Рыбопромысловое судно с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса

 

Полезная модель относится к области судостроения, к конструкциям рыбопромысловых судов для добычи и переработки водных биоресурсов (ВБР), оснащенных многофункциональной мобильной лабораторией экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса, и может быть использована при дооборудовании, модернизации и строительстве рыбопромысловых судов. Судно содержит корпус, холодильно-технологический комплекс в составе: холодильной машины и морозильного аппарата, охлаждаемые грузовые трюма, диагностическую лабораторию, включающую переносной компьютер с программным обеспечением, подключенные к нему датчик-газоанализатор, тепловизор с фото-видеокамерой, которые размещены на единой базовой платформе, причем переносной компьютер подключен к предусмотренному на судне стационарному компьютеру. Новым является то, что каждый из охлаждаемых грузовых трюмов дополнительно снабжен автономным прибором одновременной непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, а в состав лаборатории включено устройство детектирования, подключенного к переносному компьютеру. Полезная модель позволяет расширить функциональные возможности лаборатории за счет обеспечения непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, оперативного и эффективного определения температуры и влажности в охлаждаемых грузовых трюмах.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыбопромысловых судов для добычи и переработки водных биоресурсов (ВБР), оснащенных многофункциональной мобильной лабораторией экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса, и может быть использована при дооборудовании и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности, а также при проектировании и строительстве новых типов рыбопромысловых судов.

Известны рыболовные (добывающие) суда типа траулер, являющиеся по своему назначению и/или общей компоновке аналогами заявляемого рыбопромыслового судна, например, рыболовный траулер морозильно-консервный (супертраулер) проекта «Атлантик-488» с кормовым расположением слипа, предназначенный для лова рыбы донным и пелагическим тралами в отдаленных районах Мирового океана в условиях автономного или экспедиционного промысла (см. Справочник типовых судов Флот рыбной промышленности, издание 3, М, Транспорт, 1990 г., стр. 22-26). Указанное судно содержит корпус и холодильно-технологический комплекс, содержащий холодильную машину и морозильный аппарат, а также охлаждаемые грузовые трюма для хранения продукции из водных биоресурсов (ВБР).

Недостатком указанного аналога является низкая эффективность диагностики оборудования холодильно-технологического комплекса судна, контроля безопасности и качества перерабатываемого сырья из ВБР.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является рыбопромысловое судно с системой автоматизированного контроля качества обработки рыбного сырья, охлажденной и замороженной продукции (см. описание полезной модели к патенту 127359 «Рыбопромысловое судно с системой автоматизированного контроля качества обработки рыбного сырья, охлажденной и замороженной продукции», М. Кл.8: В63В 35/14-35/20; А22С 25/00; G01N 33/12), предназначенное для лова ВБР, выпуска мороженой продукции и доставки ее в порт. Указанное рыбопромысловое судно содержит корпус с промысловой палубой, бункер-накопитель и технологическую линию по обработке рыбного сырья, включающую холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой холодильной машины и морозильного аппарата, а также устройства перемещения сырья и охлаждаемые грузовые трюма, при этом судно дополнительно снабжено системой автоматизированного контроля качества обработки рыбного сырья, охлажденной и замороженной продукции в составе, по меньшей мере одного, устройства регистрации температуры сырья и устройства обмена и обработки информации, причем устройство регистрации температуры выполнено в виде взаимосвязанных между собой датчика температуры, электронных часов, запоминающего устройства и блока питания, размещенных в корпусе автономной герметичной капсулы.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении рыбопромысловых судов, обеспечивающих переработку и хранение продукции из ВБР, в части обеспечения безопасности и качества выпускаемой на судне пищевой рыбной продукции путем непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, а также точного учета количества замороженной (охлажденной) хранимой в охлаждаемых грузовых трюмах продукции из ВБР.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога (прототипа), путем расширения функциональных возможностей системы автоматизированного контроля холодильно-технологического комплекса, включая, в первую очередь, обеспечение безопасности и качества выпускаемой на судне пищевой рыбной продукции путем непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, оперативного и эффективного определения температуры и влажности в охлаждаемых грузовых трюмах, а также учета количества продукции из ВБР.

