Быстроустанавливаемая складная радиолокационная мачта

 

Полезная модель относится к области военного дела и может применяться при инженерном оборудовании позиций зенитно-ракетных комплексов, в том числе и при создании ложных радиолокационных станций.

Новым в предложенном техническом устройстве является то, что в нем на верхней подвижной секции выполнена съемная монтажная площадка, к которой снизу прикреплены карманы с реактивными двигателями, а сверху установлен поворотный стакан с кронштейном для крепления антенны с электроприводами, при этом для обеспечения удобства развертывания (свертывания) подвижных секций на их нижней части предусмотрены скользящие стальные накладки и торцевые заглушки с отверстиями, а в верхней части - упоры с амортизационными резиновыми подушками и стопорные прижимные замки для фиксации мачты в эксплуатационном положении.

Предлагаемая быстроустанавливаемая складная радиолокационная мачта по основному критерию оценки «эффективность применения - стоимость» имеет показатели, примерно в 1.5-2 раза выше по сравнению с существующими аналогами.

Полезная модель относится к области военного дела и может применяться при инженерном оборудовании позиций зенитно-ракетных комплексов, в том числе и при создании ложных радиолокационных станций.

Известно устройство переносной установки разминирования УР-83П - аналог («Инструкция по применению переносной установки разминирования УР-83П», Москва, Воениздат, 1985 г., стр.3-23), состоящей из направляющих, реактивных двигателей, электрокабеля, кассеты, основания с комплектом анкеров и ЗИП.

Недостатками такого технического решения являются сложность использования реактивных двигателей без направляющих устройств и высокая трудоемкость монтажа установки силами саперного отделения.

Известно устройство телескопической антенной мачты типа ХЖ2.092.098 (ХЖ2.092.099) - прототип («Техническое описание и инструкция по эксплуатации», UN7Z1, 2011 г., стр.1-16), состоящей из неподвижного колена с основанием, комплекта подвижных секций с блоками, тросами и лебедкой, антенны с электрооборудованием, анкерных кольев с оттяжками.

Недостатками такого устройства являются сложность конструктивного исполнения и работы трособлочной системы подвижных секций, трудоемкость развертывания мачты при увеличении ее высоты или при возрастании массы антенны.

Задача предлагаемого технического решения состоит в повышении тактико-технических характеристик за счет сокращения времени и трудоемкости развертывания (свертывания) мачты, улучшения условий боевой работы и достижение возможности быстрой смены позиций, в том числе и при устройстве ложной (имитационной) радиолокационной станции.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в предложенной быстроустанавливаемой складной радиолокационной мачте, состоящей из неподвижного колена с основанием, комплекта подвижных секций, антенны с электрооборудованием, анкерных кольев с оттяжками, в ней на верхней подвижной секции выполнена съемная монтажная площадка, к которой снизу прикреплены карманы с реактивными двигателями, а сверху установлен поворотный стакан с кронштейном для крепления антенны с электроприводами, при этом для обеспечения удобства развертывания (свертывания) подвижных секций на их нижней части предусмотрены скользящие стальные накладки и торцевые заглушки с отверстиями, а в верхней части - упоры с амортизационными резиновыми подушками и стопорные прижимные замки для фиксации мачты в эксплуатационном положении.

Сущность предложенной полезной модели поясняется чертежами, на которых изображены: на фиг.1 - показан вид сбоку быстроустанавливаемой складной радиолокационной мачты, возведенной на местности; на фиг.2 - показано положение мачты перед выдвижением ее в эксплуатационное положение при помощи реактивных двигателей; на фиг.3 - показан продольный разрез узла взаимного сопряжения секций с фиксацией развернутого положения при помощи стопорных прижимных замков; фиг.4 - показан продольный разрез мачты в сложенном положении для перевозки на грузовом транспортном средстве; на фиг.5 - показан вариант установки (свертывания) мачты с использованием транспортного средства; на фиг.6 - приведено приспособление для выключения стопорных прижимных замков при свертывании мачты в транспортное положение.

