Адаптер для колеса автомобиля

 

Полезная модель относится к автомобильной промышленности, а именно к конструкциям адаптеров для колес автомобиля для совместимости колесных дисков и ступиц автомобиля. Технический результат заключается в повышение надежности адаптера. Адаптер для колеса автомобиля представляющий собой уплощенное цилиндрическое осесимметричное, обладающее круговой симметрией тело, выполненное из легкого металла или сплава с круглым отверстием в его центре, снабжен выполненными в цилиндрическом теле сквозными отверстиями для пропуска крепежных элементов, предназначенных для крепления адаптера к ступице автомобиля, а, кроме того, адаптер оснащен средствами крепления к нему колеса автомобиля. Новым является то, что согласно полезной модели в цилиндрическом теле адаптера выполнены отверстия или выемки, в которые запрессованы средства крепления колеса автомобиля, выполненные из другого металла или сплава, обладающего большей твердостью и/или механической стойкостью, нежели легкий металл или сплав цилиндрического тела адаптера. 1 н.п. ф-лы, 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к автомобильной промышленности, а именно к конструкциям адаптеров для колес автомобиля для совместимости различных колесных дисков и ступиц автомобиля, а также других целей, таких как, например, расширение колесной базы, повышение устойчивости и др.

Из предшествующего уровня техники известно устройство для крепления колеса на ступице, которое содержит адаптер, имеющий выступающую часть и диск с отверстиями для средств крепления, прижимающих диск адаптера к ступице, на диске адаптера с наружной стороны установлены штифты, располагаемые в отверстиях обода колеса при установке колеса на ступице, на выступающей части адаптера снаружи выполнена резьба, а на торце выступающей части адаптера выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор, резьба на выступающей части адаптера выполнена под резьбу гайки, навинчиваемой на выступающую часть адаптера и фиксируемой на выступающей части адаптера фиксатором, на наружном торце гайки выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор, гайка снаружи выполнена конической для взаимодействия с посадочной поверхностью обода колеса, при этом в рабочем положении устройства выемки гайки и выемки выступающей части адаптера совмещены и в них расположен фиксатор, выполненный из пластины с центральным отверстием, концы которого расположены в совмещенных выемках гайки и выступающей части адаптера, при этом торец выступающей части адаптера закрыт заглушкой, имеющей центрирующий выступ, расположенный в центральном отверстии фиксатора, и средства ее фиксации в полости выступающей части адаптера. RU 2412064 C1, В60В 3/14, 20.02.2011.

Наиболее близким к техническому решения является устройство для крепления колеса на ступице, которое содержит установленный и закрепленный между ободом колеса и тормозным диском адаптер, на диске адаптера с наружной стороны установлены штифты, располагаемые в отверстиях обода колеса, на выступающей части адаптера снаружи выполнена резьба, на которую навинчена гайка, прижимающая обод колеса к адаптеру, на наружном торце гайки и на торце выступающей части адаптера выполнены совмещаемые выемки, в которых расположены концы фиксатора, имеющего центральное отверстие, торец выступающей части адаптера закрыт заглушкой, которая имеет расположенный в центральном отверстии фиксатора центрирующий выступ, а также средства ее фиксации на выступающей части адаптера. RU 94516 U1, В60В 3/14, 27.05.2010.

Недостатком всех указанных известных технических решений является недостаточная надежность и технологичность конструкций.

Задачей, на решение которой направлено заявленное техническое решение является создание надежной оригинальной конструкции адаптера для обеспечения возможности установки на автомобиль дисков разного диаметра и изменения вылета колесных дисков и автомобиля, а также возможности установки на автомобиль более широких шин и/или колесных дисков, отличающихся по вылету от параметров оригинальных колес, и, как следствие повышение устойчивости автомобиля в целом за счет расширения его колеи, а также возможности увеличения клиренса и, как следствие, повышение устойчивости автомобиля и улучшение его проходимости и динамики вождения.

