Кабина самолета (варианты)

Авторы патента:

7 B64D43/00 -

 

Полезная модель относится к авиационной промышленности, а именно к системам компоновки оборудования в кабинах самолетов и навигационному оборудованию самолетов, преимущественно Ил-76. Технический результат заявляемой полезной модели заключается в повышении безопасности полетов, удобства управления самолетом, увеличения доступности и облегчения доступа к информации выдаваемой приборами, а также качества текущей информации. Существует три варианта получения технического результата. Согласно первого варианта технический результат полезной модели достигается тем, что по сравнению с полезной моделью принятой за прототип, кабиной самолета, включающей первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, в заявляемой полезной модели, кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным с первым и вторым приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или информации от системы раннего предупреждения близости земли, или информации от системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе. Согласно второго варианта технический результат полезной модели достигается тем, что по сравнению с полезной моделью принятой за прототип, кабиной самолета, включающей первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной

станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, в заявляемой полезной модели кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным с первым и вторым приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией и единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или информации от единой системы раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе. Согласно третьего варианта технический результат полезной модели достигается тем, что по сравнению с полезной моделью принятой за прототип, кабиной самолета, включающей, по крайней мере, два прибора индикации навигационной обстановки, закрепленные консольно над приборными досками первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также третий прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем все приборы индикации навигационной обстановки выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли, и опасном сближении самолетов в воздухе, отличающаяся тем, что кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным со всеми приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации, связанное с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станции, или информации от единой системы раннего предупреждения близости и опасном сближении самолетов в воздухе. Технический результат полезной модели достигается в выведением на приборы индикации навигационной обстановки информации, получаемой от управляющей вычислительной системы самолета, с метеонавигационной радиолокационной станции, системы раннего предупреждения близости земли, а также с системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

Полезная модель относится к авиационной промышленности, а именно к системам компановки оборудования в кабинах самолетов и навигационному оборудованию самолетов, преимущественно Ил-76.

Известна кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана. На первый и второй приборы индикации навигационной обстановки подается информация с радиолокатора только о метеобстановке и встречных препятствиях. Приборы индикации навигационной обстановки реализованы в виде мониторов с электроннолучевыми трубками. Приборы снабжаются светозащитными блендами. Для просмотра информации пилот или штурман вынуждены прижимать лицо к бленде, наблюдая, таким образом, отображаемую на мониторе информацию (см. Федоров В.И., Радиолокационное оборудование самолета ИЛ-76ТД и его летная эксплуатация», Министерство гражданской авиации. Центр ГА СЭВ-ИПК, Ульяновск, 1990 г., стр.66).

Недостатками известного технического решения являются ограниченные информационные возможности приборов индикации навигационной обстановки и не достаточно рентабельном использовании по этой причине площади перед креслами первого и второго пилота, бортинженера и штурмана, поскольку значительный период полетного времени получение информации пилотами или штурманом с радиолокационного датчика не требуется, но в такие периоды времени пилотам и штурману важно получать в доступном виде информацию иного содержания.

Кроме того, известными приборами не удобно пользоваться из-за необходимости прижимать лицо к светозащитной бленде. Пилот вынужден менять свое положение в кресле, снимая руки с рычагов управления, что недопустистимо в каких-либо сложных погодных условиях, пилот теряет из вида иные приборы, расположенные перед ним, и в дальнейшем ему требуется увеличенный промежуток времени для восстановления внимания на других приборах. Эти обстоятельстваа приводят к снижению безопасности полетов, повышению утомляемости пилотов, усложнению процесса управления самолетом.

Прототипом к заявляемой полезной модели может быть принята «Кабина самолета» (1-ый вариант):

Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических

индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе (патент на полезную модель №36348, выданный по заявке №2003124240 от 13 августа 2003 г., авторы: Григорьев В.Л., Журавлев К.Ю., заявитель ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр».

(2-ой вариант формулы)

Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе (патент на полезную модель №36348, выданный по заявке №2003124240 от 13 августа 2003 г., авторы: Григорьев В.Л., Журавлев К.Ю., заявитель ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр»).

(3-ий вариант формулы)

Кабина самолета, включающая, по крайней мере, два прибора индикации навигационной обстановки, закрепленные консольно над приборными досками первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также третий прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем все приборы индикации навигационной обстановки выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе (патент на полезную модель №36348, выданный по заявке №2003124240 от 13 августа 2003 г., авторы: Григорьев В.Л., Журавлев К.Ю., заявитель ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр»;).

