Провод для подвижного состава рельсового транспорта
Полезная модель относится к области электротехники, а именно к проводам для подвижного состава рельсового транспорта. Провод содержит медную многопроволочную токопроводящую жилу, изоляцию, синтетическую пленку и оболочку. Токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами. Материалом изоляции является олефиновый термоэластопласт, а оболочки - поливинилхлоридный термоэластопласт. Провод может дополнительно содержать полимерную пленку, наложенную на токопроводящую жилу. Технический результат - повышение срока службы готового изделия.
Полезная модель относится к области электротехники, а именно к проводам для подвижного состава рельсового транспорта, которые могут быть использованы для присоединения к подвижным токоприемникам, монтаже при ограниченных перемещениях и фиксированном монтаже.
Известен провод для подвижного состава рельсового транспорта, содержащий медную многопроволочную токопроводящую жилу и последовательно наложенные на нее изоляцию из олефинового термоэластопласта, синтетическую пленку и оболочку из поливинилхлоридного термоэластопласта (патент РФ на полезную модель 87826, 2009). Данное техническое решение является наиболее близким к предлагаемому по совокупности признаков.
Известный провод характеризуется стойкостью к распространению горения и к воздействию смазочных масел и дизельного топлива. Однако, этот провод имеет невысокую гибкость. При монтаже на подвижном составе провод подвергается предельным изгибам, как в радиальном, так и в осевом направлениях. При недостаточной гибкости провода происходит изменение геометрии токопроводящей жилы, деформация изоляции и оболочки, что увеличивает вероятность выхода из строя провода в процессе эксплуатации изделия.
В рамках разработки заявленной конструкции провода для подвижного состава рельсового транспорта достигаемый результат состоит в повышении гибкости такого провода в сочетании со стойкостью к распространению горения и к воздействию смазочных масел и дизельного топлива.
Гибкий провод требует меньших усилий при его сборке в жгуты, укладке в кабельные короба и подключении к электрическим аппаратам. В связи с этим уменьшается количество случаев деформации изоляции и оболочки, а также нарушения геометрии токопроводящей жилы, что приводит к снижению вероятности выхода из строя провода в готовом изделии. Таким образом достигается технический результат - повышение срока службы готового изделия.
Технический результат достигается тем, что в проводе для подвижного состава рельсового транспорта, содержащем медную многопроволочную токопроводящую жилу и последовательно наложенные на нее изоляцию, выполненную из олефинового термоэластопласта, синтетическую пленку и оболочку, выполненную из поливинилхлоридного термоэластопласта, токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами.
Провод дополнительно может дополнительно содержать полимерную пленку, наложенную на токопроводящую жилу.
Полезная модель иллюстрируется чертежом, на котором изображен провод в разрезе. Провод содержит токопроводящую жилу 1, изоляцию 2, синтетическую пленку 3, оболочку 4 и полимерную пленку 5.
Все материалы, конструкции провода, являются промышленно выпускаемыми и соответствующими нормативно-технической документации на них.
В качестве материалов изоляции можно отметить термоэластопласты на основе полиэтилена высокого давления и на основе блоксополимера пропилена с этиленом по ТУ 2243-057-05766563-99 и ТУ 2246-482-057761784-2005, а также на основе этилен-пропилен-диенового каучука, который известен по маркой Томполен-3С-27И по ТУ 2243-024-36295287. Поливинилхлоридный термоэластопласт самозатухающий известен под маркой Томполен ТЭП ПВХ ЗС-01 по ТУ 2243-031-36295287. В качестве синтетической пленки, в частности, может быть применена фторопластовая по ГОСТ 2422-80, а полимерной пленки, например, полиэтилентерефталатная по ГОСТ 24234-80.
Технология изготовления предлагаемого провода является традиционной для данного вида кабельных изделий.
Медные проволоки для токопроводящей жилы изготавливают по ТУ 16.705-492-2005 из катанки медной ММ, выпускаемой по ТУ 16.705-491-2001. Стренга представляет собой заготовку, скрученную из нескольких медных проволок. Скрутку проволок и стренг в жилу 1 осуществляют на типовом крутильном оборудовании. Затем на жилу 1, на экструзионной машине, производят наложение изоляции 2, поверх которой на лентообмоточной машине производят наложение синтетической пленки 3. На полученную заготовку, на экструзионной машине, производят наложение оболочки 4. При необходимости, для повышения стойкости готового изделия к распространению горения и к воздействию смазочных масел и дизельного топлива, поверх жилы 1 может быть наложена полимерная пленка 5 на лентообмоточной машине.
Были проведены испытания образцов провода с целью определения коэффициента его гибкости и момента изгиба.
Коэффициент гибкости определяется как отношение диаметра провода к диаметру собственного изгиба.
Момент изгиба определяется по формуле:
M=9,8··Rc·m/2
где, m - масса одного метра провода в кг;
Rc - собственный радиус изгиба провода в м.
Результаты испытаний представлены в следующей таблице
Показатели | Предлагаемый провод | Известный провод |
Коэффициент гибкости | 0,049 | 0,031 |
Момент изгиба, Н·м | 17,43 | 25,73 |
Полученные результаты показывают, что предлагаемый провод характеризуется большей гибкостью. Провод выдержал испытания на нераспространение горения при групповой прокладке по категории «А» по ГОСТ МЭК 60332-3-22 и на стойкость к воздействию дизельного топлива при 100°C в течение 24 ч.
При монтаже заявленный гибкий провод требует меньших усилий при его сборке в жгуты, укладке в кабельные короба и подключении к электрическим аппаратам. В связи с этим уменьшается количество случаев деформации изоляции и оболочки, а также нарушения геометрии токопроводящей жилы, что приводит к снижению вероятности выхода из строя провода в готовом изделии.
Таким образом достигается технический результат - повышение срока службы готового изделия.
1. Провод для подвижного состава рельсового транспорта, содержащий медную многопроволочную токопроводящую жилу и последовательно наложенные на неё изоляцию, выполненную из олефинового термоэластопласта, синтетическую пленку и оболочку, выполненную из поливинилхлоридного термоэластопласта, отличающийся тем, что токопроводящая жила образована однонаправленно скрученными медными проволоками и стренгами.
2. Провод по п. 1, отличающийся тем, что он дополнительно содержит полимерную пленку, наложенную на токопроводящую жилу.
РИСУНКИ