екатеринбургского завода специализированных машин «Континент» [3]. Рама транспортера опирается на две гусеничные тележки, расположенные друг за другом и имеющие возможность поворота относительно рамы в горизонтальной плоскости. Ходовая часть транспортера включает резиноленточные гусеницы с накладными траками, снабженными грунтозацепами.

Недостатком прототипа является сравнительно низкое удельное давление грунтозацепов на грунт, что при движении по дороге с малым коэффициентом сцепления может привести к буксованию гусениц.

Задача предлагаемой полезной модели - регулирование величины удельного давления и соответствующей глубины внедрения в грунт грунтозацепов, установленных на траках гусениц, в зависимости от дорожных условий.

Сущность полезной модели заключается в следующем. Рама гусеничной машины опирается на две тележки, расположенные друг за другом и имеющие возможность поворота относительно рамы в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Каждый трак гусениц снабжен грунтозацепом, имеющим заостренную нижнюю часть. Грунтозацеп устанавливается на траке с помощью резинометаллического шарнира с возможностью вращения относительно оси этого шарнира в вертикальной плоскости, причем последний предварительно закручивается. Под действием упругого момента со стороны шарнира грунтозацеп поворачивается до контакта с упором на траке и в результате занимает положение перпендикулярно траку (плоскости гусеницы). В процессе перемещения гусениц при движении машины каждый трак опирается на грунт, при этом на соответствующий грунтозацеп воздействует реакция грунта, направленная параллельно траку. При движении машины вперед указанная реакция стремится вращать грунтозацеп в том же направлении, что и упругий момент со стороны резинометаллического шарнира, и прижимает грунтозацеп к упору на траке, т.е. грунтозацеп остается перпендикулярным поверхности грунта и максимально внедряется в него. При движении машины в обратном направлении (задним ходом) реакция грунта вращает грунтозацеп противоположно направлению упругого момента со стороны резинометаллического шарнира, в результате грунтозацеп поворачивается в плоскость трака и в этом положении практически не внедряется в грунт. Таким образом, в зависимости от направления движения машины регулируются удельное давление грунтозацепов на грунт и соответствующая глубина внедрения в него.

В том случае, когда при движении машины вперед необходимо максимально снизить удельное давление грунтозацепов (например, на слабонесущих грунтах), каждая тележка предварительно поворачивается относительно рамы на 180 градусов.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:

- грунтозацепов, выполненных с заостренной нижней частью и установленных на траках с помощью предварительно закрученных резинометаллических шарниров, а также упоров, закрепленных на траках, обеспечить положение грунтозацепов перпендикулярно тракам (плоскости гусеницы), соответствующее максимальной глубине внедрения в грунт, при движении машины вперед, и поворот грунтозацепов в плоскость траков, практически исключающий внедрение в грунт, при движении машины в обратном направлении (задним ходом);

- установки рамы гусеничной машины на двух тележках, имеющих возможность поворота на один оборот относительно рамы, обеспечить минимальные удельное давление и глубину внедрения в грунт грунтозацепов при движении машины вперед путем предварительного поворота каждой тележки относительно рамы на 180 градусов.

На фиг. 1 приведен вид сбоку предлагаемой гусеничной машины, на фиг. 2 - установка грунтозацепа на гусеничном траке.

Гусеничная машина 1 включает раму 2, которая опирается на две тележки 3, 4, имеющие возможность поворота относительно рамы 2 на 360 градусов. На траке 5 установлены грунтозацеп 6, резинометаллический шарнир 7 и упор 8. Грунтозацеп 6 имеет возможность вращения в вертикальной плоскости относительно оси резинометаллического шарнира 7, который предварительно закручен, и под действием соответствующего упругого момента грунтозацеп 6 прижимается к упору 8. Направление движения машины вперед показано на фиг. 2 стрелкой, в этом случае реакция грунта стремится вращать грунтозацеп 6 по часовой стрелке, как и упругий момент со стороны резинометаллического шарнира 7, т.е. грунтозацеп 6 прижимается к упору 8 и остается перпендикулярным к поверхности грунта. При движении машины в обратном направлении (т.е. противоположно указанному стрелкой на фиг. 2) реакция грунта вращает грунтозацеп 6 против часовой стрелки, преодолевая упругий момент со стороны резинометаллического шарнира 7, в результате грунтозацеп 6 поворачивается в плоскость трака 5 и в этом положении опирается на грунт, практически не внедряясь в него. Таким образом, в зависимости от направления движения машины регулируются удельное давление на грунт и соответствующая глубина внедрения грунтозацепа 6.

В том случае, когда при движении машины вперед необходимо обеспечить минимальное удельное давление грунтозацепов 6 на грунт, тележки 3, 4 предварительно поворачиваются относительно рамы 2 на 180 градусов.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

1. Дмитриев, А.А. Теория и расчет нелинейных систем подрессоривания гусеничных машин / А.А. Дмитриев, В.А. Чобиток, А.В. Тельминов. - М.: Машиностроение, 1979. - 207 с.

2. А.с. 1253870 СССР, МПК B62D 55/08. Гусеничное транспортное средство / A.M. Расолько, А.Я. Котлобай, В.А. Бородкин; Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт. - 3787347/27-11; Заявл. 03.09.84; Опубл. 03.08.86, Бюл. 32. - 3 с: ил.

3. Каталог продукции [Электронный каталог] / ООО «Екатеринбургский завод специализированных машин «Континент». - Екатеринбург, 2010. - Режим доступа: http://ezsm66.ru/ (20.11.2010).

1. Гусеничная машина, включающая раму, опирающуюся на две тележки, расположенные друг за другом, имеющие возможность поворота относительно рамы в горизонтальной плоскости и содержащие гусеницы с траками, снабженными поворотными грунтозацепами, отличающаяся тем, что грунтозацепы установлены с помощью резинометаллических шарниров с возможностью вращения в вертикальной плоскости, а на траках закреплены упоры, взаимодействующие с грунтозацепами.

2. Гусеничная машина по п.1, отличающаяся тем, что тележки имеют возможность поворота относительно рамы на 360°.



 

Похожие патенты:

Технический результат повышение тяговых качеств гусеничного сдвоенного движителя
Наверх