Кабина машиниста локомотива

 

Полезная модель направлена на повышение комфортных условий, снижение утомляемости, повышение работоспособности, увеличение производительности труда машиниста и помощника машиниста и повышение безопасности движения. Указанный технический результат достигается тем, что кабина машиниста локомотива, состоящей из рабочей зоны, включающей пульт управления машиниста и помощника машиниста, кресла машиниста и помощника машиниста, шкафы, и зоны работы с технической документацией, хранения, приготовления, разогрева и приема пищи, включающей опорную подставку (столешницу) для размещения технической документации или пищи, холодильник, устройство для разогрева или приготовления пищи, зона работы с технической документацией, хранения, приготовления и приема пищи выполнена в виде размещенных в одном из шкафов для принадлежностей холодильника и устройства для разогрева или приготовления пищи, а функцию опорной подставки (столешницы) для размещения технической документации или пищи выполняют вертикальные панели, по крайней мере, одного из шкафов для принадлежностей или (и), по крайней мере, одной из тумб пульта управления машиниста и помощника машиниста, выполненные в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях. В кабине машиниста локомотива холодильник и устройство для разогрева или приготовления пищи могут быть размещены в одном из шкафов для принадлежностей за откидными панелями. Функцию опорной подставки (столешницы) могут выполнять вертикальные панели одного из шкафов для принадлежностей, в котором размещены холодильник и устройство для разогрева или приготовления пищи, или (и) средней тумбы пульта управления машиниста и помощника машиниста, выполненные в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях. Откидные панели могут быть оснащены лифтами или механизмами подъема, а панели тумб пульта управления машиниста и помощника машиниста к тому же могут иметь дополнительные опоры. Откидные панели могут быть выполнены с нишами для фиксации устанавливаемых на них предметов, с фрикционным покрытием для удержания документации или посуды с пищей. Каждая откидная панель может состоять, по меньшей мере, из двух подвижно соединенных частей - основной и дополнительных. При этом основная часть откидной панели закрепляется за шкаф для принадлежностей или тумбу пульта управления машиниста и помощника машиниста, дополнительные - на основной части откидной панели. Подвижные соединения основных частей откидных панелей с дополнительными могут быть конструктивно выполнены шарнирными, телескопическими, поворотными.

Полезная модель относится к кабинам машиниста локомотивов, преимущественно к кабинам машиниста локомотивов состава магистральных железных дорог и электропоездов.

Известна кабина машиниста рельсового транспортного средства электровоза ВЛ15 (см. Кужим М.Ф. Савичев Н.В. «Электровоз ВЛ15», Справочник для локомотивных и ремонтных бригад, Санкт-Петербург, Астерион, 2003, с. 165, 166, 168, 169). Известная кабина машиниста электровоза содержит посты (рабочие места) машиниста и помощника машиниста, включающие пульт управления, кресло машиниста и помощника машиниста, ступеньки для ног, малогабаритный холодильник, шкаф для одежды.

Недостатком известной кабины машиниста являются отсутствие места для работы с технической документацией и отсутствие благоприятных, комфортных условий для кратковременного отдыха, приготовления и принятия пищи машинистом и помощником машиниста, необходимых для безопасного и эффективного управления движением электровоза в пути. Единственным местом для приготовления и приема пищи являются наклонные поверхности пульта управления машиниста и помощника машиниста, которые содержат органы управления, такие как кнопки, переключатели, контроллеры и прочие элементы. При этом есть большая вероятность возникновения аварийной ситуации в случае пролития жидкостей (напитков), попадание частей пиши на (в) токоведущие части органов управления.

Вышеперечисленные недостатки прямым образом способствуют нарушению режима питания, быстрой утомляемости, вследствие чего возникает дискомфорт, ухудшение работоспособности, снижение производительности труда и даже возникновение хронических заболеваний. Все вышесказанное влияет как на безопасность движения транспортного средства, так и на здоровье машиниста (оператора), помощника машиниста, инструктора.