Недостаток существующей полезной модели заключается в том, что на приборы индикации навигационной обстановки пилотов и штурмана поступает информация только от управляющей вычислительной системой самолета, либо от метеонавигационной радиолокационной станции, либо от системы раннего предупреждения близости земли, либо от системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе. Существующая полезная модель на позволяет обеспечить возможность совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или от системы раннего предупреждения близости земли, или от системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

Технический результат заявляемой полезной модели заключается в

повышении безопасности полетов, удобства управления самолетом, увеличения доступности и облегчения доступа к информации выдаваемой приборами, а также качества текущей информации.

Существует три варианта получения технического результата.

Согласно первого варианта технический результат полезной модели достигается тем, что по сравнению с полезной моделью принятой за прототип, кабиной самолета, включающей первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, в заявляемой полезной модели, кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным с первым и вторым приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или информации от системы раннего предупреждения близости земли, или информации от системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

Согласно второго варианта технический результат полезной модели достигается тем, что по сравнению с полезной моделью принятой за прототип, кабиной самолета, включающей первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, в заявляемой полезной модели кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным с первым и вторым приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией и единой системой раннего предупреждения

близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или информации от единой системы раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе.

Согласно третьего варианта технический результат полезной модели достигается тем, что по сравнению с полезной моделью принятой за прототип, кабиной самолета, включающей, по крайней мере, два прибора индикации навигационной обстановки, закрепленные консольно над приборными досками первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также третий прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем все приборы индикации навигационной обстановки выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли, и опасном сближении самолетов в воздухе, отличающаяся тем, что кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным со всеми приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации, связанное с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станции, или информации от единой системы раннего предупреждения близости и опасном сближении самолетов в воздухе.

Перечисленные признаки вариантов полезной модели обеспечивают решение задачи полезной модели, устраняют все недостатки, перечисленные выше в отношении прототипа. Технический результат полезной модели достигается в выведением на приборы индикации навигационной обстановки информации, получаемой от управляющей вычислительной системы самолета, с метеонавигационной радиолокационной станции, системы раннего предупреждения близости земли, а также с системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

Текущая информация от каждой системы может быть по выбору экипапажа летчиков совмещена с текущей информацией о полете самолета. Совмещение текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения информации по желанию летчика от метеонавигационной радиолокационной станцией, или от единой системы раннего

предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, осуществляется устройством подготовки и обеспечения индикации, которыми управляют пилоты и штурман.

Отдельные виды выводимой на приборы индикации навигационной обстановки информации, которые также характеризуют технические результаты, достигаемые вариантами полезной модели, приведены ниже при описании примеров осуществления полезной модели.

Примеры конкретного выполнения, подтверждающие возможность осуществления полезной модели с реализацией назначения, поясняется графическими материалами. (для первого варианта полезной модели).

Фиг.1 - кабина пилотов самолета, вид на приборные доски первого пилота, второго пилота, центральную приборную доску бортинженера и лобовое остекление самолета.

Фиг.2. - вид на приборную доску штурмана с возможностью обзора с кресла штурмана.

Фиг.3. - блок-схема взаимодействия пилотажно-навигационной аппаратуры с индикаторами навигационной обстановки.

(для второго варианта полезной модели).

Фиг.4 - кабина пилотов самолета, вид на приборные доски первого пилота, второго пилота, центральную приборную доску бортинженера и лобовое остекление самолета.

Фиг.5 - вид на приборную доску штурмана с возможностью обзора с кресла штурмана.

Фиг.6 - блок-схема взаимодействия пилотажно-навигационной аппаратуры с индикаторами навигационной обстановки.

(для третьего варианта полезной модели).

Фиг.7 - кабина пилотов самолета, вид на приборные доски первого пилота, второго пилота, центральную приборную доску бортинженера и лобовое остекление самолета.

Фиг.8 - вид на приборную доску штурмана с возможностью обзора с кресла штурмана.

Фиг.9 - блок-схема взаимодействия пилотажно-навигационной аппаратуры с индикаторами навигационной обстановки.

Фиг.10 - изображение на индикаторе навигационной обстановки, получаемое от управляющей вычислительной системы о маршруте движения воздушного судна.

Фиг.11 - изображение на индикаторе навигационной обстановки, получаемое от метеонавигационной радиолакационной станции.

Фиг.12 - изображение на индикаторе навигационной обстановки, получаемое после совмещения изображений информации о маршруте движения воздушного судна с информацией от метеонавигационной радиолакационной станции.

Сущность полезной модели кабина самолета.