При этом решена задача создания принципиально новой конструкции экономически высокоэффективного рыбопромыслового судна с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса, которое полностью отвечает всем современным техническим требованиям в отношении обеспечения безопасности, качества и учета выпускаемой на судне пищевой рыбной продукции.

Это достигается тем, что предлагаемое рыбопромысловое судно с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса, содержащее корпус и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой холодильной машины и морозильного аппарата, охлаждаемые грузовые трюма, в отличие от ближайшего аналога (прототипа), дополнительно снабжено многофункциональной мобильной диагностической лабораторией холодильно-технологического комплекса, включающей переносной компьютер с программным обеспечением, подключенные к нему датчик-газоанализатор, тепловизор с фото-видеокамерой, которые размещены на единой базовой платформе, причем переносной компьютер подключен к предусмотренному на судне стационарному компьютеру, а каждый из охлаждаемых грузовых трюмов дополнительно снабжен, по крайней мере одним, автономным прибором одновременной непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, а в состав лаборатории включено устройство детектирования, выполненное в виде ручного радиочастотного считывателя, подключенного к переносному компьютеру.

Возможна конструкция, в которой многофункциональная мобильная лаборатория дополнительно снабжена, по крайней мере одним, датчиком температуры и, по крайней мере, одним датчиком влажности воздуха, подключенными к переносному компьютеру и размещенными на единой базовой платформе.

Также возможна конструкция, в которой лаборатория дополнительно снабжена устройством сканирования, включающим взаимосвязанные между собой импульсный лазер и детектор излучения, причем указанное устройство подключено к переносному компьютеру.

Также возможна конструкция, в которой единая базовая платформа выполнена в виде головного шлема, снабженного крепежными элементами и устройством подсветки.

Одним из оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы рыбопромыслового судна с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса в процессе его эксплуатации является вариант, при котором программное обеспечение переносного компьютера содержит выполненные в электронном виде базы данных температурных режимов и влажности в охлаждаемом грузовом трюме, а также выполненные в электронном виде маршруты движения оператора.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на фиг. 1 которого схематично изображено рыбопромысловое судно с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса (продольный разрез) с «функционально» обозначенными основными элементами технологического комплекса, на фиг. 2 - многофункциональная мобильная лаборатория для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса с «функционально» обозначенными основными элементами.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является один из вариантов конструкции рыбопромыслового судна с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса, разработанный в ОАО «Гипрорыбфлот».

