Скоростное пассажирское судно для перевозки экипажей добычных и буровых платформ
Предложенное техническое решение относится к отраслям морского транспорта и подводной добычи полезных ископаемых и обеспечит быструю и комфортную доставку экипажей буровых платформ к месту назначения. Предложенное скоростное пассажирское судно для перевозки экипажей добычных и буровых платформ выполнено с клиновидной компоновкой корпуса и волнопроникающей формой носовой оконечности судна, оснащено активной системой успокоителей качки и вертолетной площадкой и оборудовано комплексом кают членов экипажа и пассажирских салонов. Пассажирские салоны предусматривают преимущественное использование сидячих мест пассажиров - «самолетную» схему размещения пассажиров в креслах авиационного типа. 6 з.п., 3 фиг.
Предлагаемое техническое решение относится к отраслям морского транспорта и подводной добычи полезных ископаемых.
В качестве ближайшего аналога предлагаемого технического решения может быть выбран комплекс обеспечения вертолетного сообщения с объектами разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе, известный из патента не изобретение RU 2406643, опубликованного 20.12.2010. Основой комплекса включает промежуточный вертодром, расположенный на морской стабилизированной платформе с несколькими взлетно-посадочными площадками и дежурными вертолетами, архитектура промежуточного вертодромам отвечает требованиям устойчивости к чрезвычайным ситуациям. Среди недостатков предложенного решения можно отметить необходимость строительства отдельной морской платформы - вертодрома, использование которой может быть часто затруднено из-за сложных метеорологических условий в месте ее расположения. Также, может быть выделен недостаток, заключающийся в излишне длительной доставке экипажей и грузов на морскую буровую платформу при изначальном использовании на маршруте доставки промежуточного вертодрома.
В свою очередь предлагаемое техническое решение позволит устранить указанные недостатки и обеспечить быструю и комфортную доставку экипажей буровых платформ к месту назначения, за счет использования в качестве промежуточного вертодрома подвижного скоростного пассажирского судна для перевозки экипажей добычных и буровых платформ. Предложенное подвижное скоростное пассажирское судно выполнено с клиновидной компоновкой корпуса и волнопроникающей формой носовой оконечности судна, оснащенное активной системой успокоителей качки и вертолетной площадкой. Конструкция корпуса судна обеспечивает преодоление ледового покрова. На судне базируется вертолет, соответственно, судно оборудовано системами энергоснабжения, снабжения топливом, материально-технического снабжения необходимыми для эксплуатации вертолета. Судно оснащено системой динамического позиционирования и навигационным оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности плавания, включая оборудование обнаружения опасных ледовых объектов. Судно оснащено средствами глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания; станцией спутниковой связи Inmarsat; радиооборудованием, необходимым для полета воздушных судов. Судно оснащено интегрированной системой управления техническими средствами судна на базе микропроцессорной техники; средствами внутрисудовой телефонной связи; локальной компьютерной сетью; системой приема каналов телерадиовещания. Предложенное судно оборудовано комплексом кают членов экипажа и пассажирских салонов. Пассажирские салоны предусматривают преимущественное использование сидячих мест пассажиров - «самолетную» схему размещения пассажиров в креслах авиационного типа. Предусматривается схема обслуживания пассажиров, аналогичная используемой в авиаперевозках.
Предложенное техническое решение поясняется чертежами.
Фиг.1 - Компоновка судна.
Фиг.2 - Боковой вид судна.
Фиг.3 - Вид палуб и настройки.
Для перевозки экипажей добычных и буровых платформ предложено подвижное скоростное пассажирское судно, используемое в качестве промежуточного вертодрома, то есть точки пересадки, не привязанной к конкретным координатам и, соответственно, не привязанной к условиям окружающей среды в этих координатах.
Скоростное пассажирское судно оборудовано энергетической установкой на основе дизельных двигателей, в качестве движителя судна использованы две пары соосно расположенных винтов с приводом от главных двигателей с подруливающими устройствами в носовой части судна. Судно оснащается комплексом необходимых средств управления и связи: системой динамического позиционирования и навигационным оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности плавания, включая оборудование обнаружения опасных ледовых объектов; средствами глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания; станцией спутниковой связи Inmarsat; радиооборудованием, необходимым для полета воздушных судов; интегрированной системой управления техническими средствами судна на базе микропроцессорной техники; средствами внутрисудовой телефонной связи; локальной компьютерной сетью; системой приема каналов телерадиовещания. Судно оборудовано комплексом кают членов экипажа и пассажирских салонов.
