Заряжающая машина

 

Полезная модель относится к машинам для заряжания ракетами пусковых установок (ПУ) зенитных ракетных систем (ЗРС) средней и большой дальности, например, ЗРС семейства С-300. Технической задачей является упрощение конструкции заряжающей машины для зенитно-ракетной системы, повышение ее быстродействия. Заряжающая машина выполнена в виде автопоезда, который состоит из автомобильного тягача с подъемным краном и прицепа 4 для перевозки траверсы. Траверса состоит из силовой балки 6 с опорными поясами 8, бугельными захватами 9 для ракетных контейнеров и захватами 10 для пакетов для ракетных контейнеров. Для обслуживания ЗРС машина в виде автопоезда приезжает на позицию. Здесь траверсу прицепляют к крюку крана и снимают с прицепа. При помощи крана с траверсой на крюке производят заряжание ПУ ракетами в контейнерах, которые привозит на позицию специальная транспортная машина. После завершения работ траверсу погружают на прицеп и автопоезд перегоняют на другую позицию. 3 п-та ф-лы, 3 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к машинам для заряжания ракетами пусковых установок (ПУ) зенитных ракетных систем (ЗРС) средней и большой дальности, например, ЗРС семейства С-300 или С-400.

Известна заряжающая машина для зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук», содержащая кран-манипулятор, при помощи которого заряжают пусковую установку ЗРК (см. патент РФ на ПМ 96645). Указанная машина непригодна для работы с ЗРС средней и большой дальности, ракеты для которых которые перевозят в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и запускают непосредственно из ТПК.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели является заряжающая машина (ЗМ), включающая колесное шасси, на котором смонтирован кран-манипулятор, содержащий стрелу с гидравлическим манипулятором, снабженным траверсой с захватами для ТПК (см. каталог ОАО «НПП «Старт», Екатеринбург, 2009, стр.8, ЗМ 22Т6,- прототип). К недостаткам прототипа следует отнести сложность гидравлического манипулятора и его медлительность, что повышает стоимость ЗМ и увеличивает время, необходимое для заряжания ПУ ЗРС.

Технической задачей является упрощение конструкции заряжающей машины для зенитно-ракетной системы, повышение ее быстродействия.

Технический результат достигается тем, что заряжающая машина для зенитно-ракетной системы, включающая самоходное колесное шасси, подъемный кран, траверсу для ракетных контейнеров, выполнена в виде автопоезда, состоящего из автомобильного тягача, на котором смонтирован подъемный кран, и автомобильного прицепа, оборудованного для перевозки траверсы, которая выполнена в виде пространственной конструкции, снабженной бугельными захватами для ракетных контейнеров, при этом указанная конструкция дополнительно оборудована силовыми элементами для захвата транспортных пакетов для ракетных контейнеров, выполненных с возможностью размещения по два ракетных контейнера в одном пакете.

В заряжающей машине автомобильный прицеп может быть дополнительно оборудован для перевозки транспортного пакета и снабжен съемным тентом для защиты от атмосферных осадков.

Устройство полезной модели поясняется иллюстрациями. На фиг.1 схематично показан вид сбоку тягача с краном, на фиг.2 - вид сбоку прицепа с траверсой в виде пространственной конструкции (далее - траверса). На фиг.3 показан вид траверсы сзади. На фиг.4 (фото А) показан вид ЗМ с траверсой на прицепе, на фиг.5 (фото Б) - рабочий момент испытаний, на фиг.6 (фото В) - вид ЗМ с пакетом и траверсой на прицепе. Фото А-В представлены в ФИПС для лучшего понимания устройства полезной модели, но не предназначены для опубликования.

В примере конкретного исполнения полезная модель состоит из автомобильного тягача 1, на котором смонтирован подъемный кран 2. К автотягачу при помощи жесткого буксира 3 прицеплен прицеп 4. Траверса 5 содержит силовую балку 6, снабженную серьгой 7, опорные пояса 8 с бугельными захватами 9 и дополнительные силовые элементы в виде захватов 10 для связи с пакетом 11. Прицеп оборудован тентом со съемными дугами 12 для защиты от атмосферных осадков. Пакет 11 (который не входит в состав ЗМ), содержит вертикальные стойки 13 и горизонтальные балки с ложементами 14 для ракетных контейнеров 15 (далее - ТПК).

