Рыболовное судно с системой контроля параметров трала

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к рыболовным судам рыбопромыслового флота, предназначенным для проведения тралового (промыслового) лова рыбы. Судно содержит корпус с надстройкой и промысловой палубой, промысловый комплекс, в составе трала с траловыми досками, который кинематически связан с промысловыми лебедками, систему контроля параметров трала, включающую размещенный на трале базовый автономный измерительный модуль в составе прибора, включающего измерительные датчики: вертикального раскрытия трала, горизонта хода трала, отстояния от грунта, наличия рыбы в устье трала, выше и ниже трала, температуры воды на горизонте хода трала, элемент питания и передатчик, устройства приема/передачи и визуализации информации, информационно взаимосвязанные между собой. Новым является то, что система контроля параметров трала дополнительно снабжена установленными на досках модулями, в каждом из которых размещены датчики измерения расстояния между траловыми досками, датчики измерения углов наклона траловых досок, датчики давления для измерения горизонтов хода траловых досок, и модулем с датчиком наполнения трала. Полезная модель позволяет повысить эффективность и качество рыбопромысловых тралений и обеспечить улучшение экономических показателей работы судна.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к рыболовным судам рыбопромыслового флота, предназначенным для проведения тралового (промыслового) лова рыбы.

Известны рыболовные научно-исследовательские суда рыбопромыслового флота, которые по своему назначению являются аналогами заявляемому, например, судно проекта 833 (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр. 100-103), предназначенное для проведения научно-исследовательских работ, связанных с изучением морских ресурсов и включающих выполнение контрольных тралений водных биоресурсов (ВБР). Указанное судно содержит корпус с надстройкой и промысловой палубой, судовой научный эхолот типа ЕК-400 для проведения морских ресурсных исследований, промысловое оборудование в составе трала, снабженного траловыми досками, которые (доски) при помощи ваеров (тросов) кинематически связанны с траловыми лебедками.

Трал для выполнения исследований снабжен прибором контроля орудий лова (ПКОЛ) типа «Игла», который соединен проводным каналом связи (кабель-тросом) с размещенном на судне приемным устройством, связанным с самопишущим прибором (устройством визуализации (отображения) информации). В состав указанного ПКОЛ «Игла» входят датчики, обеспечивающие измерение следующей информации: вертикальное раскрытие трала, горизонт хода трала, отстояние трала от грунта, наличие рыбы в устье трала, выше и ниже трала, а также датчик температуры воды на горизонте хода трала.

Недостатком указанного аналога является низкая эффективность работы судна при проведении морских ресурсных исследований, обусловленная невозможностью одновременного выполнения всех необходимых измерений параметров трала и водной среды в процессе контрольного траления для обеспечения более высокого уровня научных исследований, а также наличием только проводного канала связи и отсутствие устройства автоматической обработки информации.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению и общей компоновке, принятый за ближайшей аналог (прототип) полезной модели, является рыболовный траулер морозильный проекта «Атлантик-2» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр. 75-78), предназначенный для лова рыбы донным и пелагическим тралом. Указанный аналог-прототип содержит корпус с надстройкой и промысловой палубой, судовой рыбопоисковый эхолот, гидролокатор, промысловое оборудование в составе тралов: донного и пелагического, снабженных траловыми досками, которые (доски) при помощи ваеров (тросов) кинематически связанны с траловыми лебедками, установленными на судне. Каждый из тралов на период промысла снабжен ПКОЛ типа NS-36, в состав которого входят датчики, обеспечивающие измерение: вертикального раскрытия трала, горизонта хода трала, отстояния трала от грунта, наличие рыбы в устье трала выше и ниже трала, а также датчик температуры воды на горизонте хода трала. ПКОЛ NS-36 соединен с судном кабель-тросом (проводным каналом связи), подключенным к приемному устройству, которое подключено к самописцу и к электронно-лучевой трубке электронного осциллографа (устройству визуализации (отображения) информации).

Недостатками ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении технического оснащения рыболовного судна с применением систем контроля параметров трала (СКПТ), ввиду того, что последние должны измерять максимально-возможное количество параметров трала, включая степень наполнения мешка трала, расстояние между траловыми досками, углы наклона траловых досок и горизонты хода траловых досок. Наличие датчиков углов наклона траловых досок является очень важным фактором, влияющим, в конечном итоге, на количество и качество улова, так как позволяет в процессе лова вести трал без перекосов (любой перекос трала сокращает облавливаемый объем), точно наводить трал на косяки рыбы, тем самым повышая его уловистость. То же можно сказать и о датчиках давления, измеряющих горизонты хода траловых досок. Если горизонт хода одной доски не совпадает с горизонтом хода второй траловой доски это является явным свидетельством перекоса устья трала, что также приводит к уменьшению уловистости трала. Поэтому отсутствие возможностей измерения углов наклона и горизонтов хода траловых досок являются существенными недостатками. Кроме того, недостатками являются отсутствие у ПКОЛ NS-36 беспроводного канала связи и отсутствие у этих вариантов ПКОЛ устройства автоматической обработки информации.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая, в первую очередь, повышение эффективности работы рыболовного судна в целом за счет обеспечения эффективности рыбопромысловых тралений посредством увеличения уловистости трала, с одновременным расширением их функциональных возможностей за счет увеличения количества и повышения качества измерений (повышения точности измерений) параметров трала и ускорения процесса обработки информации.