Поставленная задача решается за счет того, что адаптер для колеса автомобиля представляющий собой уплощенное цилиндрическое осесимметричное, обладающее круговой симметрией тело, выполненное из легкого металла или сплава с круглым отверстием в его центре, снабжен выполненными в цилиндрическом теле сквозными отверстиями для пропуска крепежных элементов, предназначенных для крепления адаптера к ступице автомобиля, а, кроме того, адаптер оснащен средствами крепления к нему колеса автомобиля, отличающийся тем, что, в цилиндрическом теле адаптера выполнены отверстия или выемки, в которые запрессованы средства крепления колеса автомобиля, выполненные из другого металла или сплава, обладающего большей твердостью и/или механической стойкостью, нежели легкий металл или сплав цилиндрического тела адаптера.

Круглое отверстие в центре адаптера с внутренней стороны цилиндрического тела отверстие может иметь скос, выполненный вдоль его края, а с внешней стороны отверстие окружено кольцевым выступом.

Высота цилиндрического тела без учета высоты его кольцевого выступа, предпочтительно, меньше диаметра цилиндрического тела, по меньшей мере, в четыре раза.

Средства крепления колеса автомобиля, предпочтительно, установлены в отверстия и/или выемки с натягом, враспор и фиксированы в них посредством сил трения.

Цилиндрическое тело, преимущественно, выполнено из алюминия или титана, либо из сплава содержащего алюминий и/или титан.

Средства крепления колеса автомобиля могут быть выполнены из меди или стали или титана, либо из сплава содержащего медь и/или железо и/или титан и/или цинк и/или никель.

Предпочтительно, диаметр отверстия в центре составляет менее 1/3 диаметра цилиндрического тела.

Сквозные отверстия для пропуска крепежных элементов могут быть выполнены, по крайней мере, частично сужающимися от внешней к внутренней стороне цилиндрического тела.

Отверстия или выемки, в которые запрессованы средства крепления колеса автомобиля, могут быть выполнены, по крайней мере, частично сужающимися от внутренней к внешней стороне цилиндрического тела.

Центры окружностей сквозных отверстий для пропуска крепежных элементов, предпочтительно, лежат на одной условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера.

Центры окружностей сквозных отверстий для пропуска крепежных элементов может лежать на одной условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера, а центр тяжести каждого средства крепления колеса автомобиля при этом может лежать на другой условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера.

Средства крепления колеса автомобиля, запрессованные в цилиндрическое тело, могут представлять собой резьбовые втулки с отверстиями и внутренней резьбой.

Средства крепления колеса автомобиля, запрессованные в цилиндрическое тело, могут представлять собой резьбовые шпильки.

С внутренней стороны на поверхности цилиндрического тела могут быть выполнены, по меньшей мере, две, концентрические относительно центра цилиндрического тела, замкнутые кольцевые канавки или проточки.

Технический результат заключается в повышение надежности адаптера за счет исключения отвинчивания или иного отделения крепежных элементов от адаптера, за счет выполнения их запрессованными в тело адаптера и снижения оказываемых во время эксплуатации негативных воздействий механического характера на подшипник ступицы за счет использования средств крепления колеса автомобиля из другого металла или сплава, обладающего большей твердостью и/или механической стойкостью, нежели легкий металл или сплав цилиндрического тела адаптера.

Заявленные адаптеры могут использоваться для модификации вылета дисков и увеличения колеи автомобиля. Адаптеры устанавливают между ступицей колеса и его диском. Посредством применения адаптеров появляется возможность устанавливать на автомобиль колесные диски, больших габаритных размеров шире и в большую сторону отличаются по вылету от заводских параметров.

При аэродинамическом тюнинге, кузов, как правило, расширяют, в этом случае адаптеры позволяют увеличить вынос колес из-под арок или тюнингового обвеса. При тюнинге подвески, например при установке подвески спортивного типа адаптеры помогут избежать задевания колесом колесных арок и деталей подвески, а также улучшить внешний вид автомобиля. Кроме того появляется посредством использования адаптеров появляется возможность установки на автомобиль колесных дисков от других моделей автомобилей.

Технические решения поясняются чертежами, иллюстрирующими частные формы их выполнения и никак не ограничивающими другие возможные формы в пределах представленной формулы.

На фиг.1 изображена заготовка адаптер без установленных средств крепления колеса автомобиля (вид в плане).