Рыбопромысловое судно с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса содержит корпус 1 (см. фиг. 1), размещенные в нем (1) охлаждаемые грузовые трюма (ОГТ) 2 для хранения ВБР, холодильно-технологический комплекс (ХТК) в составе взаимосвязанных между собой холодильной машины (ХМ) 3, установленной в рефрижераторном отделении 4 и морозильного аппарата (МА) 5, который (5) установлен в рыбоперерабатывающем цехе 6 (см. фиг. 1). ХМ 3 соединена с ОГТ 2 и МА 5 при помощи трубопроводов (на чертеже не показано), по которым подают хладагент, например аммиак, к ОГТ 2 и МА 5. Судно дополнительно снабжено многофункциональной мобильной диагностической лабораторией (МДЛ) ХТК, включающей переносной персональный компьютер 7 (см. фиг. 2), например, ноутбук со специальным программным обеспечением, предназначенный для указания оператору маршрутов обхода диагностируемого оборудования на судне, результатов экспресс-обработки и мониторинга диагностики ХТК. К компьютеру 7 подключены электрически при помощи проводов (на чертеже не показано), по крайней мере, один, например ультрафиолетовый датчик-газоанализатор 8 для определения утечек хладагента, а также, по крайней мере, один тепловизор 9, предназначенный для определения утечек хладагента и синхронизированный с фотовидеокамерой 10, предназначенной для регистрации мест утечек хладагента. Кроме того, к компьютеру 7 подключено устройство подсветки 11, состоящее из светодиодных фонарей, излучающих свет в видимом и ультрафиолетовом диапазоне спектра. Ультрафиолетовый свет по флуоресценции газов позволяет визуально определить утечки хладагентов. Датчик-газоанализатор 8, тепловизор 9 с фото-видеокамерой 10, устройство подсветки 11 размещены на единой базовой платформе, выполненной в виде шлема 12. Для постоянного контроля (непрерывной регистрации) температуры, влажности и времени каждый из ОГТ 2 дополнительно снабжен, по крайней мере одним, автономным прибором 13 (см. фиг. 1) одновременной непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, который (13) размещен внутри ОГТ 2, а в состав лаборатории включено устройство детектирования 14 (см. фиг. 2), предназначенное для снятия данных с прибора 13 и выполненное в виде ручного радиочастотного считывателя (14), подключенного к переносному компьютеру 7. Для оперативного контроля температуры и влажности в ОГТ 2 многофункциональная мобильная лаборатория дополнительно снабжена, по крайней мере одним, датчиком 15 температуры и, по крайней мере, одним датчиком 16 влажности воздуха, размещенными (15 и 16) на шлеме 12 и подключенными к переносному компьютеру 7. Для оперативного закрепления приборов 8, 9, 10, 11, 15 и 16 на шлеме 12 могут быть установлены унифицированные крепежные элементы типа «байонет», «струбцина», «зажим», «липучка» или др. (на чертеже не показано), позволяющие легко, одним-двумя движениями устанавливать или снимать необходимые приборы. Переносной компьютер 7 подключен бесконтактным способом, например по радиоканалу (на чертеже не показано), к предусмотренному на судне стационарному (базовому) компьютеру (на чертеже не показано), размещенному в посту управления (на чертеже не показано) ХМ 5 в рефрижераторном отделении 4. Для точного учета продукции из ВБР в ОГТ 2 лаборатория дополнительно снабжена сканером (устройством сканирования) 17 (см. фиг. 2), включающим взаимосвязанные между собой импульсный лазер и детектор излучения, которое (17) подключено к переносному компьютеру 7. Для наиболее эффективной работы рыбопромыслового судна с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса в процессе его эксплуатации программное обеспечение переносного компьютера 7 содержит выполненные в электронном виде базы данных температурных режимов и влажности в ОГТ 2, а также выполненные в электронном виде рекомендованные (или оптимальные) маршруты движения оператора.

