Моторная надувная лодка

 

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном. Заявляется моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части, состоящее из верхнего и нижнего листов эластичного материала, соединенными между собой по периметру и разделенных установленными между листами продольными формообразующими перегородками. Новым является то, что верхняя часть надувного днища выполнена в форме вогнутой и/или выпуклой и/или рифленой поверхности. Полезная модель включает 3 зависимых пункта формулы, 9 рисунков.

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном.

В настоящее время широкое распространение получили моторные суда, которые в транспортируемом положении занимают очень мало места, но при необходимости могут быть быстро развернуты и спущены на воду. В настоящее время такие суда широко используются как профессионалами (для оказания своевременной помощи при стихийных бедствиях: доставка продуктов питания, вывоз людей с затопляемой территории и т.п.), так и любителями (для отдыха на воде, рыбалки, охоты и т.д.). Поэтому указанные суда должны отвечать ряду основных требований.

Во-первых, для оказания своевременной помощи, такие суда должны развивать достаточно высокую скорость, чтобы в максимально короткий срок прибыть к месту оказания помощи, а, следовательно, им необходимо иметь высокие гидродинамические свойства, достигаемые в основном за счет выбора профиля днища.

Во-вторых, они должны быть компактными в транспортируемом положении для быстрой и удобной доставки их к месту развертывания.

В-третьих, суда должны иметь хорошие мореходные качества для обеспечения безопасности пассажиров и экипажа.

В-четвертых, одна и та же модель судна должна с минимальными конструктивными изменениями обеспечивать различные функциональные возможности, например, отвечать требованиям сотрудников МЧС и удовлетворять запросы рыболовов-любителей или охотников.

Известна моторная надувная лодка, (см. патент США 4722292, кл. B63B 7/08, 1988 г.) содержащая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане с транцем, жестким днищем, гибким днищем и надувным килем, расположенный между жестким и гибким днищами. Киль сформирован нижним изгибом днища и его подъемом в носовой части. Задачей надувного киля является повышение мореходных качеств лодки за счет повышения килевой линии в носовой части.

Основным недостатком известной моторной лодки являются низкие мореходные качества, обусловленные плавными очертаниями киля, не позволяющие лодке хорошо удерживаться на волне.

Известна моторная лодка с надувными бортами (см. полезная модель РФ 170, МКИ: B63B 5/24, 1993 г.), включающая корпус с жестким профилированным днищем, транцем и надувными бортами, образующими незамкнутый контур. Благодаря жесткому профилированному днищу, лодка имеет высокие гидродинамические свойства, позволяющие обеспечивать скоростные характеристики лодки за счет быстрого выхода на глиссирование.

Основными недостатками известной моторной лодки являются, во-первых, значительные вес и габариты жесткого профилированного днища в транспортируемом положении.

Во-вторых, известная моторная лодка достаточно трудоемка при сборке и не всегда после многократных сборок-разборок обеспечивает гарантированную герметичность кокпита.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является конструкция лодки по патенту РФ 2287449, МКИ B63B 7/08, 2006 г., взятая в качестве прототипа. Моторная надувная лодка, включает незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и эластичное надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части и состоящее из плоского верхнего и нижнего, определяющего форму днища листов из эластичного материала, разделенных установленными между листами продольными формообразующими перегородками различной высоты, определяющими килеватость днища. Достоинством лодки является то, что она не содержит жестких элементов, что облегчает ее доставку к месту эксплуатации, а наличие надувного днища V-образной формы, улучшает скоростные характеристики лодки.

Основным недостатком известной моторной лодки является то, что она предлагает несколько вариантов выполнения килеватой части надувного днища (одно, двух или трехкилевое днище), но при этом не изменяет форму его верхней части, что существенно ограничивает функциональные возможности лодки.

Задачей настоящего технического решения является устранение указанного недостатка, а именно расширение функциональный возможностей известной моторной лодки за счет изменения конструкции верхней части надувного днища при сохранении ее высоких мореходных качеств, присущих килеватому надувному днищу.