Быстроустанавливаемая складная радиолокационная мачта (фиг.1-4), состоящая из неподвижного колена 1 с основанием 2, комплекта подвижных секций 3, антенны 4 с электрооборудованием, анкерных кольев 5 с оттяжками 6, в ней на верхней подвижной секции 3 выполнена съемная монтажная площадка 7, к которой снизу прикреплены карманы 8 с реактивными двигателями 9, а сверху установлен поворотный стакан 10 с кронштейном 11 для крепления антенны 4 с электроприводами 12, при этом для обеспечения удобства развертывания (свертывания) подвижных секций 3 на их нижней части предусмотрены скользящие стальные накладки 13 и торцевые заглушки 14 с отверстиями 15, а в верхней части - упоры 16 с амортизационными резиновыми подушками и прижимные стопорные замки 17 для фиксации мачты в эксплуатационном положении.

Прижимной стопорный замок 17 выполнен в виде коромысла 18 (фиг.3), которое шарнирно закреплено на опоре 19 и прижимается постоянно к подвижной секции 3 при помощи двух пружин 20. При выдвижении секции 3 носок коромысла попадает в окно 21, выполненное у основания, тем самым обеспечивает ее надежную фиксацию. Для опускания подвижной секции 3 применяется специального приспособления (фиг.6), состоящее из штанги 22, накидной серьги 23, тросовой оттяжки 24 и планки 25, имеющей четыре отверстия под рычаг выключения 26, с помощью которого выводится носок коромысла из окна 21, обеспечивая опускание секции под собственным весом. При этом, для обеспечения ручного выключения стопорных замков с помощью штанги 22 накидная серьга 23 последовательно устанавливается на коромысло 18, а рычаг выключения 26 вставляется в соответствующее отверстие планки 25 и в опорное гнездо 27, закрепленное на неподвижном колене 1 (фиг.6, разрез узла А). При нажатии на рычаг 26 происходит поворот коромысла 18, что освобождает подвижную секцию 3 от стопорного замка 17 и она под собственным весом опускается вниз.

Для обеспечения удобства развертывания (свертывания) мачты, особенно после длительного хранения или эксплуатации в неблагоприятных погодных условиях, а также для уменьшения боковых колебаний и торможения скорости подъема или опускания подвижных секций на их нижней части (фиг.4) выполнены скользящие стальные накладки 13 и торцевые заглушки 14 с отверстиями 15, для перепуска воздуха (атмосферной воды, конденсата) с одной камеры в другую, а в верхней части предусмотрены упоры 16 с амортизационными резиновыми подушками для исключения ударных нагрузок и защиты коромысел 18 от повреждений. Упоры 16 крепятся снизу к торцевым планкам 28, в которых устраиваются отверстие для подвижной секции 3, а также четыре отверстия для присоединения к ним тросовых оттяжек 6. Торцевые планки 28 при помощи электросварки крепятся к верхней части подвижных секций 3, в том числе и к неподвижному колену 1. Для уменьшения трения между подвижными секциями, они при техническом обслуживании смазываются отработанным автомобильным маслом, а при взаимном смещении отжимаются перетекающим воздухом, уменьшающим усилие сопротивления при подъеме или опускании секций.

Установка радиолокационной мачты производится в два этапа. На первом этапе подготовляется ровный участок местности, целесообразно расположенный на возвышенности. Выбранный участок местности, в соответствии с инструкцией по эксплуатации радиолокационной станции (или рабочего проекта), разбивается: на места расположения центра мачты; места крепления анкерами основания неподвижного колена; места крепления анкерных кольев для оттяжек первой группы, затем средней и наружной. После разбивки участка производится сборка укороченной мачты (фиг.2, 5) непосредственно с колес, на платформе грузового автомобиля, при возможности с использованием его грузоподъемного средства. При этом к неподвижному колену 1 присоединяется основание 2 с лагами и раскосами и одновременно из него выдвигается первая подвижная секция 3 с фиксацией стопорными замками 17 и установкой оттяжек 6, а также закрепляется на верхней секции 3 мачты монтажная площадка 7 вместе с антенной 4, электрооборудованием 12 и реактивными двигателями 9. Затем мачта в наклонном положении опускается на грунт и ее основание 2 крепится от смещения анкером 5. После этого закрепляются на расчетную длину три ближайшие оттяжки 6 первой группы и, частично развернутая мачта, устанавливается в вертикальное положение с креплением к анкеру четвертой оттяжки (фиг.2).