Полезную модель применяют в следующем порядке. Заранее, в заводских условиях, ТПК 15 укладывают парами в пакет 11 на ложементы 14 и закрепляют. Для хранения пакеты с ТПК можно складировать в 1 - 4 яруса. Для транспортирования пакеты с ТПК можно закреплять на транспортной машине (ТМ) в два яруса, не более. При помощи ТМ пакеты доставляют на техническую позицию. Здесь ТМ, ЗМ и ПУ устанавливают в один ряд, при этом ЗМ должна находиться между ТМ и ПУ. Предположим, на ПУ ЗРС нет ТПК, но ее требуется зарядить. Для заряжания ПУ применяют траверсу 5. Для этого сначала вставляют крюк подъемного крана 2 в серьгу 7 и снимают траверсу 5 с прицепа 4. Затем краном опускают траверсу 5 на платформу ТМ с ТПК так, чтобы бугельные захваты 9 траверсы 5 состыковались с бугелями на ТПК в пакете 11 (не показано). Управляя краном, поднимают траверсой одну пару ТПК с платформы ТМ (как показано на фиг.5), устанавливают ТПК на ПУ ЗРС и фиксируют известным способом. После этого траверсу отцепляют от ТПК. Аналогично производят заряжание ПУ следующей парой ТПК, предварительно сняв с ТМ порожний пакет, который временно оставляют на земле. Ракеты запускают при помощи ПУ непосредственно из ТПК, согласно боевой задаче.

После завершения запусков пустые ТПК необходимо снять с ПУ, чтобы заново зарядить ее. Пустые ТПК снимают с ПУ в обратном порядке при помощи траверсы 5 и устанавливают в пакет 11 на ТМ и в пакет 11 на земле, оставшийся после заряжания ПУ. Этот пакет поднимают с земли и устанавливают вторым ярусом на ТМ, которая увозит пакеты с пустыми ТПК к месту их хранения.

После завершения работ траверсу 5 укладывают краном 2 на прицеп 4 и закрепляют. Если требуется заодно увезти пустой пакет 11, траверсу опускают на пустой пакет, захватывают его захватами 10, поднимают краном 2 и погружают вместе с траверсой на прицеп 4, как показано на фиг.6. Пакет закрепляют на прицепе, который затем прицепляют к автотягачу. После этого автопоезд ЗМ перегоняют к месту назначения.

Согласно описанной выше схеме на предприятии заявителя изготовлен опытный образец ЗМ. Испытания подтвердили правильность выбранных технических решений.

Новым в проектировании предлагаемой полезной модели является модульный подход в конструировании ЗМ. Выполнение траверсы для ТПК в виде самостоятельного универсального модуля (для ТПК и для пакетов), перевозимого отдельно на автоприцепе, сделало возможным изготовление ЗМ на базе серийного крана с гидромеханическим подъемником и крюком на тросовой подвеске. За счет гибкости тросовой подвески стало намного проще заряжать ТПК на ПУ, при этом время заряжания значительно сократилось. Благодаря модульному принципу стоимость заряжающей машины для ЗРС снизилась почти вдвое, что существенно повысило ее конкурентоспособность. Планируется поставка ЗМ за рубеж.

Описанное выше новое и промышленно применимое устройство предлагается к правовой защите патентом на полезную модель.

1. Заряжающая машина для зенитно-ракетной системы, включающая самоходное колесное шасси, подъемный кран, траверсу для ракетных контейнеров, отличающаяся тем, что выполнена в виде автопоезда, состоящего из автомобильного тягача, на котором смонтирован подъемный кран, и автомобильного прицепа, оборудованного для перевозки траверсы, выполненной в виде пространственной конструкции, снабженной бугельными захватами для ракетных контейнеров, при этом указанная конструкция дополнительно оборудована силовыми элементами для захвата транспортных пакетов для ракетных контейнеров, выполненных с возможностью размещения по два ракетных контейнера в одном пакете.

2. Заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что автомобильный прицеп дополнительно оборудован для перевозки транспортного пакета.

3. Заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что автомобильный прицеп оборудован съемным тентом для защиты от атмосферных осадков.



 

Похожие патенты:

Грузовой кран-манипулятор электрический с автоматизированной системой управления для перевозки и перемещения контейнера с радиоактивными отходами относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к мостовым кранам с захватом и может быть использован конкретно для перемещения контейнеров с радиоактивными отходами атомной станции.

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности, к прицепам, например, для автомобилей и представляет собой торговое оборудование, в частности, передвижную торговую точку для реализации населению, например, кваса или пива.
Наверх