Добывающее судно с ферментативным способом переработки водных биоресурсов

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям специализированных рыболовных судов, оснащенных технологическим оборудованием для использования ферментативного способа переработки сырья, трюмами для хранения специальной выработанной продукции, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности.

Добывающее судно с ферментативным способом переработки водных биоресурсов содержит корпус с грузовым трюмом, машинно-котельным отделением и движительно-рулевым комплексом, промысловое и технологическое оборудование, причем технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса для ферментативной переработки водных биоресурсов.

Новым является то, что участок производства белкового гидролизата разделен на участок ферментации и участок сушки гидролизата, причем последний содержит оборудование для сушки конечного продукта, включающее, по меньшей мере одну, распылительную сушилку и соединенный с ней воздухопроводом, по меньшей мере один, воздухоподогреватель, выполненный по типу огневого калорифера и соединенный трубопроводом с топливной системой судна.

Полезная модель позволяет повысить производительность переработки в судовых условиях наиболее массовых видов водных биоресурсов (мезопелагических рыб и криля) без увеличения мощности энергетической установки и стоимостных показателей судна.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям специализированных рыболовных (добывающих) судов, преимущественно типа "траулер кормового траления", например большого или среднего водоизмещения, оснащенных специальным технологическим оборудованием для использования ферментативного способа переработки сырья, а также - трюмами и цистернами для хранения специальной выработанной продукции, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности.

Известны рыболовные (добывающие) суда типа "траулер", являющиеся по своим размерениям, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого специализированного траулера (добывающего судна с ферментативным способом переработки водных биоресурсов), например: "Рыболовный траулер морозильно-консервный (супертраулер) типа "Пулковский меридиан", пр. 1288 с кормовым расположением слипа, предназначенный для лова рыбы донным и разноглубинным тралами в отдаленных районах Мирового океана в условиях автономного или экспедиционного промысла, заморозки обрабатываемой или неразделанной рыбы, переработки непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку, приготовления рыбных консервов, выработки рыбьего жира, хранения продукции и сдачи ее на транспортные суда или транспортировки продукции в порт (см. "Справочник типовых судов "Флот рыбной промышленности", издание 3, М, "Транспорт", 1990 г., с.34-37).

Недостатком аналога является то, что он не в полной мере соответствует современным требованиям в отношении использования судна такого класса для добычи массовых видов водных биоресурсов (ВБР), в первую очередь, мелких мезопелагических рыб и криля из-за невозможности их эффективной и безотходной переработки традиционными способами в условиях промысла.

Наиболее близким техническим решением к заявленному по своему назначению, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является «Добывающее судно с ферментативным способом переработки гидробионтов» (см. описание к патенту РФ 49512 на полезную модель, приоритет от 2005.07.08,, кл. B63B 35/24, 38/00, опубл. 2005.11.27), содержащее корпус с грузовым трюмом и машинно-котельным отделением, движительно-рулевой комплекс, промысловое оборудование и технологическое оборудование, выполненное в виде единого судового технологического комплекса для производства сухого рыбного гидролизата, который (комплекс) включает участок приема и временного хранения водных биоресурсов, участок производства белкового гидролизата из водных биоресурсов, участок выработки рыбьего жира и участок утилизации твердых остатков, например костного остатка и/или панциря, при этом участок производства белкового гидролизата содержит взаимосвязанные между собой устройство для ферментации водных биоресурсов, устройство для разделения продукции на фракции, устройства для сушки конечного продукта, и предназначенное (судно) для ферментативной переработки ВБР, преимущественно мезопелагических рыб и криля.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что для необходимого режима работы сушильных агрегатов требуется большое количество горячего воздуха (с температурой не менее +200°С), который (воздух) в прототипе нагревают в электрических воздухоподогревателях, потребляющих значительное количество электроэнергии от судовой электростанции, что, в конечном итоге, ограничивает производительность технологического комплекса в целом.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая повышение его производственно-технологических возможностей в отношении переработки в судовых условиях наиболее массовых видов ВБР (мелких мезопелагических рыб и криля) с одновременной экономией энергоресурсов судна.