Известна кабина машиниста магистрального грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 и 2ЭС10 с идентичным внутренним обустройством кабины (см. «Электровоз грузовой постоянного тока 2ЭС6 с коллекторными тяговыми электродвигателями» Руководство по эксплуатации 2ЭС6.00.000.000 РЭ1, Часть 2, Описание и работа, Оборудование кабины и системы безопасности, с. 9, 11-13, 17, 23-25; «Электровоз грузовой постоянного тока 2ЭС10 с асинхронными тяговыми электродвигателями» Руководство по эксплуатации 2ЭС10.00.000.000РЭ, Часть 1, Описание и работа, Технические характеристики электровоза, Расположение оборудования, Электрические схемы, с. 129, 131, 138, 139, 141, 148).

Известная кабина машиниста локомотива содержит рабочие места персонала с устройствами управления локомотивом, включающие в себя пульт управления машиниста и помощника машиниста, в котором агрегатированы все устройства управления движением, средства безопасности и связи, кресла машиниста и помощника машиниста, образующие единое функциональное целое с пультом. Для создания необходимых бытовых условий в кабине размещены шкафы для хранения одежды, личных вещей, инструмента, аптечки, индивидуальных средств защиты, документов, а также СВЧ-печь и малогабаритный холодильник. Для работы с технической документацией, приема и приготовления пищи в пультах управления машиниста и помощника машиниста, в зонах размещения машиниста и помощника машиниста, предусмотрены индивидуальные выдвижные столики с возможностью линейного перемещения в сторону кресел машиниста и помощника машиниста.

Недостатком известной кабины локомотива является нарушение требований норм безопасности НБ ЖТ ЦТ 03-98 «Электропоезда. Нормы безопасности», указывающие на обязательное выполнение эргономического показателя, как высота свободного пространства ниши для ног. Выдвижные столики, размещенные под горизонтальной столешницей пульта управления машиниста и помощника машиниста в зоне ниш для ног, из-за ограничения свободного пространства для ног вызывают значительные неудобства при работе с технической документацией и при принятии пищи. Иных мест для работы с технической документацией, кратковременного отдыха, приготовления и принятия пищи машинистом и помощником машиниста, не предусмотрено. А использовать имеющиеся горизонтальные поверхности пульта управления машиниста и помощника машиниста с расположенными на них органами управления в качестве подставки под размещение документации, стаканов, тарелок и прочих элементов из условий безопасности - запрещается. Отсутствие подставок (столешниц), как необходимого элемента для организации комфортных бытовых условий в кабине, способствует утомляемости и возникновению дискомфорта, ухудшению работоспособности, снижению производительности труда. Вышесказанное влияет на безопасность движения транспортного средства, а также увеличивает время на восстановление организма от влияния нервно-психических перегрузок и умственного перенапряжения на фоне монотонного труда.

Техническим результатом, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, является повышение комфортных условий, снижение утомляемости, повышение работоспособности, увеличение производительности труда машиниста и помощника машиниста и обеспечение безопасности движения.

Заявляемый технический результат достигается тем, что в известной кабине машиниста локомотива, состоящая из рабочей зоны, включающей пульт управления машиниста и помощника машиниста, кресла машиниста и помощника машиниста, шкафы, и зоны работы с технической документацией, хранения, приготовления, разогрева и приема пищи, включающей опорную подставку (столешницу) для размещения технической документации или пищи, холодильник, устройство для разогрева или приготовления пищи, зона работы с технической документацией, хранения, приготовления и приема пищи выполнена в виде размещенных в одном из шкафов для принадлежностей холодильника и устройства для разогрева или приготовления пищи, а функцию опорной подставки (столешницы) для размещения технической документации или пищи выполняют вертикальные панели, по крайней мере, одного из шкафов для принадлежностей или (и), по крайней мере, одной из тумб пульта управления машиниста и помощника машиниста, выполненные в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях.

