Устройство для создания натяжения листа наружной облицовки автобуса

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована при изготовлении кузова вахтового автобуса для натяжения листа облицовки каркаса кузова. Устройство содержит механизм с натяжным винтом и устройство для крепления к механизму листа облицовки. Технический результат, заключающийся в исключении появления волнистости листа облицовки после его крепления к каркасу, достигается благодаря тому, что механизм выполнен в виде прямоугольной станины со стойками, расположенными по углам станины, две из которых предназначены для упора в них каркаса автобуса, а на двух других установлены П-образные профили с цилиндрическими втулками с натяжными винтами, связанными нерастяжимыми гибкими связями с прижимной пластиной, крепящейся к краю натягиваемого листа облицовки, натяжной винт имеет штурвал с резьбовой втулкой в центре, а в середине натяжного винта жестко установлен штифт, выходящий через щелевое отверстие П-образного профиля за его поверхность.

Заявляемая полезная модель относится к области автомобилестроения и может быть использована при изготовлении кузова транспортного средства, в частности, кузова вахтового автобуса.

Известна конструкция кузова, в которой листы наружной металлической облицовки приклепаны к каркасу посредством заклепок (см. источник «Автобус ЛиА3-667М и его модификации. Руководство по эксплуатации», М., издательство «Транспорт», 1987, с.164, раздел «Кузов»). Недостатком данной конструкции является высокая трудоемкость при изготовлении кузова, а также неизбежное наличие щелей между листами облицовки, ухудшающих потребительские свойства (затекание воды между листами облицовки и возможное ее продувание набегающим потоком воздуха).

Известна также конструкция кузова автобуса, в котором металлический панели наружной облицовки крепят контактной точечной сваркой, причем перед установкой панелей на каркас наклеивают клеем киперную ленту в два слоя, а листы облицовки в местах прилегания к каркасу покрывают специальным составом (см. источник «Автобусы ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695НЭ, ЛАЗ-695НТ. Руководство по эксплуатации», Автоэкспорт СССР, Москва, 1989, с.136, раздел «Наружная облицовка и внутренняя обивка»). Недостатком этой конструкции также является высокая трудоемкость при изготовлении кузова и возможная волнистость (коробление) листа панели. Это приводит к тому, что при обтекании воздушным потоком поверхность кузова (при движении транспортного средства) возможны низкочастотные колебания листов облицовки (в диапазоне 30-80 Гц), которые могут совпадать с собственными частотами акустических колебаний газовой среды салона кузова, что приводит к резонансным явлениям внутри салона, т.е. к низкочастотному шуму, снижение которого до нормативных значений требует дополнительных затрат. Выходом из этой ситуации является такая установка листов облицовки каркаса, которая обеспечивает отсутствие волнистости (коробления) листа после его установки на каркас. Это может быть достигнуто путем установки на каркас предварительно натянутого листа облицовки.

Известны устройства для натяжения арматуры при изготовлении железобетонных изделий (см. источник http://arxipedia.ru/armaturnye-zaboty/natyazhenie-armatury.html). Так, например, для зажима и захвата одиночных арматурных стержней при их натяжении применяют стержневой анкер (хвостовик) с нарезной гайкой, привариваемый на стыковой машине к арматурным стержням любого диаметра. Нарезка на хвостовике выполняется на токарном станке или накатывается. Хвостовик выполняется с диаметром, большим чем диаметр натягиваемого стержня и из стали той же марки, что и стержень. При этом, если основной стержень предварительно подвергается силовой калибровке, то силовую калибровку должен пройти и хвостовик, иначе в процессе натяжения основного стержня после приварки хвостовика резьба на нем может быть повреждена. Конструктивно стержневой анкер выполнен в виде стержня с резьбой, гайкой и шайбой, приваренного к натягиваемому стержню арматуры, причем анкер проходит через жесткую опорную поверхность (железобетонную конструкцию), а натяжение арматуры осуществляется путем вращения гайки. Указанная конструкция предназначена для натяжения стержней (арматуры) и не может быть использована для натяжения листов наружной облицовки.

