Изобретение относится к области использования авиации в сельскохозяйственном производстве с целью внесения жидких удобрений и других химикатов. Известны опрыскиватели, которыми оборудуются самолеты при проведении авивционно-химических работ. В частности опрыскиватель самолета АН-2 (книга Н.Ф.Дунай и др. "Механизация защиты растений" М., "Колос", 1979.). Этот опрыскиватель наиболее близок к предложенному по своей технической сущности. Другие известные технические решения, к примеру по А.с. №1039042, обусловлены требованиями только современной концепции земледелия. Современная концепция земледелия и в равной мере механизация сельскохозяйственного производства во всех странах базируется на принципах "уравнительной" системы землепользования. Это означает, что все воздействия на систему "почва-растение" основываются на усредненных показателях плодородия поля. Дозу внесения удобрений определяют на основе усредненных показателей для всего поля несмотря на то, что содержание питательных элементов в почве меняется в широких пределах. Применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, несмотря на очаговый характер распределения их по полю, осуществляются при одной заданной норме. Отечественным и международным опытом доказано, что рациональной альтернативной концепции уравнительного землепользования может быть только качественно новая стратегия интенсификации сельскохозяйственного производства, базирующаяся на дифференцированном воздействии на систему "почва-растение" в той или иной системе позиционирования, т.е. в координатной системе земледелия. Недостатками системы опрыскивания самолета АН-2, когорте не позволяют применять ее для дифференцированного внесения жидких удобрений, являются: - неспособность системы к быстрому изменению доз внесения удобрений во время полета. Наладка дозировки производится на земле перед полетом; - отсутствие прибора управления заданными технологическими режимами внесения удобрений в соответствии с агрохимической картой ноля, отображающей отличающиеся участки поля по размерам, потребным дозам удобрений, их составу; - нет контроля за дозой внесения во время полета. Целью настоящего предполагаемого изобретения является обеспечение дифференцированного внесения жидких удобрений авиационным опрыскивателем. Поставленная цель достигается изменением конструкции известных машин-опрыскивателей - это является "промышленно-применимым" и может найти применение в области механизации сельского хозяйства для дифференцированного внесения жидких минеральных удобрений. Известны дозаторы по плотности потока, позволяющие осуществлять дозирование с учетом изменяющихся факторов. Например, дозатор, разработанный для внесения в почву жидкого аммиака ("Применение охлажденного аммиака и аммиачной воды в сельском хозяйстве" Рекомендации М., ВО "Агропромиздат", 1988 г.). В конструкцию опрыскивателя введены: дозатор по плотности потока с исполнительным механизмом: расходомер, электронный блок управления, статический смеситель - позволяющие автоматически обеспечивать заданные технологические режимы внесения жидких удобрений при переходе с одного элементарного участка обрабатываемого поля на другой. Предложенное техническое решение изображено на схеме, где: на фигуре 1 изображена общая технологическая схема опрыскивателя; на фигуре 2 изображен отдельный модуль конструкции. Опрыскиватель состоит из штанги 1 с форсунками 2 и статическим смесителем 3, нескольких баков 4: производительных модулей 5 и электронного блока управления 6. Функциональный дозирующий модуль, представленный на фигуре 2, включает насос 7 с приводом от ветряка 8, дозатор 9 с электроприводом 10, расходомер 11. Ветряк оборудован ленточным тормозом 12, приводимым в действие пневмоцилиндром 13, управляемым электроклапаном 14. В баке установлена гидромешалка 15. Работает опрыскиватель следующим образом. Перед вылетом баки 4 заправляются жидкими удобрениями различными по составу. Электронный блок управления 6 завязывается с картой обрабатываемого поля, где обозначены участки с потребными дозами внесения жидких удобрений и их составом. По мере подлета или отлета от поля насос 7 останавливается путем затормаживания ветряка. При продете гона по мере пересечения обозначенных участков автоматически дозаторы модулей 9 устанавливаются на потребный расход удобрений, который контролируется расходомером 11. Дозированные удобрения смешиваются затем в статическом смесителе 3, распределяются по штанге 1 и распыляются через форсунки 2. Во время разворота самолета, а также при пролете над участками, где не требуется внесение удобрений, дозатор перекрывает поток удобрений, идущий к штанге и поток направляется в гидромешалку 15.
Авиационный опрыскиватель для дифференцированного внесения жидких удобрений, включающий штангу, баки, гидронасос с приводом от ветряка, отличающийся тем, что для обеспечения дифференцированного внесения жидких удобрений в опрыскиватель, снабжается дозатором с расходомером, связанными с электронным блоком управления.
|