Предложенную конструкцию рыбопромыслового судна с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Оператор с переносным компьютером 7 и шлемом 12, на котором закреплены датчик-газоанализатор 8, тепловизор 9 с фотовидеокамерой 10, устройство подсветки 11, датчики температуры и влажности 15 и 16, соответственно, производит обход согласно заданному графику в соответствии с маршрутом, выполненным в электронном виде, который показан на экране монитора компьютера 7, например, начиная с рефрижераторного отделения 4 с ХМ 3 вдоль трубопроводов (на чертеже не показано), по которым подают хладагент в рыбоперерабатывающий цех 6 с МА 5, затем вдоль трубопроводов (на чертеже не показано), по которым подают хладагент в ОГТ 2. По пути следования оператор при помощи датчика-газоанализатора 8 и устройства подсветки 11 визуально определяет места утечек хладагента в ХТК и ОГТ 2, при этом при обнаружении утечек хладагента оператор включает тепловизор 9 с фотовидеокамерой 10, по температурным контрастам трубопроводов фиксирует места утечек хладагента и передает результаты на компьютер 7, с которого (7) по радиомодему (на чертеже не показано) результаты мониторинга передает для последующего анализа и принятия решений по устранению утечек на стационарной (базовой) компьютер (на чертеже не показано), размещенный в посту управления (на чертеже не показано) ХМ 5 в рефрижераторном отделении 4. При нахождении в ОГТ 2 оператор включает датчики 15 и 16, замеряет температуру и влажность в ОГТ 2 и сравнивает их значения с выполненными в электронном виде базами данных температурных режимов и влажности в ОГТ 2. Также при нахождении в ОГТ 2 оператор при помощи устройства детектирования 14 (см. фиг. 2), снимает данные прибора 13 и передает данные в компьютер 7. Одновременно с помощью сканера 17 оператор измеряет степень заполнения судовых охлаждаемых помещений готовой рыбной продукцией путем сканирования объема ОГТ 2, для этого оператор направляет луч сканера 17 последовательно по периметру ОГТ 2, при этом измеряемый параметр отраженного сигнала и координаты точек замера вводят в персональный компьютер 7. В результате обработки данных на персональном компьютере 7 рассчитывают объем заполнения ОГТ 2 готовой рыбной продукцией. По результатам накопленных в персональном компьютере 7 данных от диагностических приборов: датчика-газоанализатора 8, тепловизора 9 с фото-видеокамерой 10, автономного прибора 13, датчика 15 температуры и датчика 16 влажности воздуха, далее производится экспресс-анализ ситуации и принимается решение по оптимизации режимов функционирования холодильно-технологического комплекса или устранения выявленных отклонений от требуемых параметров его работы.

Предлагаемое рыбопромысловое судно с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса дает возможность выполнить современные технические требования в отношении обеспечения безопасности и качества выпускаемой на судне пищевой рыбной продукции путем непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, оперативного и эффективного определения температуры и влажности в охлаждаемых грузовых трюмах, а также учета количества продукции из ВБР, при этом обеспечивается безопасность личного состава и экологическая безопасность окружающей среды путем внедрения новых, экономически обоснованных, высокоэффективных технологий и оборудования для их реализации, обеспечивающих эффективность контроля утечек хладагента во всех помещениях судна.

1. Рыбопромысловое судно с многофункциональной мобильной лабораторией для экспресс-диагностики холодильно-технологического комплекса, содержащее корпус и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой холодильной машины и морозильного аппарата, охлаждаемые грузовые трюмы, отличающееся тем, что судно дополнительно снабжено многофункциональной мобильной диагностической лабораторией холодильно-технологического комплекса, включающей переносной компьютер с программным обеспечением, подключенные к нему датчик-газоанализатор, тепловизор с фотовидеокамерой, которые размещены на единой базовой платформе, причем переносной компьютер подключен к предусмотренному на судне стационарному компьютеру, а каждый из охлаждаемых грузовых трюмов дополнительно снабжен по крайней мере одним автономным прибором одновременной непрерывной регистрации температуры, влажности и времени, а в состав лаборатории включено устройство детектирования, выполненное в виде ручного радиочастотного считывателя, подключенного к переносному компьютеру.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что многофункциональная мобильная лаборатория дополнительно снабжена по крайней мере одним датчиком температуры и по крайней мере одним датчиком влажности воздуха, подключенными к переносному компьютеру и размещенными на единой базовой платформе.

3. Судно по п. 1 или 2, отличающееся тем, что лаборатория дополнительно снабжена устройством сканирования, включающим взаимосвязанные между собой импульсный лазер и детектор излучения, причем указанное устройство подключено к переносному компьютеру.

4. Судно по п. 3, отличающееся тем, что единая базовая платформа выполнена в виде головного шлема, снабженного крепежными элементами и устройством подсветки.

5. Судно по п. 4, отличающееся тем, что программное обеспечение переносного компьютера содержит выполненные в электронном виде базы данных температурных режимов и влажности в охлаждаемом грузовом трюме, а также выполненные в электронном виде маршруты движения оператора.



 

Наверх