Корпус судна проектируется исходя из условий преодоления ледового покрова. Неклассическая клиновидная компоновка корпуса и волнопроникающая форма носовой оконечности судна с обратным наклоном форштевня, узкие вытянутые по высоте шпангоуты овальной формы без классического развала бортов обеспечивает минимизацию волнового сопротивления. В результате волны не разбиваются о носовую оконечность судна, а прокатываются вдоль его бортов с минимальными потерями энергии движения судна, затрачиваемой на разрушение волн. Кроме того, описанная выше форма корпуса значительно уменьшает слемминг, но позволяет судну гасить продольные колебания при погружении в волну. Для уменьшения бортовой качки на судне установлена активная система успокоителей качки, в состав которой входит успокоительная цистерна и активные скуловые рули.
Судно оснащается вертолетной площадкой, на судне имеются необходимые для нормальной эксплуатации вертолета системы, включая вертолетный ангар, систему энергоснабжения вертолета и систему заправки вертолета топливом. При подходе судна к пункту назначения - буровой платформе вертолет начинает совершать короткие челночные рейсы с пассажирами, таким образом, сокращается время стоянки судна у буровой платформы, возможность же высадки пассажиров привязана исключительно к метеорологическим условиям у буровой платформы.
Примером практического использования предложенного технического решения будет возможность быстрой доставки большого количества членов экипажей буровых и добычных платформ в климатических районах расположения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Исходя из описанных выше географических условий разработки месторождения, за счет продолжительности рейса в одну сторону не более двенадцати часов, появляется возможность отказаться от размещения перевозимых пассажиров в пассажирских салонах, оборудованных спальными местами, и перейти к «самолетной» схеме размещения пассажиров в эргономичных креслах с раскладывающимися спинками. При использовании «самолетной» схемы размещения пассажиров может быть принята аналогичная схема обслуживания (схема подачи питания и т.п.) пассажиров: прием пассажирами пищи на своих местах, стационарные телевизионные панели в салоне и т.п. Таким образом, вследствие экономии места на судне, будет уменьшен общий вес судна, и в итоге, будет уменьшена мощность двигателей, необходимая для заданной высокой скорости движения.
Таким образом, предложено скоростное пассажирское судно для перевозки экипажей добычных и буровых платформ, которое обеспечит быструю и комфортную доставку экипажей буровых платформ к месту назначения.
1. Скоростное пассажирское судно для перевозки экипажей добычных и буровых платформ, выполненное с клиновидной компоновкой корпуса и волнопроникающей формой носовой оконечности судна, оснащенное активной системой успокоителей качки и вертолетной площадкой и оборудованное комплексом кают членов экипажа и пассажирских салонов,
причем пассажирские салоны предусматривают преимущественное использование сидячих мест пассажиров - «самолетную» схему размещения пассажиров в креслах авиационного типа.
2. Скоростное пассажирское судно по п.1, отличающееся тем, что конструкция корпуса судна обеспечивает преодоление ледового покрова.
3. Скоростное пассажирское судно по п.1, отличающееся тем, что на судне базируется вертолет, а судно оборудовано системами энергоснабжения, снабжения топливом, материально-технического снабжения, необходимыми для эксплуатации вертолета.
4. Скоростное пассажирское судно по п.1, отличающееся тем, что оснащено системой динамического позиционирования и навигационным оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности плавания, включая оборудование обнаружения опасных ледовых объектов.
5. Скоростное пассажирское судно по п.1, отличающееся тем, что оснащено средствами глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания, станцией спутниковой связи Inmarsat, радиооборудованием, необходимым для полета воздушных судов.
6. Скоростное пассажирское судно по п.1, отличающееся тем, что оснащено интегрированной системой управления техническими средствами судна на базе микропроцессорной техники, средствами внутрисудовой телефонной связи, локальной компьютерной сетью, системой приема каналов телерадиовещания.
7. Скоростное пассажирское судно по п.1, отличающееся тем, что предусматривает схему обслуживания пассажиров, аналогичную используемой в авиаперевозках.