Устройство для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата

 

Полезная модель относится к малой авиации и представляет собой оборудование для зависающих в воздухе во время полета летательных аппаратов, предназначенное для тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период, ликвидации очага начинающегося пожара сыпучими материалами, а также для очистки природных вод и почв от загрязнений нефтью и нефтепродуктами, путем сбрасывания сыпучих сорбционных материалов. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение эффективности тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период, ликвидации очага начинающегося пожара сыпучими огнетушащими материалами, очистки природных вод и почв от загрязнений нефтью и нефтепродуктами. Устройство для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата содержит горизонтально расположенный бак для сыпучего материала с набором аэролотков, имеющих форму полуцилиндров, закрепленных на раме, с возможностью осевого вращения в момент сброса сыпучего материала, причем, бак снабжен защитным коробом с горизонтально гофрированными боковыми стенками, установленными на раме с возможностью вертикального раскрытия стенок в момент сброса сыпучего материала.

Данная полезная модель относится к малой авиации и представляет собой оборудование, для зависающих в воздухе во время полета летательных аппаратов, предназначенное для тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период, ликвидации очага начинающегося пожара сыпучими огнетушащими материалами, а также для очистки природных вод и почв от загрязнений нефтью и нефтепродуктами, путем сбрасывания сыпучих сорбционных материалов.

Известно устройство для рассева сыпучих материалов с летательного аппарата, относящееся к оборудованию для сбрасывания порошкообразных веществ для очистки природных вод и почвы от загрязнений нефтью и нефтепродуктами и борьбы с пожарами (Патент RU 2364553, МПК B64B 1/06, 20.08.2009). Устройство характеризуется тем, что содержит горизонтально расположенный бак, расположенное на борту летательного аппарата приспособление для подачи газа избыточного давления с магистралью подвода газа к сыпучему материалу, магистраль подачи сыпучего материала из нижней части бака в обтекающий летательный аппарат воздушный поток, и, по крайней мере, один аэролоток, выполненный в виде желоба, расположенного в нижней части бака по его длине с наклоном к входному окну магистрали подачи, и содержащего жесткое основание с перфорированными ребрами на верхней поверхности, на которые натянут упругий газопроницаемый эластичный материал с образованием закрытой полости, сообщенной с выходом магистрали подвода сжатого газа к сыпучему материалу. А также, в баке над аэролотком по его периферии расположен рыхлитель, выполненный в виде трубчатой магистрали, сообщенной с магистралью подвода газа к сыпучему материалу, и содержащей отверстия для выхода газа избыточного давления, распределенные по ее длине. Кроме того, в центральной части бака расположен, по крайней мере, один дополнительный рыхлитель, содержащий объемный жесткий каркас с натянутым на нем упругим газопроницаемым эластичным материалом, при этом образованная полость рыхлителя сообщена с магистралью подачи газа избыточного давления.

Недостатками аналога является использование на борту летательного аппарата оборудования для газа с избыточным давлением, что увеличивает взлетную массу летательного аппарата, влечет к уменьшению полезной загрузки сыпучих материалов и является источником повышенной опасности, невозможность разового выброса сыпучего материала на объект, а также, технологическая сложность изготовления и управления оборудованием.

Наиболее близким к заявленной полезной модели является устройство для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата, относящееся к оборудованию для тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период и, в частности, для ликвидации очага начинающегося пожара сыпучими огнетушащими материалами, а также для очистки природных вод и почв от загрязнений нефтью и нефтепродуктами, путем сбрасывания сыпучих сорбционных материалов (Патент RU 136418, МПК B64D 1/16, 10.01.2014 г.). Устройство характеризуется тем, что содержит горизонтально расположенный бак для сыпучего материала, выполненный в виде набора аэролотков, имеющих форму полуцилиндров, закрепленных на раме, с возможностью осевого вращения в момент сброса сыпучего материала, при этом на боковых стенках бака установлены заслоны веерного типа, а между аэролотками и на задней стенке расположены рулоны мелкоячеистой сетки из эластичного материала.

Недостатками прототипа является частичная потеря сыпучего материала в процессе его транспортировки к месту сброса и использование заслонов веерного типа, рулонов из мелкоячеистой сетки между аэролотками и на задней стенке, что увеличивает взлетную массу летательного аппарата, влечет к уменьшению полезной загрузки сыпучих материалов.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение эффективности тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период.

