Моторная надувная лодка

 

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном. Заявляется моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов A-образной формы в плане, транец и надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части. Новым является то, что места примыкания надувных бортов с надувным днищем, частично или полностью по длине днища закрыты снаружи перегородкой из эластичного материала. Полезная модель включает 6 зависимых пункта формулы, 9 рисунков.

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном.

В настоящее время широкое распространение получили надувные моторные суда, которые в транспортируемом положении занимают очень мало места, но при необходимости могут быть быстро развернуты и спущены на воду. В настоящее время такие суда широко используются как профессионалами (для оказания своевременной помощи при стихийных бедствиях: доставка продуктов питания, вывоз людей с затопляемой территории и т.п.), так и любителями (для отдыха на воде, рыбалки, охоты и т.д.). Поэтому указанные суда должны отвечать ряду основных требований.

Во-первых, для оказания своевременной помощи, такие суда должны развивать достаточно высокую скорость, чтобы в максимально короткий срок прибыть к месту оказания помощи. Для выполнения этого требования суда должны быстро выходить на глиссирование и в указанном режиме, затрачивая минимальное количество топлива, перемещаться к месту назначения.

Во-вторых, суда должны иметь хорошие мореходные качества, т.е. обладать начальной статической остойчивостью (не допускать крена при повышенных нагрузках на один борт) и при этом обеспечивать высокую управляемость (отсутствие «рыскания» из стороны в сторону при быстром движении лодки или при встрече лодки с волной).

В-третьих, они должны быть компактными в транспортируемом положении для быстрой и удобной доставки их к месту развертывания.

В-четвертых, указанные суда должны иметь высокую грузоподъемность за счет большого объема надувных бортов и днища.

Известна моторная надувная лодка, (см. патент США 4722292, кл. B63B 7/08, 1988 г.) содержащая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане с транцем, жестким днищем, гибким днищем и надувным килем, расположенный между жестким и гибким днищами. Киль сформирован нижним изгибом днища и его подъемом в носовой части. Задачей надувного киля является повышение мореходных качеств лодки за счет повышения килевой линии в носовой части.

Основным недостатком известной моторной лодки являются низкие мореходные качества, обусловленные плавными очертаниями киля, не позволяющие лодке хорошо удерживаться на волне.

Известна моторная лодка с надувными бортами (см. полезная модель РФ 170, МКИ: B63B 5/24, 1993 г.), включающая корпус с жестким профилированным днищем, транцем и надувными бортами, образующими незамкнутый контур. Благодаря жесткому профилированному днищу, лодка имеет высокие гидродинамические свойства, позволяющие обеспечивать скоростные характеристики лодки за счет быстрого выхода на глиссирование.

Основными недостатками известной моторной лодки являются, во-первых, значительные вес и габариты жесткого профилированного днища в транспортируемом положении.

Во-вторых, известная моторная лодка достаточно трудоемка при сборке и не всегда после многократных сборок-разборок обеспечивает гарантированную герметичность кокпита.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является конструкция лодки по патенту РФ 2287449, МКИ B63B 7/08, 2006 г., взятая в качестве прототипа. Моторная надувная лодка, включает незамкнутый контур бортов A-образной формы в плане, транец и эластичное надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части. Достоинством лодки является то, что она не содержит жестких элементов, что облегчает ее доставку к месту эксплуатации, а наличие надувного днища V-образной формы, улучшает скоростные характеристики лодки.

Основным недостатком известной моторной лодки являются ее недостаточно высокие гидродинамические характеристики. Это связано с тем, что из-за существующей на сегодняшний день технологии вклейки надувного днища, его примыкание к надувным бортами всегда осуществляется с некоторым отступлением от самой низкой точки надувного борта. Высота образуемого «бортика» от самой низкой точки надувного борта до точки вклейки может составлять 7-10 см и во многом определяется толщиной надувного днища. При этом известно, что чем больше угол килеватости надувного днища, тем лучше оно и с минимальными усилиями «раздвигает» набегающие потоки воды, которые затем ударяются в «бортик», образуя вокруг него вихреобразные водяные буруны. Наличие бурунов говорит о переходе ламинарных потоков обтекания днища в турбулентные, что не только тормозит лодку, но и приводит к увеличению затрат топлива двигателем.

Задачей, решаемой заявляемым техническим решением, является устранение указанного недостатка, а именно, повышение гидродинамических характеристик лодки, приводящее к уменьшению времени выхода на глиссирование и снижению топливных затрат.

Указанная задача в моторной надувной лодке, включающая незамкнутый контур надувных бортов A-образной формы в плане, транец и надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части, решена тем, что места примыкания надувных бортов с надувным днищем, частично или полностью по длине днища закрыты снаружи перегородкой из эластичного материала.

Наличие перегородки из эластичного материала, закрывающей снаружи место примыкания надувного борта с надувным днищем позволяет обеспечить ламинарное (плавное без бурунов) движение потоков воды от нижнего ребра килеватого днища к надувному борту.

Для повышения надежности соединения, перегородка из эластичного материала вшита и/или вклеена между бортом лодки и надувным днищем.

Для повышения технологичности изготовления лодки, перегородка из эластичного материала, расположенная вдоль борта лодки, может быть выполнена в виде единой пластины.