При этом функцию опорной подставки (столешницы) могут выполнять вертикальные панели шкафа для принадлежностей, в котором размещены холодильник и устройство для разогрева или приготовления пищи, или (и) средней тумбы пульта управления машиниста и помощника машиниста, выполненные в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях.

Функцию опорной подставки (столешницы) могут выполнять вертикальные панели тумб пульта управления машиниста и помощника машиниста, которые также выполнены в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях.

Варианты размещения и исполнений откидных панелей предназначены для оптимальной реализации эргономики внутреннего пространства кабины с учетом различных режимов эксплуатации локомотивов.

Заявляемый технический результат для вариантов исполнения откидных панелей достигается тем, что:

- откидные панели оснащены лифтами или механизмами подъема;

- откидные панели на тумбах пульта управления машиниста и помощника машиниста выполнены с дополнительными опорами;

- откидные панели выполнены с нишами для фиксации устанавливаемых на них предметов;

- откидные панели выполнены с фрикционным покрытием;

- откидные панели состоят, по меньшей мере, из двух подвижно соединенных частей - основной и дополнительных, при этом основная часть закрепляется за шкаф для принадлежностей или тумбу пульта управления машиниста и помощника машиниста, дополнительные - на основной части откидной панели;

- подвижные соединения основной и дополнительной частей откидных панелей выполнены шарнирными;

- подвижные соединения основной и дополнительной частей откидных панелей выполнены телескопическими;

- подвижные соединения основной и дополнительной частей откидных панелей выполнены поворотными.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где:

На фиг. 1 - приведено аксонометрическое изображение кабины машиниста локомотива.

На фиг. 2 - приведено аксонометрическое изображение зоны работы с технической документацией, хранения, приготовления и приема пищи с откинутыми в горизонтальное положение панелями.

На фиг. 3 - приведено аксонометрическое изображение рабочей зоны кабины машиниста локомотива, вид на пульт управления машиниста и помощника машиниста.

На фиг. 4 - приведено аксонометрическое изображение тумбы пульта управления машиниста и помощника машиниста с откинутой в горизонтальное положение панелью.

На фиг. 5 - приведено аксонометрическое изображение исполнения откидной панели с шарнирно-подвижными частями.

На фиг. 6 - приведено аксонометрическое изображение исполнения откидной панели с телескопически-подвижными частями.

На фиг. 7 - приведено аксонометрическое изображение исполнения откидной панели с поворотно-подвижными частями.

Кабина машиниста локомотива 1 состоит из рабочей зоны 2, содержащей пульт управления машиниста и помощника машиниста 3, кресла машиниста и помощника машиниста 4.1 и 4.2, шкафы для принадлежностей 5.1 и 5.2, установленные на полу кабины машиниста 1. Шкафы для принадлежностей 5.1 и 5.2 имеют дверцы 6.1 и 6.2, 7.1 и 7.2, соответственно. Кроме этого шкаф для принадлежностей 5.2 содержит встроенные холодильник 8 и устройство для разогрева или приготовления пищи 9, откидные панели 10 и 11, лифты 12.1, 12.2 и 12.3, шарниры крепления 13 и 14 панелей 10, 11, соответственно. В свою очередь пульт управления машиниста и помощника машиниста 3, состоящие из горизонтально расположенной приборной панели управления 15 и тумб 16.1, 16.2 и 16.3, включает в себя откидную панель 17 с нишами для фиксации устанавливаемых на ней предметов 18.1 и 18.2, шарнир 19, блокируемый лифт 20. При этом средняя тумба 16.2 имеет полость 21 для размещения в ней элементов откидной панели 17 и прочих предметов. Зона работы с технической документацией, хранения, приготовления и приема пищи 22 выполнена в виде размещенных в шкафу для принадлежностей 5.2 холодильника 8 и устройства для разогрева или приготовления пищи 9 и системы откидных панелей 10, 11 и 17. Количество откидных панелей может быть увеличено за счет использования панелей шкафа для принадлежностей 5.1 и боковых тумб 16.1 и 16.3 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3.

