Рыбопромысловое судно с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале

 

Полезная модель относится к области судостроения, а именно к конструкциям рыбопромысловых судов, предназначенных для добычи водных биоресурсов и оснащенных системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, и может быть использована при модернизации, проектировании и строительстве рыбопромысловых судов.

Рыбопромысловое судно с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале содержит корпус с промысловой палубой и кормовым судовым слипом, промысловый комплекс в составе трала, кинематически связанного с промысловыми устройствами, включающими промысловые лебедки для перемещения трала.

Новым является то, что судно дополнительно снабжено системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, содержащей, блок сканирования, включающий импульсный лазер и детектор излучения, дистанционный датчик перемещения трала и блок обработки информации, причем импульсный лазер с детектором излучения размещены перпендикулярно к поверхности судового слипа, при этом в районе судового слипа предусмотрена портальная мачта, на салинге которой закреплен упомянутый блок сканирования.

Полезная модель позволяет повысить точность вычисления объема улова в выбираемом трале, что обеспечивает улучшение экономических показателей работы рыбопромысловых судов в целом.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыбопромысловых (добывающих) судов, предназначенных для добычи водных биоресурсов (ВБР) и оснащенных системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, и может быть использована, в первую очередь, при дооборудовании и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности, а также при проектировании и строительстве новых типов рыбопромысловых судов, преимущественно траулеров, оснащенных кормовым слипом.

Известны рыболовные (добывающие) суда типа "траулер", являющиеся по своим размерам, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого специализированного добывающего судна, например: "Большой морозильный рыболовный траулер типа "Иван Бочков" проекта В-408 (см. "Справочник типовых судов "Флот рыбной промышленности", издание 3, М, "Транспорт", 1990 г., стр.38-41). Указанный траулер содержит корпус с промысловой палубой, которая в кормовой оконечности выполнена в виде судового слипа, и промыслового комплекса в составе рыболовного трала, кинематически связанного с промысловыми устройствами, включающими промысловые лебедки для перемещения трала. Объем улова определяют по показаниям прибора наполнения трала, содержащим ультразвуковые датчики, или по времени траления, или визуально после подъема трала на слип, что не позволяет точно определить объем улова в трале.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является "Рыболовный траулер морозильно-консервный (супертраулер) типа "Пулковский меридиан", пр. 1288, с кормовым расположением слипа, предназначенный для лова рыбы донным и разноглубинным тралами в отдаленных районах Мирового океана в условиях автономного или экспедиционного промысла (см. "Справочник типовых судов "Флот рыбной промышленности", издание 3, М, "Транспорт", 1990 г., стр.34-37). Указанное судно содержит корпус с промысловой палубой и кормовым судовым слипом, а также промысловый комплекс в составе рыболовного трала, кинематически связанного с промысловыми устройствами, включающими промысловые лебедки для перемещения трала. Недостатком прототипа является низкая точность измерений объема улова в выбранном трале, а также невозможность определения точного веса улова, обусловленная тем, что объем улова определяют визуально «на глаз» после подъема трала на слип или весьма приблизительно по показаниям прибора наполнения трала во время траления.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая, в первую очередь, повышение точности измерений объема улова в выбранном трале, а также точности определения веса улова и повышение эффективности бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале в целом.

Это достигается тем, что предлагаемое рыбопромысловое судно, содержащее корпус с промысловой палубой и кормовым судовым слипом, а также промысловый комплекс в составе рыболовного трала, кинематически связанного с промысловыми устройствами, включающими промысловые лебедки для перемещения трала, в отличие от ближайшего аналога - прототипа, дополнительно снабжено системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, содержащей, по меньшей мере один, блок сканирования, включающий взаимосвязанные между собой импульсный лазер и детектор излучения, дистанционный датчик перемещения трала и блок обработки информации, причем импульсный лазер с детектором излучения размещены перпендикулярно к поверхности судового слипа, при этом в районе судового слипа предусмотрена портальная мачта, на салинге которой (мачты) закреплен упомянутый блок сканирования.

Возможна конструкция судна, в которой блок сканирования размещен в диаметральной плоскости судна.

Одним из наиболее оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы системы бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале в процессе ее (системы) эксплуатации является вариант, при котором блок сканирования и датчик перемещения трала размещены в одном корпусе, выполненном в виде герметичного контейнера, преимущественно, по форме параллелепипеда, закрепленном на салинге портальной мачты непосредственно над судовым слипом.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на фиг.1 которого схематично изображена кормовая оконечность рыбопромыслового судна с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале (продольный разрез), на фиг.2 - поперечное сечение кормовой оконечности рыбопромыслового судна с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является один из вариантов конструкции рыбопромыслового судна с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, разработанный ОАО «Гипрорыбфлот».