На втором этапе производится развертывание мачты в полное рабочее (эксплуатационное) положение (фиг.1) согласно проектной документации. Для этого проверяется вертикальное положение частично развернутой мачты (фиг.2), надежное крепление анкеров и оттяжек, а также распределяется положение электрокабеля и оттяжек средней и наружной групп. При этом концы этих оттяжек заранее прикрепляются к анкерам с полуметровым запасом длины. После запуска реактивных двигателей 9 и автоматического срабатывания прижимных стопорных замков 17 средние и наружные оттяжки 6 натягиваются, обеспечивая строго вертикальное положение мачты.

При устройстве радиолокационной станции целесообразно использовать цифровую радиолокационную антенну, имеющую оптимальные массо-габаритные параметры. Для устройства ложной (имитационной) радиолокационной станции может применяться пневмо - подпорный макет антенны, в которой один из электроприводов используется в качестве пневмонасоса для поддержания подпора воздуха. При изготовлении макетов радиолокационных антенн может также применяться тонколистовая сталь, закрепленная на деревянном (металлическом) каркасе. Для достижения достоверности работы таких антенн следует применять дополнительно электромагнитный излучатель волн требуемого диапазона. Кроме того, для защиты любой антенны от разрушения и обеспечения безопасности расчета от грозовых электророзрядов на мачте крепится молниеотвод, при этом грунтовое электросопротивление анкерных кольев 5 должно составлять в пределах 10 ом.

Демонтаж (свертывание) мачты производится в два этапа. Вначале с использованием приспособления для выключения стопорных замков (фиг.6) последовательно опускаются подвижные секции 3, оставляя предпоследнее подвижное звено в рабочем положении (фиг.2), при этом одновременно отсоединяются оттяжки и снимаются анкера средней и наружной групп крепления. Второй этап демонтажа производится с использованием грузового транспортного средства (фиг.5) в обратной последовательности, применяемой при установке частично развернутой мачты (работы первого этапа развертывания, фиг.2).

Готовность предложенного технического устройства к опытной проверке подтверждается наличием чертежей и расчетов, указывающих на целесообразность применения принятого конструктивного решения, возможность изготовления рабочего макета с использованием отечественных материалов, готовых изделий (устройств) и деталей.

Предложенное техническое решение по сравнению с известными аналогами имеет следующие преимущества:

- повышает тактико-технические характеристики радиолокационной станции за счет увеличение высоты мачты и массы оборудования антенны;

- обеспечивает быстрое развертывание или свертывание радиолокационной станции;

- позволяет использовать мачту для оборудования ложной радиолокационной станции;

- повышает устойчивость мачты от разрушения при обстреле ее из стрелкового оружия;

- обеспечивает возможность многократного применения;

- достигается возможность длительной эксплуатации или хранения.

Теоретические исследования и проведенные расчеты показывают, что предложенное техническое устройство по основному критерию оценки «эффективность применения-стоимость» имеет показатели, примерно в 1.5-2 раза выше по сравнению с существующими аналогами.

Быстро устанавливаемая складная радиолокационная мачта, состоящая из неподвижного колена с основанием, комплекта подвижных секций, антенны с электрооборудованием, анкерных кольев с оттяжками, отличающаяся тем, что в ней на верхней подвижной секции выполнена съемная монтажная площадка, к которой снизу прикреплены карманы с реактивными двигателями, а сверху установлен поворотный стакан с кронштейном для крепления антенны с электроприводами, при этом для обеспечения удобства развертывания (свертывания) подвижных секций на их нижней части предусмотрены скользящие стальные накладки и торцевые заглушки с отверстиями, а в верхней части - упоры с амортизационными резиновыми подушками и стопорные прижимные замки для фиксации мачты в эксплуатационном положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, в частности, к креплению горных выработок сталеполимерными анкерами

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкции утепления наружных стен и кровли зданий

Полезная модель относится к бытовой технике и может быть использовано как для сушки белья, например в ванной комнате, на балконах или лоджиях, а также для навески шторок для ванны или балконных занавесок
Наверх