Варианты исполнений кабины машиниста локомотива, отличающиеся от основного исполнения в части конструкции откидных панелей, приведены ниже.

Вариант исполнения откидной панели, отличающийся от основного исполнения тем, что откидная панель 23 состоит из трех подвижно соединенных частей, при этом подвижные соединения частей откидной панели друг другу и к средней тумбе 16.2 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3 выполнены шарнирными. Данный вариант исполнения содержит основную часть 24 откидной панели 23, шарнирно закрепленную шарниром 19 к средней тумбе 16.2 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3, боковые дополнительные части 25.1 и 25.2, шарниры 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4.

Вариант исполнения откидной панели, отличающийся от основного исполнения тем, что откидная панель 27 состоит из трех подвижно соединенных частей: основной и двух дополнительных частей. При этом подвижные соединения дополнительных частей с основной частью откидной панели выполнены телескопическими. Данный вариант исполнения содержит основную часть 28 откидной панели 27, шарнирно закрепленную шарниром 19 к средней тумбе 16.2 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3, с нишами для фиксации 18.1 и 18.2, выдвижные дополнительные части 29.1 и 29.2 откидной панели 27, направляющий механизм с фиксатором положений 30 выдвижных дополнительных частей 29.1 и 29.2. Выдвижение дополнительных частей 29.1 и 29.2 производиться поперек основной части 28 откидной панели 27. Возможна конструкция с одной дополнительной панелью с выдвижением дополнительной панели в продольном направлении.

Вариант исполнения откидной панели, отличающийся от основного исполнения тем, что откидная панель 31 состоит из трех подвижно соединенных частей, при этом подвижные соединения дополнительных частей с основной частью откидной панели выполнены поворотными. Данный вариант исполнения содержит основную часть 32 откидной панели 31, шарнирно закрепленную шарниром 19 к средней тумбе 16.2 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3, дополнительные части 33.1 и 33.2 откидной панели 31, поворотно-фиксирующие шарнирные механизмы 34.1 и 34.2. При повороте увеличение площади столешницы происходит в поперечном направлении. Возможен вариант с увеличением площади столешницы в продольном направлении с помощью одной дополнительной части. Также в основной части 32 откидной панели 31 возможно выполнение ниш 18.1 и 18.2 для фиксации устанавливаемых предметов.

Все вышеперечисленные варианты исполнения откидных панелей могут быть выполнены с фрикционным покрытием столешницы, позволяющее надежное расположение предметов даже при движении локомотива или электропоезда.

Заявленную полезную модель кабины машиниста локомотива осуществляют следующим образом.