Рыбопромысловое судно с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, содержит корпус 1 с промысловой палубой 2, которая (2) в кормовой оконечности судна выполнена в виде судового слипа 3. Слип 3 предназначен для спуска (подъема) трала 4 при помощи промысловых (траловых) лебедок (на чертеже не показано), которые кинематически, например при помощи тросов (на чертеже не показано) связаны с тралом 4. Для более точного измерения объема улова в выбранном трале в районе слипа 3 установлена система бесконтактного измерения объема улова (СБИОУ) в выбранном трале, которая содержит блоки сканирования 5, включающие импульсный лазер и детектор излучения (на чертеже не показано), дистанционный датчик 6 перемещения трала 4, а также блок обработки информации, размещенный в одном из судовых помещений, например в помещении управления промысловым комплексом (на чертеже не показано). Импульсный лазер (на чертеже не показано) блока сканирования 5 размещен (установлен) перпендикулярно к палубе 7 судового слипа 3 (см. фиг.1). Блок сканирования 5 и датчик 6 перемещения трала 4 размещены в одном корпусе 8, который (8) жестко закреплен на салинге 9 портальной мачты 10, установленной над судовым слипом 3. Все вышеперечисленные основные узлы (приборы и устройства) и другие (не показанные и не обозначенные на чертеже) необходимые для функционирования (СБИОУ) в выбранном трале отдельные комплектующие соединены между собой электрически в соответствии с электрической схемой системы (на чертеже не показано).

Предложения конструкция работает следующим образом.

После подъема трала 4 с уловом при помощи промысловых лебедок (на чертеже не показано) на судовой слип 3, трал 4 перемещают на промысловую палубу 2 для извлечения улова из трала 4 с последующим выливанием улова в рыбные ящики или люки бункеров (на чертеже не показано). При перемещении трала 4 по судовому слипу 3, в то время когда трал 4 проходит под салингом 9 портальной мачты 10, осуществляют сканирование трала 4 в поперечном его (трала) направлении при помощи блока сканирования 5 (см. фиг.2) в плоскости перпендикулярной палубе 7 судового слипа 3. Команду на сканирование получают от датчика 6. Результаты сканирования трала 4 передают в блок обработки информации (на чертеже не показано), где при помощи программного обеспечения в электронном виде производится вычисление высоты, ширины, длины, площади поперечного сечения и, в целом, объема выбранного трала, из которого вычитают известный объем пустого трал, и получают в итоге объем улова. Затем, используя коэффициенты удельного веса выловленной рыбы, рассчитывают вес улова.

Предлагаемое рыбопромысловое судно с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале позволяет повысить точность вычисления объема (веса) улова в выбираемом трале и получить оперативную информацию о поступлении рыбного сырья на судно в режиме реального времени, что дает возможность выполнить современные технические требования в части внедрения новых, экономически обоснованных, высокоэффективных технологий и оборудования для их реализации, обеспечивающих эффективность работы новых систем бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, что обеспечивает улучшение экономических показателей работы рыбопромысловых судов в целом.

1. Рыбопромысловое судно с системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, содержащее корпус с промысловой палубой и кормовым судовым слипом, а также промысловый комплекс в составе рыболовного трала, кинематически связанного с промысловыми устройствами, включающими промысловые лебедки для перемещения трала, отличающееся тем, что судно дополнительно снабжено системой бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, содержащей, по меньшей мере, один блок сканирования, включающий взаимосвязанные между собой импульсный лазер и детектор излучения, дистанционный датчик перемещения трала и блок обработки информации, причем импульсный лазер с детектором излучения размещены перпендикулярно к поверхности судового слипа, при этом в районе судового слипа предусмотрена портальная мачта, на салинге которой (мачты) закреплен упомянутый блок сканирования.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что блок сканирования размещен в диаметральной плоскости судна.

3. Судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что блок сканирования и датчик перемещения трала размещены в одном корпусе, выполненном в виде герметичного контейнера преимущественно по форме параллелепипеда, закрепленном на салинге портальной мачты над судовым слипом.



 

Похожие патенты:

Траулер // 51961

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова и представляет собой рыбопромысловый комплекс, состоящий из рыбопромыслового судна класса «супертраулер - большой морозильный рыболовный траулер-завод» и размещенного на его борту технологического рыбоперерабатывающего комплекса, сформированного на основе функциональных технологических модулей.
Наверх