Лемех плуга повышенной стойкости к абразивному изнашиванию

 

Полезная модель относится к области сельскохозяйственного и лесного машиностроения, в частности к деталям почвообрабатывающий орудий. Сущность полезной модели состоит в следующем. На рабочую поверхность лемеха состоящего из остова и приваренного к нему долота повышенной твердости, в области долота и сварного шва наплавляются валики эллипсообразной формы твердостью 58-62 HRC с шагом 25-30 мм и охватывающие ожидаемую зону износа. Наряду с наличием достаточно высокой твердости противоабразивный эффект создается еще и за счет изменения траектории движения почвенной массы, обеспечивающей уменьшение пути контактирования абразивных частиц с рабочей поверхностью, а также их количество.

Полезная модель относиться к области сельскохозяйственного и лесного машиностроения, в частности к деталям почвообрабатывающих орудий.

Известен лемех, состоящий из корпуса и приваренной носовой части в виде долота из стали 10 кп [1]. Полевой обрез и долотообразный выступ, которого наплавлены с лицевой стороны сплавом, содержащим 6% Сr и 10% Ti.

Недостатком данного лемеха является невысокая изностойкость при эксплуатации на песчаных почвах, выражающаяся в образовании лучевидного износа на приваренном долоте и области сварного шва, ведущая к потере деталью работоспособности. При этом другие геометрические параметры сохраняют свои нормированные размеры.

Наиболее близким к заявленному является лемех, конструкция которого состоит из остова и приваренного к нему долота армированного наплавкой валиками перпендикулярно полевому обрезу с шагом 30-40 мм, либо перпендикулярно перемещению почвы. Валики формируются наплавкой электродным материалом для сварки углеродистых сталей [2].

Несовершенством такого конструктивного исполнения следует считать недостаточную стойкость к абразивному изнашиванию при пахоте почв содержащих большое количество высокоабразивных частиц (песок), хотя и повышенную в сравнении с лемехом, описанным в [1], так же приводящую к появлению лучевидного износа.

Целью полезной модели является увеличение абразивной стойкости лемеха при его эксплуатации на песчаных почвах.

Поставленная цель достигается тем, что в конструкцию лемеха, состоящего из остова и приваренного к нему термоупрочненного на 1 твердость HRC 48-50 долота, вносятся следующие изменения и дополнения: производиться армирование области приваренного долота и сварного соединения со стороны рабочей поверхности, где наиболее ожидаемо образование лучевидного износа наплавкой эллипсообразных валиков с охватом всей ширины долота и шва. Наплавка армирующих валиков осуществляется электродным материалом, обеспечивающим твердость 58-62 HRC. Расстояние между валиками 25-30 мм. В результате удается повысить стойкость долота и зоны сварного соединения к абразивному изнашиванию и существенно затормозить появление и последующее развитие лучевидной формы износа. Кроме того, оптимальная разность в значениях твердости материала долота и валиков позволяет соблюдать правила наплавки твердых покрытий. Заточка долота производится таким образом как и стандартного лемеха.

Указанная совокупность существенных признаков обеспечивает появление у заявленного лемеха новых свойств, отличных от прототипа. Это, наличие армирующих эллипсообразных валиков высокой твердости с шагом 25-30 мм в зоне наиболее вероятного износа - область сварного соединения и непосредственно долота, обеспечивающих повышение абразивной стойкости. Такая форма валиков создает условия для изменения траектории движения абразивных частиц, также способствуя увеличению из нестойкости. При столкновении частиц почвы с валиками часть из них движется по касательной к кривой эллипса, другая часть преодолевая барьер, в какой то мере рассеивается создавая псевдосжиженный слой в промежутке между соседними валиками. Эти факторы создают условия для снижения величины пути контактирования частиц с металлом детали и уменьшают количество абразива, вступающего в соприкосновение с рабочей поверхностью.

Таким образом, заявленные признаки полезной модели соответствуют критерию «новизна».

На фиг 1. представлена схема конструкции предлагаемого лемеха.

При эксплуатации лемеха предлагаемой конструкции на супесчаных почвах с преобладанием кварцевых частиц, вследствие наличия выше отмеченных изменений, его ресурс составлял около 20 га, тогда как наработка на отказ лемеха стандартного исполнения достигала всего лишь 5-8 га.

Источники информации:

1. Берштейн Д.Б. Лемехи плугов. Анализ конструкции, условий изнашивания и применяемых материалов. / Д.Б.Берштейн И.В.Лискин // Сельскохозяйственные машины и орудия: обзорн. Информ. Сер.2. - М.: ЦНИИТЭИ тракторосельхозмаш, 1992. - 35 с.

2. Патент на полезную модель 101891. Лемех плуга для отвальной вспашки / Михальченков A.M., Паршикова Л.А., Кузюр В.М. Бюл.4 от 10.02.2011

Лемех плуга повышенной стойкости к абразивному изнашиванию, состоящий из остова и приваренного к нему термоупрочненного долота, отличающийся тем, что рабочая поверхность приваренного долота и сварного шва армирована валиками эллипсообразной формы твердостью 58-62 HRC, наплавленными на расстоянии между ними 25-30 мм, с охватом всей ширины долота и шва.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно: навесным плугам для обработки почвы

Полезная модель относится к расходуемой части инструмента дуговой сварки углеродистых и легированных сталей, и позволяет выполнять процесс качественного провара деталей машин прошедших химико-термическую обработку нитроцементации

Изобретение относится к плугам полунавесным оборотным с регулируемой шириной захвата и может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности, к оборотным дисковым плугам

Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для предохранения рабочего органа плуга от поломок, вызванных столкновением рабочего органа с препятствием

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике обработки почвы, именно, к рабочим органам почвообрабатывающих орудий с жестко закрепленной режущей частью и может найти применение при создании современных лемехов машинных плугов
Наверх