В кабине машиниста локомотива 1 формируют рабочую зону 2 и зону работы с технической документацией, хранения, приготовления, разогрева и приема пищи 22 путем установки на пол кабины машиниста пульта управления машиниста и помощника машиниста 3, кресла машиниста и помощника машиниста 4.1 и 4.2, шкафа для принадлежностей 5.1 с дверцами 6.1 и 6.2, шкафа для принадлежностей 5.2 с дверцами 7.1 и 7.2, с откидными панелями 10 и 11. Затем в шкаф для принадлежностей 5.2 за откидной панелью 10 встраивается холодильник 8, а за откидной панелью 11 устройство для разогрева и приготовления пищи 9. При этом откидные панели 10 и 11 закреплены к шкафу для принадлежностей 5.2 посредством шарниров 13 и 14, соответственно, с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях. Роль ограничителя хода и фиксатора панели 10 выполняет лифт 12.1, ранее шарнирно закрепленный одним концом к шкафу для принадлежностей 5,2, а другим к откидной панели 10, а функцию ограничителя хода и фиксатора откидной панели 11 выполняют лифты 12.2 и 12.3, шарнирно закрепленные к шкафу для принадлежностей 5.2 и откидной панели 11. Откидная панель 10 тем самым является опорной подставкой (столешницей) и ограждением холодильника 8, а панель 11 является опорной подставкой (столешницей) и ограждением устройства для разогрева или приготовления пищи 9. В свою очередь пульт управления машиниста и помощника машиниста 3 формируют из горизонтально расположенной приборной панели управления 15 и тумб 16.1, 16.2 и 16.3. Под горизонтальной приборной панелью управления 15 к средней тумбе 16.2, посредством шарнира 19, крепится откидная панель 17 с возможностью перевода ее из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях. В откидной панели 17 выполнены ниши 18.1 и 18.2 для фиксации устанавливаемых на ней предметов. Роль ограничителя хода и упора-стойки откидной панели 17 выполняет блокируемый лифт 20, шарнирно закрепленный одним концом к откидной панели 17, а другим концом - к тумбе 16.2, при этом тумба 16.2 имеет полость 21, предусмотренную для размещения в ней элементов блокируемого лифта 20 и ниш 18.1 и 18.2 откидной панели 17. Вместо лифта 20 или дополнительно к нему откидная панель 17 может быть оснащена откидной дополнительной опорой для создания упора в пол кабины машиниста локомотива 1. Эффективность работы в созданных в кабине машиниста 1 рабочей зоне 2 и зоне работы с технической документацией, хранения, приготовления, разогрева и приема пищи 22 возрастает при применении кресел машиниста и помощника машиниста с дополнительной опорой для ног (Патент на полезную модель 117378 RU, зарегистрированный 27.06.2012, заявка 2011153394/11 от 26.12.2011).

Осуществление заявленной полезной модели кабины машиниста в части реализации вариантов исполнений откидных панелей описано ниже.

Вариант исполнения откидной панели, отличающийся от основного исполнения тем, что откидная панель состоит из трех подвижно соединенных частей, а подвижное соединение частей откидной панели выполнено шарнирным, осуществляют следующим образом. Под горизонтальной приборной панелью управления 15 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3 к средней тумбе 16.2 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3 посредством шарнира 19 крепится основная часть 24 откидной панели 23 с возможностью перевода ее из вертикального положения в горизонтальное и обратно. Далее к основной части 24 откидной панели 23 крепятся дополнительные части 25.1 и 25.2 откидной панели 23 посредством шарниров 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4, с возможностью складывания в пределах габарита основной части 24 откидной панели 23 и раскладывания в общую с основной частью 24 плоскость. При данном конструктивном решении откидной панели 23 можно получить три разные площади поверхности столешницы.

Вариант исполнения откидной панели, отличающийся от основного исполнения тем, что откидная панель состоит из трех подвижно соединенных частей, при этом подвижное соединение дополнительных частей с основной частью откидной панели выполнено телескопическим, осуществляют следующим образом. Под горизонтальной приборной панелью 15 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3 к средней тумбе 16.2 посредством шарнира 19 крепится основная часть 28 откидной панели 27. Снизу к основной части 28 откидной панели 27, приведенной в горизонтальное положение, крепят направляющий механизм с фиксатором положения 30. Затем в направляющий механизм с фиксатором положения 30 вставляют и закрепляют выдвижные дополнительные части 29.1 и 29.2 откидной панели 27 с возможностью независимого друг от друга линейного перемещения вдоль поперечной стороны панели 27. Это позволяет получить три различных площади столешницы.

Вариант исполнения откидной панели, отличающийся от основного исполнения тем, что откидная панель состоит из трех подвижно соединенных частей: основной части и двух дополнительных, при этом подвижное соединение дополнительных частей к основной части откидной панели выполнено поворотным, осуществляют следующим образом. Под горизонтальной приборной панелью управления 15 пульта управления машиниста и помощника машиниста 3 к средней тумбе 16.2, посредством шарнира 19, крепится основная часть 32 откидной панели 31 с возможностью перевода ее из вертикального положения в горизонтальное и обратно. Далее к основной части 32 откидной панели 31 крепятся дополнительные поворотные части 33.1 и 33.2 откидной панели 31 посредством поворотно-фиксирующих механизмов 34.1 и 34.2. Поворотно-фиксирующие механизмы 34.1 и 34.2 позволяют переводить дополнительные части 33.1 и 33.2 откидной панели 31 в сложенное и развернутое положение. Такая трансформация поворотной панели 32 позволяет также получить три площади столешницы.