На фиг.2 адаптер с установленными средствами крепления колеса автомобиля в виде резьбовых втулок (диаметральный разрез)

На фиг.3 адаптер с установленными средствами крепления колеса автомобиля в виде резьбовых шпилек (диаметральный разрез)

Адаптер для колеса автомобиля выполнен в виде уплощенного цилиндрического осесимметричного, обладающего круговой симметрией тела 1, выполненного из легкого металла или сплава с круглым отверстием 2 в его центре, причем с внутренней стороны 3 цилиндрического тела 1 отверстие имеет скос 4, выполненный вдоль его края, а с внешней стороны 5 отверстие окружено кольцевым выступом 6.

При этом в цилиндрическом теле выполнены сквозные отверстия 7 для пропуска крепежных элементов (условно не показаны), предназначенных для крепления адаптера к ступице (условно не показана) автомобиля.

Кроме того, цилиндрическое тело 1 оснащено средствами 8 крепления к нему колеса (условно не показано) автомобиля для чего в цилиндрическом теле выполнены отверстия 9 или выемки, в которые запрессованы упомянутые средства крепления 8, выполненные из другого, металла или сплава, обладающего большей твердостью и/или механической стойкостью, нежели легкий металл или сплав цилиндрического тела адаптера. При этом высота Н цилиндрического тела без учета высоты h его кольцевого выступа меньше диаметра D цилиндрического тела, по меньшей мере, в четыре раза.

Средства крепления колеса автомобиля установлены в отверстия и/или выемки с натягом, враспор и фиксированы в них посредством сил трения.

Цилиндрическое тело выполнено из алюминия или титана, либо из сплава содержащего алюминий и/или титан.

Средства крепления колеса автомобиля, выполнены из меди или стали или титана, либо из сплава содержащего медь и/или железо и/или титан и/или цинк и/или никель.

Диаметр отверстия в центре составляет менее 1/3 диаметра цилиндрического тела.

Сквозные отверстия 7 для пропуска крепежных элементов выполнены, по крайней мере, частично сужающимися от внешней к внутренней стороне цилиндрического тела.

Отверстия 9 или выемки, в которые запрессованы средства крепления, выполнены, по крайней мере, частично сужающимися от внутренней к внешней стороне цилиндрического тела.

Центры окружностей сквозных отверстий для пропуска крепежных элементов лежат на одной условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера.

Центры окружностей сквозных отверстий для пропуска крепежных элементов лежат на одной условной окружности, центр который совпадает с центром тяжести адаптера, а центр тяжести каждого средства 8 крепления колеса автомобиля лежит на другой условной окружности, центр которой также совпадает с центром тяжести адаптера.

В зависимости от устройства посадочного места конкретной модели автомобиля средства крепления, запрессованные в цилиндрическое тело могут представлять собой резьбовые втулки (футерки) с отверстиями и внутренней резьбой (фиг.2), либо резьбовые шпильки (фиг.3).

С внутренней стороны на поверхности цилиндрического тела могут быть выполнены, по меньшей мере, две, концентрические относительно центра цилиндрического тела, замкнутые кольцевые канавки или проточки (условно не показаны) для исключения эффекта "прилипания" адаптера к ступице.

Адаптеры должны обладать достаточной степенью надежности. В случае, когда колесный диск крепится гайками к шпилькам ступицы, то конструкция адаптера следующая: адаптер через отверстия 7 крепится гайками к ступице, на адаптер устанавливают колесо, которое прикручивают к средствам крепления колеса 8 - запрессованным резьбовым шпилькам.

Если колесо крепится болтами, закручиваемыми в резьбовые отверстия в ступице, то адаптер через отверстия 7 крепится к ступице оригинальными болтами, а средствами крепления колеса 8 в адаптере являются запрессованные в тело адаптера резьбовые втулки, к которым и крепится колесо аналогичными оригинальным болтами.

При установке адаптеров увеличивается консольная нагрузка на подшипники, поэтому толщина (высота Н цилиндрического тела) адаптера должна быть не более 50 мм, и быть меньше диаметра D цилиндрического тела, по меньшей мере, в четыре раза.