Это достигается тем, что на предлагаемом добывающем судне с ферментативным способом переработки ВБР, содержащем корпус с грузовым трюмом, машинно-котельным отделением и движительно-рулевым комплексом, промысловое и технологическое оборудование, причем технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса для ферментативной переработки ВБР, включающего участок приема и временного хранения водных биоресурсов, участок производства белкового гидролизата из ВБР, участок выработки рыбьего жира и участок утилизации твердых остатков, например костного остатка и/или панциря, при этом участок производства белкового гидролизата содержит взаимосвязанные между собой устройство для ферментации ВБР, устройство для разделения продукции на фракции, устройства для сушки конечного продукта, преимущественно из мезопелагических рыб и криля, в отличии от ближайшего аналога-прототипа, в судовом технологическом комплексе участок производства белкового гидролизата разделен на участок ферментации и участок сушки гидролизата, причем последний содержит оборудование для сушки конечного продукта, включающее, по меньшей мере одну, распылительную сушилку и соединенный с ней воздухопроводом, по меньшей мере один, воздухоподогреватель (воздухоподогревательный аппарат), выполненный по типу огневого калорифера и соединенный трубопроводом с топливной системой судна. Кроме того, топливный трубопровод подключен к топливной системе судна через насос и на топливном трубопроводе перед калорифером установлен клапан.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции добывающего судна с ферментативным способом переработки ВБР осуществляют с использованием применяемых в судостроении материалов, оборудования и технологий.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез добывающего судна с ферментативным способом переработки ВБР с «функционально» обозначенными основными элементами его конструкции.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является проработка одного из вариантов добывающего судна с ферментативным способом переработки ВБР (мезопелагических рыб и криля), выполненная ОАО «Гипрорыбфлот» в обоснование разработанных им технических требований к судну такого типа.

Добывающее судно с ферментативным способом переработки ВБР содержит корпус (1) с машинно-котельным отделением (2), кормовым слипом (на чертеже не показан), движительно-рулевым комплексом (3), в средней части которого (корпуса), предусмотрены грузовые трюма (4) охлаждаемого типа для сухой продукции, цистерны для хранения жира (5).

Технологический комплекс судна предназначен для переработки ВБР (мелких мезопелагических рыб или криля) на белковый гидролизат, костный остаток или панцирь, жир и выполнен в составе:

- участка приема и временного хранения ВБР, включающего многосекционный бункер-аккумулятор 6 с системой охлаждения и циркуляции охлаждающей воды, установки вакуумной перекачки сырья (вакуумного насоса), водоотделителя (на чертеже не показаны);

- участок 7 производства рыбного белкового гидролизата, включающего связанные между собой бункер-дозатор, по меньшей мере один, ферментатор, устройства очистки гидролизата: для отделения твердого остатка (костей, чешуи или панциря), например, горизонтально-осадительной центрифуги, а также, устройства для отделения жира, например, грязевой сепаратор (на чертеже не показаны);

- участок 8 сушки гидролизата, включающий в себя, по меньшей мере один, сушительный агрегат (распылительную сушилку), связанный пневматически воздухопроводом с воздухоподогревателем, выполненным по типу огневого калорифера, соединенного трубопроводом с топливной системой суда, причем соединительный трубопровод подключен через насос и снабжен запорным клапаном (на чертеже не показаны);

- участок 9 утилизации твердого остатка (костного остатка и/или панциря) (на чертеже не показаны);

- участок 10 выработки жира (технического, ветеринарного или пищевого).

Каждый из участков 7, 8, 9 или 10 снабжен необходимыми транспортными средствами и устройствами расфасовки и упаковки готовой продукции (на чертеже не показаны).

Предложенную конструкцию добывающего судна при его эксплуатации используют следующим образом.

Работа с тралом по его спуску, подъему и выливке улова производится обычным способом в обычной последовательности, при этом в случае большого улова производят выпивку последнего с помощью рыбонасоса, а малые уловы поднимают по слипу и выливают обычным способом.

Затем поднятую на борт судна рыбу или криль размещают на охлаждение и временное хранение в бункерах-аккумуляторах 6. Охлажденный улов посредством установки вакуумной перекачки или иным способом подают на пульпопровод или транспортеры, основной поток направляют к измельчителям (размещен на участке 7), измельчающим рыбу, и перекачивают в бункер-дозатор (размещен на участке 7), а из него в ферментатор (размещен на участке 7). Криль поступает непосредственно в бункер-дозатор, минуя измельчитель с палубных ящиков (на чертеже не показаны).

