Рычаг привода стояночного тормоза

 

Заявляемая полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к приводам стояночного тормоза транспортных средств.

Цель заявляемой полезной модели - уменьшить напряжения в тросе рычага привода стояночного тормоза и его износ и устранить ограничения на передаточную функцию рычага.

Технический результат достигается тем, что рычаг привода стояночного тормоза, состоящий из корпуса, внутри которого на одной оси расположены рычаг управления и храповое колесо со шкивом, соединенное с приводом тормозного механизма, а также имеются фиксирующая собачка, расположенная в корпусе, и собачка управления, расположенная в рычаге управления, входящие в зацепление с храповым колесом, дополнительно снабжен храповым сектором, совмещенным с основанием, закрепленным на корпусе машины, на котором на одной оси установлены рычаг управления и кронштейн с выключателем сигнализации заторможенного положения стояночного тормоза. Кронштейн с выключателем сигнализации, кроме того, закреплен на храповом секторе болтом, установленным в вырезе сектора, что позволяет использовать его как устройство регулировки крайнего положения. Рычаг управления соединен с тросом привода тормозного механизма и включает в себя установленную на оси фиксирующую собачку, входящую в зацепление с храповым сектором и подпружиненную тягой, на свободный конец которой навинчена кнопка фиксации рычага управления, при этом точка крепления сердцевины троса к рычагу привода тормозного механизма выбирается с радиальным смещением a и плечом b, а крепление рубашки троса определяется координатами закрепления рубашки троса c и d.

Заявляемая полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к приводам стояночного тормоза транспортных средств.

Известен привод стояночного тормоза, содержащий две раздельно подпружиненные собачки, установленные одна за другой вдоль зубчатого элемента, с механизмом их растормаживания от кнопки и выполненный в виде рычага с зубчатым элементом в виде сектора, размещенными в едином корпусе вместе со сменным сектором для троса, элементами крепления оболочки троса и электрическим выключателем сигнализации заторможенного состояния, а механизм растормаживания собачек выполнен в виде кнопки на рукоятке рычага, которая через тягу шарнирно соединена с двуплечим рычагом, на другом конце которого имеется палец, относительно которого имеют возможность скользить в пазах наконечники, шарнирно соединенные с собачками через тяги [1].

Недостатками данного технического решения являются: постоянное передаточное число привода; большое усилие на кнопке управления при растормаживании механизма (при большой величине закусывания собачки фиксации); отсутствие системы демпфирования удара храпового колеса при растормаживании тормозного механизма; невозможность регулирования крайнего нижнего положения рычага (при изменении высоты посадки водителя).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является рычаг привода стояночного тормоза, состоящий из корпуса, внутри которого на одной оси расположены рычаг управления и храповое колесо со шкивом, соединенное с приводом тормозного механизма, а также имеются фиксирующая собачка, расположенная в корпусе, и собачка управления, расположенная в рычаге управления, входящие в зацепление с храповым колесом, при этом шкив на храповом колесе установлен с эксцентриситетом, фиксирующая собачка жестко соединена с рычажком, выполненным с возможностью сопряжения с рычагом управления, а сам рычаг привода снабжен демпфером удара храпового колеса с резиновым буфером двойного ресурса, устройством регулировки крайнего нижнего положения рычага управления и узлом сигнализации заторможенного положения тормозного механизма с качающимся флажком и контактным выключателем нажимного типа [2].

Недостатком прототипа является наличие шкива, на который наматывается трос, что создает напряжения в тросе, вызывающие взаимные перемещения нитей троса и самого троса по площадке контакта со шкивом при заторможенном положении механизма, и приводит к износу троса, который в неблагоприятных погодных условиях может сопровождаться фреттинг-коррозией, а также накладывает ограничения на передаточную функцию рычага, позволяя выполнить ее только синусоидальной, причем максимальное приращение передаточной функции u может быть реализовано только при повороте рычага на угол =90°.

Цель заявляемой полезной модели - уменьшить напряжения в тросе и его износ и устранить ограничения на передаточную функцию рычага.

Технический результат достигается тем, что рычаг привода стояночного тормоза, состоящий из корпуса, внутри которого на одной оси расположены рычаг управления и храповое колесо со шкивом, соединенное с приводом тормозного механизма, а также имеются фиксирующая собачка, расположенная в корпусе, и собачка управления, расположенная в рычаге управления, входящие в зацепление с храповым колесом, дополнительно снабжен храповым сектором, совмещенным с основанием, закрепленным на корпусе машины, на котором на одной оси установлены рычаг управления и кронштейн с выключателем сигнализации заторможенного положения стояночного тормоза. Кронштейн с выключателем сигнализации, кроме того, закреплен на храповом секторе болтом, установленным в вырезе сектора, что позволяет использовать его как устройство регулировки крайнего положения. Рычаг управления соединен с тросом привода тормозного механизма и включает в себя установленную на оси фиксирующую собачку, входящую в зацепление с храповым сектором и подпружиненную тягой, на свободный конец которой навинчена кнопка фиксации рычага управления, при этом точка крепления сердцевины троса к рычагу привода тормозного механизма выбирается со смещением a и плечом b, а крепление рубашки троса определяется параметрами c и d. Изменение параметров a, b, c и d позволяет изменять приращение передаточной функции u по закону отличному от синусоидального и получать максимальное приращение передаточной функции u при углах поворота рычага , отличающихся от 90° в большую или в меньшую стороны.