При этом решена задача создания принципиально новых экономически высокоэффективных рыболовных судов с СКПТ, которые в отношении количества и точности одновременно измеряемых параметров трала и траловых досок полностью отвечают всем современным требованиям к техническому оснащению рыболовных судов флота рыбной промышленности.

Это достигается тем, что в предлагаемом рыболовном судне с системой контроля параметров трала, содержащим корпус с надстройкой и промысловой палубой, промысловый комплекс, в составе трала с траловыми досками, который кинематически связан с промысловыми лебедками, систему контроля параметров трала, включающую размещенный на трале базовый автономный измерительный модуль в составе прибора, включающего измерительные датчики: вертикального раскрытия трала, горизонта хода трала, отстояния от грунта, наличия рыбы в устье трала, выше и ниже трала, температуры воды на горизонте хода трала, элемент питания и передатчик, устройства приема/передачи и визуализации информации, информационно взаимосвязанные между собой, в отличие от ближайшего аналога-прототипа, система контроля параметров трала дополнительно снабжена установленными на досках модулями, в каждом из которых размещены, по меньшей мере один, датчик измерения расстояния между траловыми досками, по меньшей мере один, датчик измерения углов наклона траловых досок и, по меньшей мере один, датчик давления для измерения горизонтов хода траловых досок, а также, по меньшей мере одним, модулем с датчиком наполнения трала, при этом в состав каждого модуля включен, по меньшей мере один, элемент питания и передатчик информации, взаимосвязанные с соответствующими измерительными датчиками.

Наиболее оптимальным с точки зрения повышения эффективности СКПТ является рыболовное судно, в котором информационная связь между судном и базовым модулем предусмотрена по акустическому каналу и/или кабель-тросу, при этом под днищем корпуса судна установлена, по меньшей мере одна, гидроакустическая антенна, размещенная в обтекателе и направленная в сторону кормовой оконечности судна.

Указанный технический результат достигается также за счет того, что система контроля параметров трала снабжена устройством обработки информации, в качестве которого использован персональный компьютер, преимущественно ноутбук, размещенный в ходовой рубке надстройки судна и снабженный специальным программным обеспечением, а в качестве устройства визуализации информации использован монитор персонального компьютера.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на фиг. 1 которого схематично изображено рыболовное судно с системой контроля параметров трала при тралении с «функционально» обозначенными основными элементами СКПТ, на фиг. 2 - схема устройств СКПТ и сопрягаемых приборов, размещенных на рыбопромысловом судне.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является один из вариантов рыболовного судна с системой контроля параметров трала, разработанный ОАО «Гипрорыбфлот».

Рыболовное судно с системой контроля параметров трала, содержит корпус 1 с надстройкой 2 и промысловой палубой (на чертеже не показано), промысловый комплекс, в составе промысловых лебедок (на чертеже не показано), с которыми кинематически при помощи ваеров (тросов) 3 связаны траловые доски 4, к которым прикреплен трал 5. На трале 5 размещены: базовый автономный измерительный модуль 6 (см. фиг. 1) в составе прибора, включающего измерительные датчики, обеспечивающие измерение: вертикального раскрытия трала, горизонт хода трала, отстояние от грунта, наличия рыбы в устье трала, выше и ниже трала, температуры воды на горизонте хода трала, элемент питания и передатчик (на чертеже не показано), модули 7 с датчиками наполнения трала. На траловых досках 4 предусмотрены модуль 8, в котором размещены датчики 9 измерения расстояния между досками 4 (величины горизонтального раскрытия трала 5), с датчиками 10 измерения углов наклона траловых досок 4 относительно вертикали и с датчиками 11 давления, размещенных симметрично на траловых досках 4 и предназначенные для измерения горизонтов хода траловых досок 4. В состав модулей 7, 8 включены соответствующие измерительные датчики и взаимосвязанные с ними элементы питания (аккумуляторы) и передатчики информации (на чертеже не показано). На днище корпуса 1 установлен обтекатель 12 (см. фиг. 1), в котором (12) размещена гидроакустическая антенна 13 (см. фиг. 2). Антенна 13 направлена в сторону кормовой оконечности корпуса 1 судна, при этом ось диаграммы направленности центральной гидроакустической антенны 13 в большинстве случаев размещена в диаметральной плоскости корпуса 1 судна. Антенна 13 электрически подключена к устройству приема/передачи 14 информации (приемопередатчику СКПТ), размещенному в гидроакустической шахте (на чертеже не показано) в корпусе 1 судна. К устройству приема/передачи также электрически подключены (см. фиг. 2): судовой лаг, гирокомпас, приемоиндикатор GPS/ГЛОНАСС. В состав СКПТ входит устройство обработки информации в качестве которого использован персональный компьютер (ПЭВМ) 15 (см. фиг. 2), преимущественно ноутбук, размещенный в ходовой рубке надстройки 2 судна и снабженный специальным программным обеспечением. К ПЭВМ 15 подключено устройство 14 приема/передачи, а в качестве устройства визуализации информации использован монитор (на чертеже не показано) ПЭВМ 15.