Указанная задача в моторной надувной лодке, включающей незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части, состоящее из верхнего и нижнего листов эластичного материала, соединенных между собой по периметру и разделенных установленными между листами продольными формообразующими перегородками, решена тем, что верхняя часть надувного днища выполнена в форме вогнутой и/или выпуклой и/или рифленой поверхности.

Указанное изменения конструкции верхней части надувного днища позволяет существенно расширить функциональные возможности разработанной конструкции моторной лодки за счет создания специализированных вариантов лодки, отвечающих различным требованиям потребителей. Для удовлетворения этих требований, поверхность верхней части надувного днища может быть выполнена выпуклой с образованием центрального продольного горба или вогнутой с образованием центрального продольного желоба или в форме ряда чередующихся продольных горбов и впадин постоянной или переменной высоты.

Сущность заявляемого технического решения поясняется рисунками.

На фиг. 1 представлен вид сверху заявляемой моторной лодки, где: 1 - незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане; 2 - надувное днище килеобразной формы; 3 - транец.

На фиг. 2 представлено продольное сечение А-А заявляемой моторной лодки.

На фиг. 3 представлено поперечное сечение Б-Б заявляемой моторной лодки, где: 4 - верхний лист надувного днища, выполненный из эластичного материала; 5 - нижний лист надувного днища, выполненный из эластичного материала; 6 - формообразующие перегородки различной высоты, выполненные из эластичного материала; 7 - защитный слой днища, выполненный из эластичного материала.

На фиг. 4-7 представлены различные варианты выполнения формы поверхности верхней части надувного днища (для простоты восприятия на рисунках условно не показан защитный слой днища 7).

На фиг. 8-10 представлены рисунки, поясняющие технологию изготовления надувного днища, где: 8 - монтажный стол (для простоты понимания стол изображен плоским, если верхняя поверхность выпуклая или вогнутая или рифленая, то стол повторяет эту поверхность) с продольными пазами 9, в которые укладывают верхние части 10 формообразующих перегородок 6, нижние части которых 11 предварительно приклеены и/или пришиты к днищу 12 (днище 12 образовано двумя склеенными и/или сшитыми листами 5 и 7), а на верхние части 10 формообразующих перегородок накладывается и приклеивается или приваривается, например, ультразвуковой сваркой (см. http://wrk.vniitvch.ru/tech-6-3-2.shtml к верхнему листу надувного днища 4, а затем верх и низ днища проклеиваются и/или пришиваются по периметру, а готовое днище приклеивается к надувным бортам (данные операции на рисунках не показаны).

Для развертывания заявляемой моторной лодки достаточно накачать воздушным насосом борта 1, надувное днище килеобразной формы 2 и на транец 3 закрепить подвесной мотор (на рисунках он не показан). Верхняя часть днища 4 при этом может принимать одну из форм, представленную на фиг. 3-7. Для лодок имеющих узко специальное назначение форма верхней части днища 4 может быть изготовлена по желанию заказчика. Так для рыбаков может представлять интерес днище с центральным продольным горбом, для охотников - с центральным продольным желобом, а для сотрудников МЧС с рифленым дном, препятствующим перемещению транспортируемых грузов.

Кроме того, наличие продольных впадин в верхней части надувного днища позволяет обеспечить гарантированный сток воды (на дне кокпита от заборных брызг могут образовываться лужи) через небольшие отверстия в транце 3 (на рисунках эти отверстия условно не показаны).

1. Моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец и надувное днище килеобразной формы, присоединенное к бортам в их нижней части, состоящее из верхнего и нижнего листов эластичного материала, соединенных между собой по периметру и разделенных установленными между листами продольными формообразующими перегородками, отличающаяся тем, что верхняя часть надувного днища выполнена в форме вогнутой и/или выпуклой, и/или рифленой поверхности.

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя часть надувного днища выполнена в виде выпуклой поверхности с образованием центрального продольного горба.

3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя часть надувного днища выполнена в виде вогнутой поверхности с образованием центрального продольного желоба.

4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя часть надувного днища выполнена в виде рифленой поверхности в форме ряда чередующихся горбов и впадин постоянной или переменной высоты.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным килеватым днищем
Наверх