Тренажер для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами

 

Полезная модель относится к медицине, а именно к эндовидеохирургии и может быть использована для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами. Тренажер содержит две боковые и одну верхнюю плоскости, выполненные из прозрачного материала, соединенные между собой в виде стола, при этом верхняя плоскость снабжена, по крайней мере, двумя отверстиями, а также двумя зеркалами, закрепленными напротив друг друга по ее свободным сторонам таким образом, чтобы в зеркале, закрепленном перпендикулярно верхней плоскости, получалось отражение рабочего поля, а в противоположном зеркале, закрепленном с возможностью изменения его положения в пределах десяти - пятнадцати градусов, получалось переотражение рабочего поля. При работе с тренажером обеспечивается визуальный контроль, позволяющий видеть реальное рабочее поле, при этом проведение учебных тренировок может проводить один человек, используя любое рабочее поле.

Полезная модель относится к медицине, а именно к эндовидеохирургии и может быть использована для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами.

Известен тренажер для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами, представляющий собой короб из непрозрачного материала, в котором верхняя стенка содержит от двух до шести отверстий, а нижняя стенка служит рабочим полем (Howard С.Topel. - Endoscopic Knot Tying Manual. - Ethicon. - Gohuson and Gohuson company. - p.3.]. Этот тренажер принят авторами за прототип.

Недостатками прототипа являются:

1. Проведение процесса обучения требует работы как минимум двух человек (один работает с видеокамерой и эндоскопом, другой работает лапароскопическими инструментами), или при работе одного человека следует одной рукой держать камеру с эндоскопом, а другой - лапароскопический инструмент.

2. Для проведения тренинга требуется наличие дорогостоящей аппаратуры (видеокамера с видеоблоком, блок подсветки, оптический гибкий жгут для передачи светового луча, монитор с высокой степенью разрешения).

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в получении реального двумерного изображения вне участка манипуляций без использования дорогостоящего оборудования.

Сущность полезной модели заключается в том, что тренажер для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами на рабочем поле, содержащий полость с отверстиями, согласно изобретению содержит две боковые и одну верхнюю плоскости, выполненные из прозрачного материала, соединенные между собой в виде стола, при этом верхняя плоскость снабжена, по крайней мере, двумя отверстиями, а также двумя зеркалами, закрепленными напротив друг друга по ее свободным сторонам таким образом, чтобы в зеркале, закрепленном перпендикулярно верхней плоскости, получалось отражение рабочего поля, а в противоположном зеркале, закрепленном с возможностью изменения его положения в пределах десяти - пятнадцати градусов, получалось переотражение рабочего поля.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен чертеж общего вида тренажера для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами.

На фиг.2, 3 представлены фотографии тренажера в действии.

Тренажер содержит верхнюю 1 и две боковые 2 плоскости, соединенные между собой в виде стола для установки на рабочем поле 6 (на фиг.1 не показано), при этом верхняя плоскость 1, располагаемая над рабочим полем 6, выполнена из прозрачного материала, снабжена по крайней мере двумя отверстиями 3 для проведения лапароскопических инструментов, а также двумя зеркалами 4 и 5, закрепленными напротив друг друга по ее свободным сторонам таким образом, чтобы в зеркале 4, закрепленном перпендикулярно верхней плоскости 1, получалось отражение рабочего поля 6, на котором установлен тренажер, а в противоположном зеркале 5, закрепленном с возможностью изменения его положения в пределах десяти - пятнадцати градусов, получалось переотражение рабочего поля 6.

Тренажер работает следующим образом.

Тренажер устанавливают на рабочем поле 6 таким образом, чтобы производить заданные действия дистанционными манипуляторами 7 под верхней плоскостью 1 (на рабочем поле 6 можно производить перемещение мелких предметов, прошивание кусков поролона, аподактильное формирование и завязывание узлов), при этом зеркало 4, расположенное перед рабочим полем 6,

находится в положении, перпендикулярном к плоскости 1, а противоположное зеркало 5, находящееся за рабочим полем 6, настраивают таким образом, что изменяя угол его наклона к зеркалу 4 в пределах десяти-пятнадцати градусов, добиваются получения двумерного переотражения 8 в зеркале 5, находящемся за рабочим полем 6. Затем осуществляют манипуляции лапароскопическими инструментами 7, которые вводят в отверстия 3 в верхней плоскости 1 и осуществляют визуальный контроль по зеркалу 5, в котором получают двумерное переотражение 8.

Предлагаемый тренажер был применен в клинике и на кафедре факультетской хирургии при проведении занятий с врачами по курсу лапароскопической хирургии на факультете последипломного образования:

Использование предлагаемого тренажера для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами позволило достичь следующих результатов.

1. Проведение учебных тренировок может проводить один человек, работая обеими руками с двумя инструментами, при этом обеспечивается визуальный контроль переотражения, которое позволяет видеть реальное рабочее поле.

2. Для проведения тренинга не требуется наличия дорогостоящей аппаратуры (видеокамера с видеоблоком, блок подсветки, оптический гибкий жгут для передачи светового луча, монитор с высокой степенью разрешения).

3. Так как у предлагаемого тренажера нет нижней стенки, то рабочим полем может быть любая горизонтальная поверхность (например, анатомический препарат) и поэтому устройство является более мобильным.

Тренажер для обучения навыкам работы с лапароскопическими инструментами на рабочем поле, содержащий полость с отверстиями, отличающийся тем, что тренажер содержит две боковые и одну верхнюю плоскости, выполненные из прозрачного материала, соединенные между собой в виде стола, при этом верхняя плоскость снабжена, по крайней мере, двумя отверстиями, а также двумя зеркалами, закрепленными напротив друг друга по ее свободным сторонам таким образом, чтобы в зеркале, закрепленном перпендикулярно верхней плоскости, получалось отражение рабочего поля, а в противоположном зеркале, закрепленном с возможностью изменения его положения в пределах 10-15°, получалось переотражение рабочего поля.



 

Наверх