Устройство для формирования мануальных навыков у студентов-стоматологов

 

Полезная модель относится к области медицины, в частности к стоматологии и может быть использована для формирования мануальных навыков у студентов-стоматологов.

Технический результат от использования заявленного решения заключается в упрощении конструкции устройства и повышении качества формирования мануальных навыков у студентов - стоматологов

Упрощение конструкции достигается путем использования имитаторов, выполненных графически на полосках бумаги в виде изображения поверхностей смыкания зубов; полоски бумаги связаны с верхней частью поверхности пластины, изготовленной из супергипса; с нижней частью поверхности пластины связаны полоски бумаги с изображением стандартных контуров отверстий, формируемых в зубах; Повышение качества обучения студентов обеспечивается тем, что контуры полостей зуба, отграничены токопроводящими шинами; также токопроводящими шинами отграничены стандартные контуры отверстий, формируемых в зубах; токопроводящие шины связаны через источник светового сигнала с одним из полюсов источника тока; с другим полюсом источника тока связан наконечник с инструментом; на наконечнике с инструментом закреплен лазерный измеритель расстояния, который связан через блок управления с источником звукового сигнала. Каждая ошибка студента при выполнении тренировочных занятий сопровождается возникновением светового сигнала, исходящего из источника света или звукового сигнала, генерируемого источником звука. У студентов формируется и постепенно совершенствуется навык точно выполнять свои движения.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Полезная модель относится к области медицины, в частности к стоматологии, и может быть использована для формирования мануальных навыков у студентов-стоматологов.

Процесс обучения на стоматологическом факультете предусматривает, помимо освоения базовых теоретических знаний, последовательное освоение практических навыков на разных этапах. К сожалению, кафедры не располагают достаточным количеством фантомов для обучения студентов по всем разделам стоматологии, а имеющиеся фантомы не отвечают современным требованиям к подготовке врачей-стоматологов.

Австралийские эксперты, изучающие феномены визуального восприятия, и ученые-стоматологи из Новой Зеландии выяснили, что оптические иллюзии влияют на проведение стоматологического лечения. В исследовании, опубликованном в журнале Plos One, приняли участие восемь дантистов из Новой Зеландии. Врачи пролечили 21 зуб с кариозным поражением, однако ни один из них не справился с поставленной задачей на 100%. Профессор Роберт ОШи, эксперт в области психологии визуального восприятия, заявил, что все стоматологи просверлили отверстие в несколько раз превосходящее кариозную полость. ОШи считает, что такая странная для профессионалов ошибка была связана с оптической иллюзией: на фоне зуба небольшое кариозное поражение кажется несколько больше, чем на самом деле, и поэтому все специалисты не смогли правильно рассчитать размер поврежденной полости и сильно травмировали зубы. «Мы считаем, что во время лечения кариеса стоматологи начинают сравнивать просверленную ими «дырку» с зубом, и если полость кажется им слишком маленькой, то они подсознательно хотят увеличить ее размер и продолжают сверлить» - рассказывает профессор ОШи. Стоматолог Николас Чендлер и другие эксперты в области стоматологии считают, что последствия, возникающие в результате этого оптического обмана, могут привести к появлению трещин или даже к разрушению зуба. По мнению специалистов, для того, чтобы избежать такого губительного для зубов исхода, специалистам необходимо полагаться не на свое зрение, а на измерительные приборы (http://www.startsmile.ru/news/l69/60408/#ixzz2xj7Kspyn).

Известен стоматологический фантом, содержащий имитаторы верхней и нижней челюстей с сегментами с жестким базисом, имеющими основание и альвеолярные отростки, зубы, зафиксированные корнями в базисе, искусственную десну из эластомера, элементы крепления сегментов к имитаторам, отличающийся тем, что использованы естественные зубы после экстракции, при этом с внешней стороны жесткого базиса выполнен по меньшей мере один паз с размерами, обеспечивающими обнажение верхушек корней зубов по высоте на 2-3 мм, и длиной, обеспечивающей доступ по меньшей мере к корням двух зубов, причем паз закрыт без зазора съемным элементом из упругопластичного материала так, что упомянутые верхушки корней внедрены в его тело, а внешняя поверхность съемного элемента повторяет внутреннюю поверхность искусственной десны (патент на изобретение RU 2349966 МПК G09B 23/28).

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и эксплуатации, связанные с его многоцелевым назначением.

Технический результат от использования заявленного решения заключается в упрощении конструкции устройства и повышении качества формирования мануальных навыков у студентов-стоматологов.

