Устройство для защиты от снежных лавин и селей
Полезная модель относится к устройствам, предназначенным для защиты дорожного полотна, а также жилых и производственных зданий от воздействия снежных лавин и селей. В устройстве для защиты от снежных лавин и селей, содержащем основание лавиноопасного склона, объект защиты, отстойник лавинной массы в виде лотка полуовальной формы, на внутренней поверхности отстойника размещена подложка, выполненная в виде перфорированного монолитного жесткого каркаса, с которым со стороны лавиноопасного склона жестко соединены металлические обсадные трубы, размещенные в пробуренных в склоне наклонных скважинах с камуфлетными полостями, при этом обсадные трубы и камуфлетные полости, заполнены железобетоном. Технический результат: повышение надежности насыпи земляного полотна и, как следствие, продление срока эксплуатации дорожной одежды.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СНЕЖНЫХ ЛАВИН И СЕЛЕЙ
Полезная модель относится к устройствам, предназначенным для защиты дорожного полотна, а также жилых и производственных зданий от воздействия снежных лавин и селей.
Известно устройство для защиты от снежных лавин (Авторское свидетельство СССР 1654421, МПК E01F 7/04, 1991 г.), состоящее из размещенных на склонах заглубленных в грунт несущих блоков и соединенных между собой гибкими связями и жесткими штангами.
К недостаткам этого устройства можно отнести сложность конструкции и ненадежность при эксплуатации.
Известно устройство для защиты от снежных лавин (Патент РФ на полезную модель 103812, МПК E01F 7/04, 2011 г.), принятое за прототип, состоящее из насыпи земляного полотна, объекта защиты, основания лавиноопасного склона и отстойника лавинной массы.
В прототипе объектом защиты является дорожная одежда. Она состоит из нескольких конструкционных слоев разной прочности, основными из которых являются рабочее покрытие и основание. (Дорожные машины: В 2-х частях. Ч.И. Машины для устройства дорожных покрытий. Учебник для втузов по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование»/ К.А. Артемьев, Т.В. Алексеева, В.Г. Белокрылов и др. - М. Машиностроение, 1982. - 396 с., с.268). Дорожная одежда укладывается на специально подготовленную поверхность - земляное полотно.
Основным недостатком прототипа является ненадежность при эксплуатации, т.к. воздействие снежной, водной или селевой массы на
1
боковую поверхность земляного полотна ведет к образованию трещин, размыву и последующему ускоренному повреждению объекта защиты.
Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение надежности насыпи земляного полотна и, как следствие, продление срока эксплуатации дорожной одежды.
Технический результат достигается тем, что в устройстве для защиты насыпи земляного полотна от снежных лавин и селей, содержащем отстойник лавинной массы в виде лотка полуовальной формы, на внутренней поверхности отстойника размещена подложка, выполненная в виде перфорированного монолитного жесткого каркаса, с которым со стороны лавиноопасного склона жестко соединены металлические обсадные трубы, размещенные в пробуренных в склоне наклонных скважинах с камуфлетными полостями, при этом обсадные трубы и камуфлетные полости, заполнены железобетоном.
Сущность предлагаемой полезной модели поясняется чертежами:
на фиг. 1 - приведен схематичный чертеж устройства для защиты от снежных лавин в разрезе, поясняющем смягчение силы удара лавины на земляное полотно;
на фиг. 2 - приведен схематичный чертеж устройства для защиты от снежных лавин в разрезе, поясняющем просачивание талой воды через отверстия в каркасе подложки.
На чертежах использованы следующие обозначения:
1. - земляное полотно,
2. - объект защиты (дорожная одежда),
3. - лавиноопасный склон,
4. - отстойник снежной массы,
5. - подложка (перфорированный монолитный каркас)
6. - опорный участок подложки,
7. - проходные отверстия,
2
8. - скважины,
9. - металлические обсадные трубы,
10. - камуфлетные полости,
11. - элементы жесткого соединения,
12. - направление движения снежной (селевой) лавины,
13. - направление противодействия лавинному удару,
14. - направление потоков воды.
Устройство для защиты от снежных лавин состоит из земляного полотна 1, объекта защиты 2, лавиноопасного склона 3, отстойника снежной массы 4, подложки 5 выполненной из перфорированного монолитного каркаса. Подложка 5 выполнена в виде полуовальной формы совпадающей по профилю с дном отстойника 4, фиксируется па его поверхности опорным участком 6 и прилегает к склону 3. Поверхность подложки 5 имеет проходные отверстия 7 для оттока талой воды при таянии снежной массы.
Для надежной фиксации участка подложки 5, который прилегает к склону 3, в горной породе пробурены скважины 8 с камуфлетными полостями 10 (Б.Н. Кутузов. Методы ведения взрывных работ. - ч. 2. Взрывные работы в горном деле и промышленности: Учебник для вузов. - М.: Изд. «Горная книга», «Мир горной книги», изд. Московского государственного горного университета, 2008. - 512 с. Ил., с. 138, с. 200). В скважинах 8 расположены металлические обсадные трубы 9, которые, как и камуфлетные полости 10 заполнены железобетонной массой. Для соединения подложки 5 и обсадных труб 9 применяют элементы жесткого соединения 11.
Устройство для защиты от снежных лавин и селей работает следующим образом.
Когда лавина снега (селя) перемещается в виде потока 12 в отстойник снежной массы 4, ее ударное действие приходится на защитную часть
3
подложки 5 закрывающую боковую поверхность земляного полотна 1. Для усиления сопротивления от этой ударной волны используется воздействие 13 на горные породы от железных обсадных труб 9 и камуфлетных полостей 10 заполненных железобетоном (фиг. 1). Они являются демпферами, что позволяет снизить давление па боковую грунтовую поверхность земляного полотна 1, т.к. расположены по другую сторону от опорного участка 6.
В том случае, если будет проходить интенсивное таяние снега, вода (фиг. 2) выходит через отверстия 7 подложки 5 в направлении потоков 14.
Использование подложки 5 позволяет повысить надежность устройства, предохраняет разрушение земляного полотна и, как следствие, продлевает эксплуатационный срок дорожной одежды.
4
Устройство для защиты насыпи земляного полотна от снежных лавин и селей, содержащее отстойник лавинной массы в виде лотка полуовальной формы, отличающееся тем, что на внутренней поверхности отстойника размещена подложка, выполненная в виде перфорированного монолитного жесткого каркаса, с которым со стороны лавиноопасного склона жестко соединены металлические обсадные трубы, размещенные в пробуренных в склоне наклонных скважинах с камуфлетными полостями, при этом обсадные трубы и камуфлетные полости заполнены железобетоном.