Для первого варианта полезной модели. Кабина самолета, включает кабину пилотов (фиг.1) и рабочее место штурмана (фиг.2). В кабине пилотов (фиг.1) размещен первый прибор индикации навигационной обстановки 1 (фиг.1, 3), закрепленный консольно над приборной доской первого пилота 2 (фиг.1), над приборной доской второго пилота 3 (фиг.1) и центральной приборной доской бортинженера 4 (фиг.1). Второй прибор индикации навигационной обстановки 5 (фиг.2, 3), расположенный впереди кресла штурмана 6 (фиг.2), с возможностью удобного обзора штурманом. Первый прибор индикации 1 (фиг.1, 3) и второй приборы индикации 5 (фиг.1, 3) выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета 7 (фиг.3), метеонавигационной радиолокационной станцией 8 (фиг.3), системой раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3), а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, 10 (фиг.3). На первом приборе индикации 1 (фиг.1, 3) и втором приборе индикации 5 (фиг.1, 3) отображается информация:

- с управляющей вычислительной системы самолета 7 (фиг.3);

- с метеонавигационной радиолокационной станции 8 (фиг.3);

- с системы раннего предупреждения близости земли 9(фиг.3);

- с системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, 10 (фиг.3).

- Из управляющей вычислительной системы 7 (фиг.3) на приборы индикации 1, 5 (фиг.1, 3) передается информация последовательным кодом на частоте 100+1% кГц (широта, долгота, путевая скорость, истинный путевой угол, истинный курс, план полета, информация о маневрах самолета в зоне аэродрома и т.п.). От приборов индикации 1, 5 (фиг.1, 3) управляющей вичислительной системы 7 (фиг.3) передача информации осуществляется последовательным кодом на частоте 12,5+10% кГц (выбор уровня информационного наполнения формата навигационной информации, листание страниц в пределах выбранной таблицы при включенном режиме просмотра справочных таблиц, вызов на индикацию для просмотра справочных таблиц и т.п.).

От системы раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3) информация на приборы 1, 5 (фиг.1, 3) передается последовательным кодом (карта пролетаемой местности, масштабы, ориентация самолета по курсу, путевой угол, единицы измерения).

Система предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, 10 (фиг.3). передает на приборы 1, 5 (фиг.1, 3) текущую информацию о самолетах, находящихся в различной степени близости и рекомендации пилотам о маневрах самолета.

В случае возникновения критической информации о приближении к земной поверхности приборы 1,5 (фиг.1, 3) одновременно прервут текущий кадр и высветится кадр от системы раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3).

Кабина самолета снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации 11 (фиг.3), связанным с первым прибором индикации навигационной обстановки 1 (фиг.1, 3) и вторым прибором индикации навигационной обстановки 5 (фиг.1, 3), с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией 8 (фиг.3), системой раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3), а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 10 (фиг.3). Устройство подготовки и обеспечения индикации 11 (фиг.3), связанное с управляющей вычислительной системой 7 (фиг.3), выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки 1 (фиг.1, 3) и 5 (фиг.1, 3), путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станции 8 (фиг.3), или информации от системы раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3), или информации от системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 10 (фиг.3).

От системы раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3) ин формация на приборы, первый прибор индикации 1 (фиг.1, 3) и второй приборы индикации 5 (фиг.1, 3) передается последовательным кодом (карта

пролетаемой местности, масштабы, ориентация самолета по курсу, путевой угол, единицы измерения). Система предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 10 (фиг.3) передает на первый прибор индикации 1 (фиг.1, 3) и второй приборы индикации 5 (фиг.1, 3) текущую информацию о самолетах, находящихся в различной степени близости и рекомендации пилотам о маневрах самолета.

В случаях возникновения критической информации о приближении к земной поверхности первый прибор индикации 1 (фиг.1, 3) и второй приборы индикации 5 (фиг.1, 3) одновременно прервут текущий кадр, и высвятится от системы раннего предупреждения близости земли 9 (фиг.3).

Для второго варианта полезной модели.

Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки 12 (фиг.4, 6), закрепленный консольно над приборной доской первого пилота 13 (фиг.4) и второго пилота 14 (фиг.4) и центральной приборной доской бортинженера 15 (фиг.4), а также второй прибор индикации навигационной обстановки 16 (фиг.5), расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана 17 (фиг.5) Первый прибор индикации навигационной обстановки 12 (фиг.4, 6) и второй прибор индикации навигационной обстановки 16 (фиг.6) выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета 18 (фиг.6), с метеонавигационной радиолокационной станцией 19 (фиг.6), единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе 20 (фиг.6).

Кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации 11 (фиг.6), связанным с первым прибором индикации навигационной обстановки 12 (фиг.4, 6) и вторым прибором индикации навигационной обстановки 16 (фиг.6), с управляющей вычислительной системой самолета 18 (фиг.6), с метеонавигационной радиолокационной станцией 19 (фиг.6) и единой системой раннего предупреждения близости земли и предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 20 (фиг.6) Устройство подготовки и обеспечения индикации 11 (фиг.6), связанное с управляющей вычислительной системой 18 (фиг.6), выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки 12, 16 (фиг.6), путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станции 19 (фиг.6), или информации от единой системы раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе 20 (фиг.6). Объем информации во втором варианте полезной модели, передаваемый единой системой раннего предупреждения близости земли и предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 20 (фиг.6) аналогичен информации, передаваемой на приборы индикации навигационной обстановки 12, 16 (фиг.6) по первому варианту полезной модели.

Для третьего варианта полезной модели.

Кабина самолета включает два прибора индикации навигационной обстановки 21, 22 (фиг.7, 9) закрепленные консольно над приборной доской первого пилота 23 (фиг.7) и приборной доской второго пилота 24 (фиг.7) и центральной приборной доской бортинженера 25 (фиг.7), а также третий прибор индикации навигационной обстановки 26 (фиг.7, 8), расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана 27 (фиг.8). Все приборы индикации навигационной обстановки 21, 22, 26 (фиг.7, 9) и 26 (фиг.7, 8) выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета 28 (фиг.9), метеонавигационной радиолокационной станцией 29 (фиг.9), единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе 30 (фиг.9).

Кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, 11 (фиг.9), связанным со всеми приборами индикации навигационной обстановки 21, 22, 26 (фиг.9) с управляющей вычислительной системой самолета, 28 (фиг.9), с метеонавигационной радиолокационной станцией 29 (фиг.9) и единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе 30 (фиг.9). Устройство подготовки и обеспечения индикации 11 (фиг.9), связанное с управляющей вычислительной системой 28 (фиг.9), выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки 21, 22, 26 (фиг.9, 12,), путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станции 29 (фиг.9, 11), или информации от единой системы раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе 30 (фиг.9, 10). Объем информации в третьем варианте полезной модели, передаваемый единой системой раннего предупреждения близости земли и предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе 30 (фиг.9, 10) аналогичен информации, передаваемой на приборы индикации навигационной обстановки 21, 22 (фиг.9) по первому варианту полезной модели.

Согласно третьему варианту, расположение третьего прибора индикации навигационной обстановки 26 (фиг.7, 8) на приборной доске штурмана сохраняется (как в первом так и во втором варианте).

1. Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, первый и второй приборы индикации выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, отличающаяся тем, что кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным с первым и вторым приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, системой раннего предупреждения близости земли, а также с системой предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации, связанное с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станции, или информации от системы раннего предупреждения близости земли, или информации от системы предупреждения об опасном сближении самолетов в воздухе.

2. Кабина самолета, включающая первый прибор индикации навигационной обстановки, закрепленный консольно над приборной доской первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также второй прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем первый и второй приборы индикации навигационной обстановки выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, отличающаяся тем, что кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным с первым и вторым приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией и единой системой раннего предупреждения близости земли и п опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации, связанное с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или информации от единой системы раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе.

3. Кабина самолета, включающая, по крайней мере два прибора индикации навигационной обстановки, закрепленные консольно над приборными досками первого и второго пилотов и центральной приборной доской бортинженера, а также третий прибор индикации навигационной обстановки, расположенный с возможностью обзора с кресла штурмана, причем все приборы индикации навигационной обстановки выполнены в виде многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и связаны с управляющей вычислительной системой самолета, метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, отличающаяся тем, что кабина снабжена устройством подготовки и обеспечения индикации, связанным со всеми приборами индикации навигационной обстановки, с управляющей вычислительной системой самолета, с метеонавигационной радиолокационной станцией, единой системой раннего предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе, причем устройство подготовки и обеспечения индикации, связанное с управляющей вычислительной системой, выполнены с возможностью совмещения текущей информации на приборах индикации навигационной обстановки, путем наложения по желанию летчика или штурмана информации от метеонавигационной радиолокационной станцией, или информации от единой системы предупреждения близости земли и опасном сближении самолетов в воздухе.



 

Похожие патенты:
Наверх