Упрощение конструкции достигается путем использования имитаторов зубов верхней и нижней челюстей, выполненных графически на полоске бумаги в виде изображения их поверхностей смыкания; полоски бумаги связаны с верхней частью поверхности пластины, изготовленной из супергипса; с нижней частью поверхности пластины связаны полоски бумаги с изображением стандартных контуров отверстий, формируемых в зубах. Повышение качества обучения студентов обеспечивается тем, что контуры полостей зуба отграничены токопроводящей шиной; также токопроводящими шинами отграничены стандартные контуры отверстий, формируемых в зубах; токопроводящие шины связаны через световой сигнал с одним из полюсов источника тока; с другим полюсом источника тока связан наконечник с инструментом; на наконечнике с инструментом закреплен лазерный измеритель расстояния, который связан через блок управления со звуковым сигналом. Каждая ошибка студента при выполнении тренировочных занятий сопровождается возникновением светового сигнала, исходящего из источника света или звукового сигнала, генерируемого источником звука.

На фиг. 1 представлен общий вид устройства.

Устройство содержит имитаторы зубов верхней (1) и нижней (2) челюстей, причем имитаторы выполнены графически на полоске бумаги (3) в виде изображения их поверхностей смыкания; полоска бумаги связана с верхней частью поверхности пластины (4), изготовленной из супергипса; с нижней частью поверхности пластины связана другая полоска бумаги (5) с изображением стандартных контуров отверстий (6), формируемых в зубах; на поверхности смыкания каждого изображения зуба отграничены токопроводящей шиной (7) контуры полостей зуба; токопроводящими шинами (7) также отграничены стандартные контуры отверстий (6), формируемых в зубах; токопроводящие шины (7) связаны через источник светового сигнала (8) с одним из полюсов источника тока (9); с другим полюсом источника тока (9) связан наконечник с инструментом (10); на наконечнике с инструментом (10) закреплен лазерный измеритель расстояния (11), который связан через блок управления (12) со звуковым сигналом (13).

Устройство работает следующим образом.

Обучающийся подводит наконечник с инструментом (10) к одному из имитаторов зубов верхней (1) или нижней (2) челюстей, выполненных графически на полоске бумаги (3) в виде поверхностей смыкания и начинает формировать полость, стремясь избежать соприкосновения наконечника с инструментом (10) с токопроводящей шиной (7), отграничивающей полость. В случае ошибки происходит замыкание цепи, включающей наконечник с инструментом (10), связанный с одним из полюсов источника тока (9) и токопроводящие шины (7) связанные через световой (8) сигнал с другим полюсом источника тока (9). Сигналы (8) мобилизуют внимание обучаемого и привлекает внимание преподавателя. Таким образом, совершенствуются навыки продвижения наконечника с инструментом (10) в горизонтальной плоскости. При отработке навыков продвижения наконечника с инструментом (10) в вертикальной плоскости используется лазерный измеритель расстояния (11), связанный с блоком управления (12), который в свою очередь связан со звуковым сигналом (13). Через блок управления (12) устанавливается глубина погружения наконечника с инструментом (10) в пластину (4), которую необходимо достичь до включения источника звука (13).

Тренировка в выполнении стандартных контуров отверстий (6), формируемых в зубах и представленных на полосе бумаги (5), позволяет формировать и закреплять мануальные навыки у студентов-стоматологов в точном продвижении наконечника с инструментом во всех плоскостях под контролем светового и звукового сигналов, формируемых соответствующими источниками (8, 13). Навыки владения наконечником с инструментом должны быть доведены до автоматизма.

Изготовление пластины (4) из супергипса обусловлено тем, что материал является прочным, его фрагменты не наматываются на бор, наконечник с инструментом зуботехнической машинки нагревается меньше.

Устройство для формирования мануальных навыков у студентов-стоматологов, содержащее имитаторы зубов верхней и нижней челюстей, отличающееся тем, что имитаторы выполнены графически на полоске бумаги в виде изображения их поверхностей смыкания; полоска бумаги связана с верхней частью поверхности пластины, изготовленной из супергипса; с нижней частью поверхности пластины связана полоска бумаги с изображением стандартных контуров отверстий, формируемых в зубах; на поверхности смыкания каждого изображения зуба отграничены токопроводящей шиной контуры полостей зуба; токопроводящими шинами также отграничены стандартные контуры отверстий, формируемых в зубах; токопроводящие шины связаны через источник света с одним из полюсов источника тока; с другим полюсом источника тока связан наконечник с инструментом; на наконечнике с инструментом закреплен лазерный измеритель расстояния, который связан через блок управления с источником звука.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Модель корня зуба относится к области медицины, а именно к стоматологии и может быть использована для обучения студентов и врачей-стоматологов лечению и удалению корней зубов.

Модель корня зуба относится к области медицины, а именно к стоматологии и может быть использована для обучения студентов и врачей-стоматологов лечению и удалению корней зубов.

Тренажер // 71798
Изобретение относится к учебным моделям в медицине, выполненным в виде манекенов

Изобретение относится к экспериментальной медицине и предназначено для проведения опытов на коже лабораторных животных
Наверх