После загрузки ферментатора и разбавления водой включается перемешивание и нагрев. По достижению заданной температуры добавляют фермент, хранение осуществляют посредством специально предусмотренной емкости (на чертеже не показана). Фермент приготавливается в виде раствора в специальном помещении и по системе трубопроводов дозируется в ферментатор.

По окончании процесса ферментации гидролизат дезодорируется непосредственно в ферментаторе путем борботажа паром и выгружается в приемную цистерну (на чертеже не показана).

Для удаления твердого остатка (костей, чешуи или панциря) гидролизат подвергают очистке на горизонтально-осадительной центрифуге (размещенной на участке 8), а затем для отделения жира - на грязевом сепараторе (размещенном на участке 8).

Твердый остаток направляют на линию утилизации (размещенной на участке 9), состоящую из взаимосвязанных между собой сушилки, мельницы и блока расфасовки костной муки (или панциря) в мешки (размещены на участке 9, на чертеже не показаны).

Жир направляется на очистку в жировой сепаратор и витаминизацию (размещенный на участке 10).

Очищенный гидролизат при помощи насоса (на чертеже не показан) поступает на вакуум выпарной аппарат (на чертеже не показан), где упаривается до содержания сухих веществ 15-35%, после этого подогревается до 70-80°C, а затем сушится до порошкообразного состояния влажностью 5% в распылительной сушилке (на чертеже не показана), горячий воздух в которую (сушилку) подают по воздухопроводу от воздухоподогревателя (на чертеже не показаны).

Полученный сухой гидролизат расфасовывают в мешки с полиэтиленовыми вкладышами вместимостью по 50 кг и направляют в трюм (4) на хранение.

Расчет показывает, что промысловые и производственно-технологические возможности добывающего судна с ферментативным способом переработки ВБР предложенной конструкции для пелагического промысла мезопелагических видов рыб или криля с последующей безотходной переработкой всего улова в сухие гидролизаты, твердый остаток и жир, превосходят уровень его аналогов, в том числе в отношении всех известных добывающих судов, в том числе траулеров, прежней постройки.

1. Добывающее судно с ферментативным способом переработки водных биоресурсов, преимущественно мезопелагических рыб и/или криля, содержащее корпус с грузовым трюмом, машинно-котельным отделением и движительно-рулевым комплексом, промысловое и технологическое оборудование, причем технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса для ферментативной переработки водных биоресурсов, включающего участок приема и временного хранения водных биоресурсов, участок производства белкового гидролизата из водных биоресурсов, участок выработки рыбьего жира и участок утилизации твердых остатков, например костного остатка и/или панциря, при этом участок производства белкового гидролизата содержит взаимосвязанные между собой устройство для ферментации водных биоресурсов, устройство для разделения продукции на фракции, устройства для сушки конечного продукта, отличающееся тем, что участок производства белкового гидролизата разделен на участок ферментации и участок сушки гидролизата, причем последний содержит оборудование для сушки конечного продукта, включающее, по меньшей мере, одну, распылительную сушилку и соединенный с ней воздухопроводом, по меньшей мере, один воздухоподогреватель, выполненный по типу огневого калорифера и соединенный трубопроводом с топливной системой судна.

2. Добывающее судно по п.1, отличающееся тем, что на топливном трубопроводе перед калорифером установлен клапан.

3. Добывающее судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что топливный трубопровод подключен к топливной системе судна через насос.



 

Похожие патенты:

Проектирование, расчет и монтаж систем отопления пассажирского вагона с котлом относится к оборудованию железнодорожных вагонов, в частности, к системам их отопления, обеспечивающим нормальные условия пребывания в них пассажиров и надежное функционирование различных систем и агрегатов вагонов.

Траулер // 51961

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к переносным приборам, предназначенным для измерения температуры плавления твердых жиров в диапазоне 25-60°С, и может быть использовано в пищевой промышленности, например, для определения качества шпика, применяемого в производстве колбасных изделий по температуре его плавления.
Наверх