Кривошипно-кулисный механизм с шатуном и двумя ползунами

 

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известный шарнирно-рычажный механизм имеет неизменяемые длины звеньев и неизменяемые положения опор. Это не позволяет проводить исследования по выявлению зависимостей, например, величин скоростей и ускорений точек механизма от длины звеньев.

В предложенном механизме все звенья выполнены телескопическими с клеммами на концах, а площадки, на которых расположены опоры, стали иметь возможность изменять свои положения. Это позволило обучающимся проводить учебно-исследовательскую работу по выявлению, например, величин скоростей и ускорений, а также сил взаимодействия звеньев, от размеров звеньев и положения их опор. 1 ил.

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известен многозвенный кривошипно-кулисный механизм (Анализ и синтез плоских механизмов / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др. / Под редакцией д.т.н., профессора Маркина Ю.С.- Казань, Татарское кн. изд-во, 2003, стр.102, задания 231 - 235), начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а, b, с, d, e, f, состоящий из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном и шарнирно связанного с первым ползуном, расположенным в направляющих вертикальной кулисы, жестко связанной с горизонтальным штоком, расположенным в направляющих станины, расположенных правее кулисы, расстояние между которыми равно 0,45 м, расстояние от неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, до первой направляющей штока равно 0,4 м, а расстояние до конца штока равно 1,2 м, шарнирно связанного с шатуном, направленным вниз с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан со вторым ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее шатуна, а их ось симметрии проходит вертикально на расстоянии от неподвижного вращательного шарнира кривошипа, равном 0,5 м, а расстояние от неподвижного шарнира кривошипа по вертикали до горизонтального штока кулисы равно 0,3 м, длина шатуна равна одному метру, длина кривошипа равна четверти длины шатуна.

Основной недостаток известного кривошипно-кулисного механизма заключается в том, что он имеет постоянные размеры звеньев и постоянное положение опор, не позволяющих проводить исследования по отысканию зависимостей, например, величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров его звеньев, величин сил взаимодействия его звеньев от их размеров, а также неудобство исследования движения ползуна, расположенного ниже шатуна.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в том, чтобы сделать звенья механизма изменяемыми по длине с соответствующим изменением положения их опор с тем, чтобы можно было проводить исследования по выявлению зависимостей величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров звеньев и положения их опор, а также зависимостей величин сил взаимодействия от размеров звеньев и удобства регулирования и экспериментального исследования скоростей и сил от их размеров.

Технический результат достигается тем, что в кривошипно-кулисном механизме с шатуном и двумя ползунами, состоящем из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном, причем кривошип своим концом связан со станиной неподвижным вращательным шарниром, а своим началом шарнирно связан с первым ползуном, расположенным в направляющих вертикальной кулисы, жестко связанной с горизонтальным штоком, расположенным в направляющих станины, расположенных правее кулисы, горизонтальный шток шарнирно связан с шатуном, направленным вниз с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан со вторым ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее шатуна, согласно нашему предложению, все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, кроме горизонтального штока, у которого клемма расположена в начале звена, а горизонтальная площадка, на которой находится основание неподвижного вращательного шарнира, вертикальные направляющие второго ползуна и направляющие горизонтального штока выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Такое исполнение кривошипно-кулисного механизма позволило изменять размеры их звеньев и положения их опор и исследовать зависимость, например, скоростей и ускорений характерных точек механизма, а также других характеристик, например, силовых, от размеров звеньев и положения их опор.

На фиг. представлена принципиальная схема кривошипно-кулисного механизма.

Кривошипно-кулисный механизм с шатуном и двумя ползунами, начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а, b, с, d, e, f, состоит из кривошипа AO1, направленного вверх с левым уклоном и шарнирно связанного с первым ползуном 1, расположенным в направляющих вертикальной кулисы.

Кулиса жестко связана с горизонтальным штоком, расположенным в направляющих Е - F станины, расположенных правее кулисы, расстояние между которыми равно 0,45 м. Расстояние от неподвижного вращательного шарнира О1, которым кривошип связан со станиной, до направляющей Е горизонтального штока равно 0,4 м, а расстояние до конца горизонтального штока равно 1,2 м.

Конец горизонтального штока шарнирно связан с шатуном CD, направленным вниз с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан со вторым ползуном 2.

Второй ползун расположен в вертикальных направляющих, находящихся левее шатуна, а их ось симметрии проходит вертикально на расстоянии от неподвижного вращательного шарнира О1 кривошипа, равном 0,5 м. Расстояние от неподвижного шарнира О1 кривошипа по вертикали до горизонтального штока равно 0,3 м. Длина шатуна CD равна одному метру. Длина кривошипа AO1 равна четверти длины шатуна.

Все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими. Наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам. Например, шатун CD имеет наружный стержень 3 и клемму 4, расположенную на конце звена. И только у горизонтального штока клемма расположена в начале звена. Горизонтальная площадка, на которой находится основание неподвижного вращательного шарнира О1, вертикальные направляющие второго ползуна 2 и направляющие Е - F горизонтального штока выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, соответственно 5, 6, 7, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих, соответственно 8, 9, 10 и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Шарнирно-рычажный механизм работает следующим образом.

Например, изменяем длину кривошипа АО1. Для этого ослабляем затяжку резьбовых крепежных элементов клеммы, выдвигаем внутренний стержень из наружного и устанавливаем нужную длину кривошипа, а затем жестко соединяем стержни с помощью клеммы затяжкой резьбовых крепежных элементов. При этом изменяется скорость точки А, которая определяется по формуле

,

где 1 - угловая скорость кривошипа; длина кривошипа.

При увеличенной длине кривошипа увеличивается и величина скорости точки А.

С изменением скорости точки А происходит изменение скоростей и других характерных точек механизма, например, точек В, С, D. Изменяя ступенчато длину кривошипа и определяя скорости характерных точек механизма, можно выявлять зависимость величин скоростей точек от длины кривошипа. Аналогично можно определять зависимости и величин ускорений характерных точек от длины кривошипа, а также сил взаимодействия звеньев механизма, известными методами теоретической механики и теории механизмов и машин. Следует сказать, что можно определять скорости и ускорения не только характерных точек механизма, но и любых других точек, принадлежащих звеньям рассматриваемого механизма.

По аналогии можно изменять размеры и других звеньев и выявлять необходимые зависимости. Опыт показывает, что у предложенного механизма появились огромные возможности в осуществлении различных сочетаний в изменении длин звеньев, а у обучающихся - широкие возможности для проведения учебно-исследовательской работы.

Задача, поставленная перед полезной моделью, полностью выполнена.

Кривошипно-кулисный механизм с шатуном и двумя ползунами, состоящий из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном, причем кривошип своим концом связан со станиной неподвижным вращательным шарниром, а своим началом шарнирно связан с первым ползуном, расположенным в направляющих вертикальной кулисы, жестко связанной с горизонтальным штоком, расположенным в направляющих станины, расположенных правее кулисы, горизонтальный шток шарнирно связан с шатуном, направленным вниз с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан со вторым ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее шатуна, отличающийся тем, что все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, кроме горизонтального штока, у которого клемма расположена в начале звена, а горизонтальная площадка, на которой находится основание неподвижного вращательного шарнира, вертикальные направляющие второго ползуна и направляющие горизонтального штока выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.



 

Похожие патенты:
Наверх