Для повышения ремонтопригодности лодки, перегородка, расположенная вдоль борта лодки, может быть выполнена составной, в виде нескольких расположенных друг за другом пластин из эластичного материала, установленных таким образом, чтобы задний край впереди стоящей от носа лодки пластины располагался над передним краем следующей пластины.

Для упрощения технологии изготовлении лодки, перегородка из эластичного материала может быть выполнена из того же материала, что и борта и днище лодки.

Сущность заявляемого технического решения поясняется рисунками.

На фиг. 1 представлен вид сверху заявляемой моторной лодки, где: 1 - надувные борта; 2 - надувное днище килеобразной формы; 3 - транец.

На фиг. 2 представлено продольное сечение -A заявляемой моторной лодки.

На фиг. 3 представлено поперечное сечение Б-Б заявляемой моторной лодки, где: 4 - верхняя часть надувного днища, выполненный из эластичного материала; 5 - нижняя часть надувного днища, выполненный из эластичного материала; 6 - формообразующие перегородки различной высоты надувного днища, выполненные из эластичного материала; 7 - защитный слой надувного днища, выполненный из эластичного материала, 8 - перегородка из эластичного материала, закрывающая снизу место примыкания надувного борта с надувным днищем.

На фиг. 4 представлен вид снизу заявляемой моторной лодки, где: 8а - перегородки, закрывающие места примыкания надувных бортов с надувным днищем в носовой части судна.

На фиг. 5 представлен вид снизу заявляемой моторной лодки, где: 8б - перегородки, закрывающие места примыкания надувных бортов с надувным днищем по всей его длине.

На фиг. 6 представлен вид снизу заявляемой моторной лодки, где: 8в и 8г - элементы составной перегородки, закрывающей места примыкания надувных бортов в носовой и средней части надувного днища.

На фиг. 7 и 8 представлены рисунки, поясняющие принцип вклейки надувного днища, где: 9 - соединительное ребро, образующееся склейкой (сшивкой) верхнего и нижнего листов эластичного материала надувного днища; 10 - V-образный соединительный элемент; 11 - бортик, образующийся, между местом вклейки надувного днища 2 и нижней частью надувного борта.

На фиг. 9 представлен рисунок нижней части моторной лодки с передними перегородками 8а и транцевыми плитами (пластинами) 12.

Особенностью сборки (склейки и/или сшивки) заявляемой моторной лодки является то, что после вклейки в надувные борта 1 надувного днища 2, поверх места примыкания надувных бортов с надувным днищем, частично или полностью по длине днища устанавливают (вклеивают и/или вшивают) цельную или сборную перегородку из эластичного материала.

Для развертывания заявляемой моторной лодки достаточно накачать воздушным насосом борта 1 и надувное днище килеобразной формы 2, а на транец 3 закрепить подвесной мотор (на рисунках он не показан). После этого лодку можно спустить на воду. При движении лодки по воде она быстро набирает скорость и выходит на режим глиссирования. Во многом это обеспечивается при помощи килеватого надувного днища 2, которое рассекает собой воду и выталкивает из воды нос лодки. Струи воды, расходящиеся в стороны от нижнего ребра килеватого днища 2, при этом плавно обтекают дно лодки и ее борта за счет перегородок 8 (8а, 8б, 8в и 8г), которые не позволяют образоваться бурунам у бортика 11 нижнего края надувных баллонов 1.

Для экспериментальной проверки заявляемого технического решения в качестве материала перегородки были проверены различные эластичные материалы.

Пример 1. В качестве материала перегородки была использована та же армированная ткань с поливинилхлоридным покрытием (ПВХ-ткань), что используется при изготовлении днища надувной лодки - Plastel Boat ТЕ90, плотностью 900 г/м2, толщиной 0.9 мм. Данная ткань обладает высокой прочностью на разрыв и раздир, прекрасно склеивается с материалом лодки, технологична, очень хорошо складывается. Данную ткань легко выкроить и приклеить по месту.

Пример 2. В качестве материала перегородки была опробована легкая полиуретановая ткань марки Lamcotec C/D290, плотностью 290 г/м 2. Данная ткань хорошо кроится и после грунтовки праймером, типа Cilbond, приклеивается двух-компонентным полиуретановым клеем к лодке.

Пример 3. В качестве материала перегородки была опробована полиэтиленовая ткань Тарпаулин 280, плотностью 280 г/м2. Данная ткань легко прошивается с полосками из ПВХ-ткани, которые и приклеиваются к лодке. С помощью ультразвуковой сварки можно непосредственно сваривать листы полиэтилена с ПВХ.

1. Моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур надувных бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части, отличающаяся тем, что места примыкания надувных бортов с надувным днищем частично или полностью по длине днища закрыты снаружи перегородкой из эластичного материала.

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что перегородка из эластичного материала вшита и/или вклеена между бортом лодки и надувным днищем.

3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что перегородка из эластичного материала, расположенная вдоль борта лодки, выполнена в виде единой пластины.

4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что перегородка, расположенная вдоль борта лодки, выполнена составной в виде нескольких расположенных друг за другом пластин из эластичного материала, установленных таким образом, чтобы задний край впереди стоящей от носа лодки пластины располагался над передним краем следующей пластины.

5. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве материала перегородки использована армированная ПВХ-ткань.

6. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве материала перегородки использована полиуретановая ткань.

7. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве материала перегородки использована полиэтиленовая ткань.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным килеватым днищем

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном
Наверх