Можно было бы закрепить длинными болтами колесо через адаптер без использования соединительных элементов, запрессованных в цилиндрическое тело. Однако в паре колесо-ступица при старте и торможении возникает очень большой крутящий момент и колесо стремится провернуться относительно ступицы и это становится возможным, если болты достаточно длинные (более 12 мм). Нагрузка на болты, в таких случаях настолько велика, что они прогибаются и позволяют колесу слегка провернуться и постепенно раскачиваются, что приводит к отвинчиванию болтов в процессе эксплуатации их разрушению и аварийным ситуациям.

Предложенная конструкция адаптеров, лишенная описанных недостатков, направлена на повышение надежности исключения отвинчивания крепежных элементов и снижения воздействия инерционных воздействий на подшипник ступицы.

Кроме того предложенной конструкцией обеспечивается снижение нагрузки на подшипники ступицы за счет выполнения адаптера из легкого металла или сплава, возможность центрирования и закрепления диска колеса за счет наличия кольцевого выступа, облегчение монтажа адаптера за счет наличия скоса отверстия, повышение надежности закрепления диска колеса к адаптеру за счет наличия средств крепления колеса автомобиля из материала, обладающего лучшими физико-механическими свойствами, а также повышение технологичности изготовления и надежности за счет установки в отверстия и/или выемки в цилиндрическом теле посредством запрессовки средств крепления без использования дополнительных соединительных средств (резьбовых, клея, сварки и т.д.).

1. Адаптер для колеса автомобиля, представляющий собой уплощенное цилиндрическое осесимметричное обладающее круговой симметрией тело, выполненное из легкого металла или сплава с круглым отверстием в его центре, снабжен выполненными в цилиндрическом теле сквозными отверстиями для пропуска крепежных элементов, предназначенных для крепления адаптера к ступице автомобиля, а, кроме того, адаптер оснащен средствами крепления к нему колеса автомобиля, отличающийся тем, что в цилиндрическом теле адаптера выполнены отверстия или выемки, в которые запрессованы средства крепления колеса автомобиля, выполненные из другого металла или сплава, обладающего большей твердостью и/или механической стойкостью, нежели легкий металл или сплав цилиндрического тела адаптера.

2. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что круглое отверстие в центре адаптера с внутренней стороны цилиндрического тела имеет скос, выполненный вдоль его края, а с внешней стороны отверстие окружено кольцевым выступом.

3. Адаптер по п.2, отличающийся тем, что высота цилиндрического тела без учета высоты его кольцевого выступа меньше диаметра цилиндрического тела, по меньшей мере, в четыре раза.

4. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что средства крепления колеса автомобиля установлены в отверстия и/или выемки с натягом, враспор и фиксированы в них посредством сил трения.

5. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что цилиндрическое тело выполнено из алюминия или титана либо из сплава, содержащего алюминий и/или титан.

6. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что средства крепления колеса автомобиля выполнены из меди, или стали, или титана, либо из сплава, содержащего медь, и/или железо, и/или титан, и/или цинк, и/или никель.

7. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что диаметр отверстия в центре составляет менее 1/3 диаметра цилиндрического тела.

8. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что сквозные отверстия для пропуска крепежных элементов выполнены, по крайней мере, частично сужающимися от внешней к внутренней стороне цилиндрического тела.

9. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что отверстия или выемки, в которые запрессованы средства крепления колеса автомобиля, выполнены, по крайней мере, частично сужающимися от внутренней к внешней стороне цилиндрического тела.

10. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что центры окружностей сквозных отверстий для пропуска крепежных элементов лежат на одной условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера.

11. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что центры окружностей сквозных отверстий для пропуска крепежных элементов лежат на одной условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера, а центр тяжести каждого средства крепления колеса автомобиля лежит на другой условной окружности, центр которой совпадает с центром тяжести адаптера.

12. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что средства крепления к адаптеру колеса автомобиля, запрессованные в цилиндрическое тело, представляют собой резьбовые втулки с отверстиями и внутренней резьбой.

13. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что средства крепления к адаптеру колеса автомобиля, запрессованные в цилиндрическое тело, представляют собой резьбовые шпильки.

14. Адаптер по п.1, отличающийся тем, что с внутренней стороны на поверхности цилиндрического тела выполнены, по меньшей мере, две концентрические относительно центра цилиндрического тела замкнутые кольцевые канавки или проточки.



 

Наверх