При проведении тралений рыболовное судно с СКПТ эксплуатируют следующим образом.

Перед постановкой трала 5, размещенного на промысловой палубе (на чертеже не показано), на него (5) устанавливают (подвешивают) измерительный базовый модуль 6 и модули 7. На каждую из траловых досок 4 устанавливают измерительные модули 8 с датчиками измерения расстояния между досками, датчиками углов наклона и датчиками давления. Затем одним из известных способов производят постановку трала 5, используя промысловые лебедки (на чертеже не показано) и ваера 3. При проведении траления информацию от модулей 7 по беспроводному (акустическому) каналу связи передают в базовый модуль 6, с которого (6) информацию по беспроводному (акустическому) каналу передают на антенну 13, связанную с устройством приема/передачи 14. Также информацию с модуля 8 по беспроводному (акустическому) каналу передают на антенну 13, связанную с устройством приема/передачи 14. При помощи устройства приема/передачи 14 полученную информацию от модулей 6, 7, 8 передают на ПЭВМ 15, при этом визуализацию (отображение) информации осуществляют при помощи монитора (на чертеже не показано) ПЭВМ 15. Информационную связь между базовым модулем 6 и устройством приемопередачи 14 могут также осуществлять по резервному проводному (кабель-тросу) каналу (на чертеже не показано). При изменении положения траловых досок 4 относительно друг друга, т.е. смещения их (4) относительно горизонтальной плоскости по результатам показаний датчиков модулей 8 или отклонения их (4) от вертикали более чем на допустимую величину (для данных траловых досок и данного трала), возвращают траловые доски 4 в необходимое (оптимальное) положение известным способом, преимущественно, при помощи тросов 3 или путем изменения скорости траления. После выполнения работ с использованием трала 5, его (5) известным способом поднимают на промысловую палубу (на чертеже не показано) рыболовного судна.

При последующих постановках трала 5 и выполнении рыбопромысловых тралений операции выполняют аналогично указанным выше.

Предлагаемая модель рыболовного судна с СКПТ дает возможность обеспечить современные технические требования в части внедрения новых, экономически обоснованных, высокоэффективных технологий тралового лова на рыболовных судах, а также возможность использования нового оборудования для их реализации, что позволяет значительно повысить эффективность и качество рыбопромысловых тралений и обеспечить улучшение экономических показателей работы рыбопромыслового флота в целом.

1. Рыболовное судно с системой контроля параметров трала, содержащее корпус с надстройкой и промысловой палубой, промысловый комплекс, в составе трала с траловыми досками, который кинематически связан с промысловыми лебедками, систему контроля параметров трала, включающую размещенный на трале базовый автономный измерительный модуль в составе прибора, включающего измерительные датчики: вертикального раскрытия трала, горизонта хода трала, отстояния от грунта, наличия рыбы в устье трала, выше и ниже трала, температуры воды на горизонте хода трала, элемент питания и передатчик, устройства приема/передачи и визуализации информации, информационно взаимосвязанные между собой, отличающееся тем, что система контроля параметров трала дополнительно снабжена установленными на досках модулями, в каждом из которых размещены по меньшей мере один датчик измерения расстояния между траловыми досками, по меньшей мере один датчик измерения углов наклона траловых досок и по меньшей мере один датчик давления для измерения горизонтов хода траловых досок, а также по меньшей мере одним модулем с датчиком наполнения трала, при этом в состав каждого модуля включен по меньшей мере один элемент питания и передатчик информации, взаимосвязанные с соответствующими измерительными датчиками.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что информационная связь между судном и базовым модулем предусмотрена по акустическому каналу и/или кабель-тросу, при этом под днищем корпуса судна установлена по меньшей мере одна гидроакустическая антенна, размещенная в обтекателе и направленная в сторону кормовой оконечности судна.

3. Судно по п. 1 или 2, отличающееся тем, что система контроля параметров трала снабжена устройством обработки информации, в качестве которого использован персональный компьютер, преимущественно ноутбук, размещенный в ходовой рубке надстройки судна и снабженный специальным программным обеспечением, а в качестве устройства визуализации информации использован монитор персонального компьютера.



 

Наверх