Все варианты исполнений могут оснащаться фрикционными покрытиями, исключающими скольжение предметов по столешнице. Особенно эффективно такое покрытие при совместном применении с нишами 18.1 и 18.2 для фиксации устанавливаемых на них предметов.

1. Кабина машиниста локомотива, состоящая из рабочей зоны, включающей пульт управления машиниста и помощника машиниста, кресла машиниста и помощника машиниста, шкафы, и зоны работы с технической документацией, хранения, приготовления, разогрева и приема пищи, включающей опорную подставку или столешницу для размещения технической документации или пищи, холодильник, устройство для разогрева или приготовления пищи, отличающаяся тем, что зона работы с технической документацией, хранения, приготовления и приема пищи выполнена в виде размещенных в одном из шкафов для принадлежностей холодильника и устройства для разогрева или приготовления пищи, а функцию опорной подставки или столешницы для размещения технической документации или пищи выполняют вертикальные панели, по крайней мере, одного из шкафов или/и, по крайней мере, одной из тумб пультов управления машиниста и помощника машиниста, выполненные в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях.

2. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что холодильник и устройство для разогрева или приготовления пищи размещены в одном из шкафов для принадлежностей за откидными панелями.

3. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что функцию опорной подставки или столешницы выполняют вертикальные панели шкафа для принадлежностей, в котором размещены холодильник и устройство для разогрева или приготовления пищи, выполненные в виде откидных панелей с возможностью перевода их из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях.

4. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что функцию опорной подставки или столешницы выполняет вертикальная панель средней тумбы пульта управления машиниста и помощника машиниста,

выполненная в виде откидной панели с возможностью перевода ее из вертикального положения в горизонтальное и обратно с фиксацией в крайних положениях.

5. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что откидные панели оснащены лифтами или механизмами подъема.

6. Кабина машиниста локомотива по п. 4, отличающаяся тем, что откидные панели выполнены с дополнительными опорами.

7. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что откидные панели выполнены с нишами для фиксации устанавливаемых на них предметов.

8. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что откидные панели выполнены с фрикционным покрытием.

9. Кабина машиниста локомотива по п. 1, отличающаяся тем, что откидные панели состоят, по меньшей мере, из двух подвижно соединенных частей - основной и дополнительных, при этом основная часть закрепляется за шкаф или тумбу пульта управления машиниста и помощника машиниста, а дополнительные - на основной части откидной панели.

10. Кабина машиниста локомотива по п. 9, отличающаяся тем, что подвижные соединения основной и дополнительных частей откидных панелей выполнены шарнирными.

11. Кабина машиниста локомотива по п. 9, отличающаяся тем, что подвижные соединения основной и дополнительных частей откидных панелей выполнены телескопическими.

12. Кабина машиниста локомотива по п. 9, отличающаяся тем, что подвижные соединения основной и дополнительных частей откидных панелей выполнены поворотными.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к узлам крепления панелей съемных крышевых модулей стационарных сооружений или транспортных средств, преимущественно к узлам крепления съемных форкамер системы вентиляции тяговых двигателей и съемных модулей пуско-тормозных и тормозных резисторов электровозов

Полезная модель относится к узлам крепления панелей съемных крышевых модулей стационарных сооружений или транспортных средств, преимущественно к узлам крепления съемных форкамер системы вентиляции тяговых двигателей и съемных модулей пуско-тормозных и тормозных резисторов электровозов
Наверх