Задачей, решаемой полезной моделью, является создание такого устройства, которое позволяло бы устанавливать на каркас автобуса предварительно натянутый лист облицовки, что исключает появление волнистости листа после его крепления к каркасу.

Достигается это тем, что в устройстве для создания натяжения листа наружной облицовки автобуса, содержащем механизм с натяжным винтом и устройством для крепления к механизму листа облицовки, согласно полезной модели:

- механизм выполнен в виде прямоугольной станины, жестко крепящейся к полу помещения, в углах станины перпендикулярно плоскости жестко установлены четыре стойки, две из которых, расположенные вдоль большей стороны станины, предназначены для упора в них каркаса салона автобуса, а на каждой из двух других стоек со стороны, обращенной к меньшей стороне станины, жестко установлен П-образный профиль, в котором установлены по меньшей мере три цилиндрические втулки, продольные оси которых параллельны плоскости станины и ее меньшей стороне, расположенные напротив краев и середины листа облицовки;

- в каждой из втулок установлен с возможностью перемещения «вперед-назад» натяжной винт, на конце которого, обращенном к листу облицовки, выполнено отверстие, взаимодействующее с нерастяжимой гибкой связью, соединяющей натяжной винт с зацепом, установленным в отверстие на прижимной пластине, жестко крепящейся к краю листа облицовки, а на другом конце натяжного винта установлен штурвал с резьбовой втулкой в центре, взаимодействующей с резьбой натяжного винта;

- в середине натяжного винта перпендикулярно его продольной оси выполнено отверстие, в которое жестко вставлен штифт, а в П-образном профиле выполнено щелевое отверстие, через которое штифт выходит за поверхность П-образного профиля и перемещается «вперед-назад» совместно с натяжным винтом в пределах длины щелевого отверстия.

Суть полезной модели поясняется на фигуре 1, на которой заявляемое устройство представлено на виде сбоку.

Заявляемое устройство содержит механизм натяжения, выполненный в виде прямоугольной станины 1, жестко крепящейся к полу 2 помещения, например, посредством анкерных болтов. В углах станины перпендикулярно ее плоскости жестко установлены четыре стойки, две из которых (обозначены сноской 3), расположенные вдоль большей стороны станины 1, предназначены для упора в них каркаса салона автобуса при установке на него листа облицовки, а на каждой из двух других стоек (обозначены сноской 4) со стороны, обращенной к меньшей стороне 5 станины 1, жестко установлен П-образный профиль 6, в котором жестко установлены, по меньшей мере, три цилиндрические втулки 7, продольные оси которых параллельны плоскости станины (оси а) и ее меньшей стороне 5, расположенные напротив краев и середины натягиваемого листа 8 облицовки. В каждой из втулок 7 установлен с возможностью перемещения «вперед-назад» натяжной винт 9, на конце которого, обращенном к листу 8, выполнено отверстие 10, взаимодействующее с нерастяжимой гибкой связью 11, например, металлической цепью, соединяющей натяжной винт 9 с зацепом 12, установленным в отверстие 13 на прижимной пластине 14, жестко крепящейся к краю листа 8 облицовки, например, посредством болтового соединения (на фигуре 1 не показано). На другом конце натяжного винта 9 установлен штурвал 15 с резьбовой втулкой 16 в центре, взаимодействующей с резьбой натяжного винта 9. В середине натяжного винта 9 перпендикулярно его продольной оси выполнено отверстие, в которое жестко вставлен штифт 17, а в П-образном профиле выполнено щелевое отверстие 18, через которое штифт 17 выходит за поверхность П-образного профиля 6 и перемещается «вперед-назад» совместно с натяжным винтом 9 в пределах длины щелевого отверстия 18.