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами:

фиг.1 - общий вид привода стояночного тормоза;

фиг.2 - конструкция рычага привода стояночного тормоза;

фиг.3 - схема закрепления троса в приводе стояночного тормоза;

фиг.4 - диаграммы максимального приращения передаточной функции u.

Конструкция рычага привода стояночного тормоза (фиг.1, 2) включает в себя следующие элементы: 1 - основание; 2 - корпус транспортного средства; 3 - ось рычага управления; 4 - рычаг управления; 5 - кронштейн с выключателем сигнализации; 6 - болт; 7 - промежуточные тяги; 8 - сердцевина троса; 9 - рубашка троса; 10 - фиксирующая собачка; 11 - подпружиненная тяга; 12 - кнопка фиксации рычага управления; 13 - храповой сектор, причем храповой сектор совмещен с основанием 1, закрепленным на корпусе машины 2, на основании 1 посредством оси рычага управления 3 установлен рычаг управления 4 и кронштейн с выключателем сигнализации 5 заторможенного положения стояночного тормоза. Кронштейн с выключателем сигнализации 5, помимо крепления осью рычага 3, закреплен на храповом секторе 13 основания 1 болтом 6, проходящим через вырез «A» в основании 1, что позволяет использовать его как устройство регулировки крайнего положения рычага управления 4. Рычаг управления 4 посредством промежуточных тяг 7 соединен с сердцевиной троса 8 привода тормозного механизма (не показан), а рубашка троса 9 привода тормозного механизма закреплена на корпусе 2 транспортного средства. На фиг.2 показан рычаг управления 4, который включает в себя установленную на оси фиксирующую собачку 10, входящую в зацепление с храповым сектором основания 1 и подпружиненную тягой 11, на свободный конец которой навинчена кнопка фиксаций рычага управления 12. Передаточная функция привода стояночного тормоза определяется параметрами, показанными на фиг.3, точка крепления сердцевины троса 8 к рычагу управления 4 тормозного механизма выбирается с радиальным смещением a и плечом b, а крепление рубашки троса 9 определяется координатами закрепления рубашки троса c и d. На фиг.4 показаны примеры получаемого приращения передаточной функции u для различных значений радиального смещения, плеча и координатами закрепления рубашки троса a, b, c и d, из которых следует, что предложенная конструкция позволяет изменять передаточную функцию рычага по закону, отличному от синусоидального (график «A»), и получать максимальное приращение передаточной функции u на углах поворота рычага а, отличающихся от 90° в меньшую сторону, как показано на графике «B», или в большую сторону, как показано на графике «C».

Заявляемая полезная модель позволяет уменьшить напряжения в тросе и его износ и устранить ограничения на передаточную функцию рычага, а именно, изменять рабочий угол рычага привода в широких пределах, реализовать различные передаточные функции от рычага к тормозному механизму, в том числе с учетом зон досягаемости, что в конечном итоге позволяет сделать управление транспортным средством более комфортным, а транспортное средство - более конкурентоспособным.

Литература

1. Патент RU 2335418 C1. - Приоритет 31.05.2007.

2. Патент RU 2301162 C1. - Приоритет 22.02.2006.

1. Рычаг привода стояночного тормоза, состоящий из корпуса, внутри которого на одной оси расположены рычаг управления и храповое колесо со шкивом, соединенное с приводом тормозного механизма, а также имеются фиксирующая собачка, расположенная в корпусе, и собачка управления, расположенная в рычаге управления, входящие в зацепление с храповым колесом, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен храповым сектором, совмещенным с основанием, закрепленным на корпусе машины, на котором на одной оси установлены рычаг управления и кронштейн с выключателем сигнализации заторможенного положения стояночного тормоза.

2. Рычаг привода стояночного тормоза по п.1, отличающийся тем, что кронштейн с выключателем сигнализации закреплен на храповом секторе болтом, установленным в вырезе сектора.

3. Рычаг привода стояночного тормоза по п.1, отличающийся тем, что он соединен с тросом привода тормозного механизма и включает в себя установленную на оси фиксирующую собачку, входящую в зацепление с храповым сектором и подпружиненную тягой, на свободный конец которой навинчена кнопка фиксации рычага управления.

4. Рычаг привода стояночного тормоза по п.1, отличающийся тем, что точка крепления сердцевины троса к рычагу привода тормозного механизма выбирается с радиальным смещением и плечом, а крепление рубашки троса определяется координатами закрепления рубашки троса.

5. Рычаг привода стояночного тормоза по п.1, отличающийся тем, что изменение параметров закрепления троса в приводе стояночного тормоза позволяет изменять приращение передаточной функции рычага по закону, отличному от синусоидального, и получить максимальное приращение передаточной функции рычага при углах его поворота, отличающихся от 90° в большую или в меньшую стороны.

6. Рычаг привода стояночного тормоза по пп.1 и 2, отличающийся тем, что кронштейн с выключателем, закрепленный на храповом секторе, позволяет использовать его как устройство регулировки крайнего положения рычага управления.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к стояночной тормозной системе транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, к автомобилям с колесным торможением, устройствам выявления и устранения блокировки колес при торможении, в частности, к антиблокировочным системам (АБС) позволяющим значительно повысить эффективность торможения при неблагоприятных дорожных условиях, с сохранением устойчивости и управляемости
Наверх