Поставленный технический результат достигается тем, что устройство для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата, содержит горизонтально расположенный бак для сыпучего материала с набором аэролотков, имеющих форму полуцилиндров, закрепленных на раме, с возможностью осевого вращения в момент сброса сыпучего материала, при этом бак снабжен защитным коробом с горизонтально гофрированными боковыми стенками, установленным на раме с возможностью вертикального раскрытия стенок в момент сброса сыпучего материала.

Выполнение бака в виде набора аэролотков, закрепленных на раме и имеющих форму полуцилиндров с возможностью осевого вращения в момент сброса сыпучего материала, обеспечивает возможность быстрого сбрасывания огнетушащего материала, компактного и в тоже время равномерного распределения его на обрабатываемом участке.

Наличие защитного короба позволяет защитить сыпучий огнетушащий материал в аэролотках от воздушных потоков как при транспортировке огнетушащего материала к месту возгорания, так и в момент сброса сыпучего материала. Во время транспортировки сыпучего материала, горизонтально гофрированные боковые стенки защитного короба раскрыты вверх относительно рамы, нижняя часть горизонтально гофрированных боковых стенок защитного короба зафиксирована на раме в собранном положении. Таким образом, стенки защищают огнетушащий сыпучий материал от воздействия воздушных потоков, сохраняя весь загруженный в аэролотки огнетушащий сыпучий материал. В процессе тушения возгораний горизонтально гофрированные боковые стенки раскрываются вниз относительно рамы и образуют подающую трубу для сыпучего материала, тем самым, предотвращая воздействие на сыплющийся огнетушащий материал как воздушных потоков, создаваемых зависающим в воздухе летательным аппаратом, так и бокового ветра. Таким образом, сыпучий материал доставляется к месту сброса в полном объеме без потерь и обеспечивается максимально эффективное (точное) воздействие на очаг возгораний, что позволяет повысить эффективность тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период, ликвидации очага начинающегося пожара. Выполнение горизонтально гофрированных стенок из огнестойкого материала позволяет при необходимости ввести подающую трубу в пламя пожара, что увеличивает точность воздействия.

На фиг. 1 представлен вид устройства для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата; на фиг. 2 представлен вид устройства для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата с раскрытой подающей трубой.

Устройство для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата, содержит горизонтально расположенный бак для сыпучего материала с набором аэролотков 1, имеющих форму полуцилиндров и закрепленных на раме 2, с возможностью осевого вращения. Посредством стоек 3 бак для сыпучего материала крепится к летательному средству. На раме 2 установлен защитный короб с горизонтально гофрированными боковыми стенками 4.

Устройство работает следующим образом.

Аэролотки 1 заполняют сыпучим огнетушащим материалом при собранных (сложенных) горизонтально гофрированных боковых стенках 4. В качестве сыпучего огнетушащего материала можно использовать фосфоросодержащие вещества, содержащие антипирен, в результате применения которых, удается избежать зависимости от климатических условий и повысить срок действия обработки объекта. После заполнения аэролотков 1 верхняя часть горизонтально гофрированных боковых стенок 4 фиксируется в поднятом положении на стойках 3 или на летательном аппарате, т.е. горизонтально гофрированные боковые стенки 4 раскрыты вверх относительно рамы 2 (фиг. 1). Далее, устройство для сброса сыпучих материалов с разовой порцией сыпучего огнетушащего материала транспортируется посредством зависающего в воздухе во время полета летательного аппарата к месту сброса. При этом горизонтально гофрированные боковые стенки 4 защитного короба защищают сыпучий материал от выдувания и рассеивания воздушными потоками.

При подлете и зависании летательного аппарата над очагом точечного пожара и возгорания происходит дистанционное снятие защелок с фиксаторов на раме (не показаны), вертикальное раскрытие горизонтально гофрированных боковых стенок 4 и образование подающей трубы для сыплющегося огнетушащего материала (фиг. 2), снятие сервопружин со стопоров (не показаны), осевой поворот аэролотков и сброс разовой порции сыпучего огнетушащего материала через подающую трубу короба на объект точечного пожара и возгорания.

Таким образом, данное техническое решение позволяет повысить эффективность тушения точечных пожаров и возгораний в пожароопасный период.

Устройство для сброса сыпучих материалов с летательного аппарата, содержащее горизонтально расположенный бак для сыпучего материала с набором аэролотков, имеющих форму полуцилиндров, закрепленных на раме, с возможностью осевого вращения в момент сброса сыпучего материала, отличающееся тем, что бак снабжен защитным коробом с горизонтально гофрированными боковыми стенками, установленным на раме с возможностью вертикального раскрытия стенок в момент сброса сыпучего материала.

РИСУНКИ



 

Наверх