Работает заявляемое устройство следующим образом: каркас салона автобуса подкатывают (на технологической тележке, на фигуре 1 не показана) к станине 1 до его упора в стойки 3. к натягиваемому листу 8 облицовки жестко крепят прижимную пластину 14 (к правому краю листа 8 на фигуре 1), после чего лист 8 устанавливают на соответствующей высоте относительно каркаса салона посредством специального подъемника (на фигуре 1 не показан) и жестко крепят левый (на фигуре 1) край листа 8 к каркасу салона, например, посредством сварки. После этого с помощью зацепа 12, установленного в отверстии 13 на прижимной пластине 14, соединяют зацеп 12 с помощью нерастяжимой гибкой связи 11, например, металлической цепи, с натяжным винтом 9 через отверстие 10, выполненное на конце винта 9. Вращая штурвал 15, натяжной винт 9, взаимодействуя с резьбой винтовой втулки 16, перемещается при натяжении листа 8 облицовки вправо, что приводит к натяжению листа 8. С помощью трех (как показано на фигуре 1) штурвалов добиваются равномерного натяжения листа 8 облицовки, после чего в натянутом состоянии лист 8 окончательно жестко крепят к каркасу салона, например, точечной сваркой по периметру листа 8. Правый (на фигуре 1) с установленной на нем прижимной пластиной 14 отрезают.Штифт 17, жестко установленный в середине натяжного винта 9 и выходящий через щелевое отверстие 18 П-образного профиля предназначен для исключения закручивания нерастяжимой гибкой связи 11 при вращении штурвала 15.

Заявителем изготовлено устройство для натяжения листов облицовки автобусов (вахтовых автобусов на базе полноприводных автомобилей семейства «Урал»), применение которого при производстве салонов автобусов привело к следующим положительным результатам:

- исключена волнистость поверхности облицовки, что приводит к уменьшению вероятности возникновения внутри салона низкочастотного шума и придает салону привлекательный вид;

- уменьшена металлоемкость салона за счет применения листа облицовки меньшей толщины;

- снижена трудоемкость изготовления салона.

Устройство для создания натяжения листа наружной облицовки автобуса, содержащее механизм с натяжным винтом и устройством для крепления к механизму листа облицовки, отличающееся тем, что механизм выполнен в виде станины, жестко крепящейся к полу помещения, в углах станины жестко установлены четыре стойки, две из которых, расположенные вдоль большей стороны станины, обращены к каркасу салона автобуса, а на каждой из двух других стоек со стороны, обращенной к меньшей стороне станины, жестко установлен П-образный профиль, в котором жестко установлены по меньшей мере три цилиндрические втулки, продольные оси которых параллельны плоскости станины и ее меньшей стороне, расположенные напротив краев и середины листа облицовки, в каждой из втулок установлен с возможностью перемещения вперед-назад натяжной винт, на конце которого, обращенного к листу облицовки, выполнено отверстие, взаимодействующее с нерастяжимой гибкой связью, соединяющей натяжной винт с зацепом, установленным в отверстие на прижимной пластине, жестко крепящейся к краю листа облицовки, а на другом конце натяжного винта установлено устройство для его вращения с резьбовой втулкой в центре, взаимодействующей с резьбой натяжного винта, в середине натяжного винта перпендикулярно его продольной оси выполнено отверстие, в которое жестко вставлен штифт, а в П-образном профиле выполнено щелевое отверстие, через которое штифт выходит за поверхность П-образного профиля и перемещается совместно с натяжным винтом в пределах длины щелевого отверстия.



 

Похожие патенты:

Дверное полотно модульной конструкции, состоящее из стоевых и закладных элементов, а также из филенок, соединенных между собой крепежными элементами, отличающееся тем, что на внутренней стороне каждой стоевой выполнен паз, принимающий шипы закладных элементов и филенок, а в качестве крепежного элемента использован потайной винт.
Наверх