Бортовое устройство контроля безопасности движения автотранспортного средства

 

Бортовое устройство контроля безопасности движения автотранспортного средства относится к области приборостроения и может быть использовано на транспорте, например, автобусах, работающих на городских, пригородных и междугородних маршрутах, позволяет предотвращать дорожно-транспортные происшествия, сохранять жизнь людей, перевозимые грузы. Устройство состоит из блока регистрации со встроенным акселерометром, съемной карты памяти, датчика скорости, датчиков перегрузок и угловых скоростей, собирает информацию о движении автотранспортного средства, которой можно воспользоваться для раскрытия дорожно-транспортного происшествия, а так же содержит: радар ближнего радиуса действия, цифровую камеру видеонаблюдений за дорожным движением, электронный тахограф спутникового слежения за автотранспортным средством, контроля режима отдыха водителя, передачи дополнительных параметров движения автотранспортного средства в устройство рекуперации кинетической энергии по его запросу, бортовой компьютер, работающий под управлением программного обеспечения, в которое входит база данных о дорожных знаках, система распознавания и идентификации дорожных знаков, база знаний о маршруте, система анализа движения автомобиля и действий водителя, а также текущего контроля и вычисления функции безопасности движения автотранспортного средства, выработки команд: «продолжить движение» или «остановить движение», блок для связи с диспетчером через электронный тахограф спутникового слежения за автотранспортным средством. Такое устройство позволяет предотвращать дорожно-транспортные происшествия, снизить аварийность на дорогах, травматизм, гибель людей и т.д.

Бортовое устройство контроля безопасности движения автотранспортного средства относится к области приборостроения и может быть использовано на транспорте, например, автобусах, работающих на городских пригородных и междугородних маршрутах.

Известно бортовое устройство регистрации для автотранспортного средства (БУР-А, выпускаемого ОАО «НПО «Прибор», Россия, Санкт-Петербург, 17 линия ВО), состоящее из блока регистрации со встроенным акселерометром, съемной карты памяти, датчика скорости, датчиков перегрузок и угловых скоростей, оно обеспечивает сбор, регистрацию и сохранение в съемном твердотельном накопителе (карте памяти) следующих параметров:

текущее астрономическое время (в модификации с ОР8-приемником), идентификационные параметры автотранспортного средства (АТС) и водителя, перегрузку по осям X, Y, Z (возможна модификация с датчиками угловых скоростей по трем осям), скорость транспортного средства, пробег, положение колес (опционально), включение правого/левого указателя поворота, включение/выключение дальнего света, включение/выключение ближнего света, включение/выключение габаритных огней, включение/выключение противотуманных фар, уровень тормозной жидкости, угол открытия дроссельной заслонки, включение ручного тормоза, включение заднего хода, обороты двигателя, напряжение бортовой сети, другие параметры по дополнительным каналам. Регистрируемые параметры позволяют восстановить траекторию транспортного средства, направление и силу удара, определить правильность и своевременность реакции водителя на обстановку на дороге. Известное устройство обеспечивает полную картину обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП) до происшествия, во время его и после.

Его данные могут быть использованы в качестве доказательной базы при расследовании ДТП, а также служить инструментом борьбы с мошенничеством в области автострахования, безошибочно определять виновную сторону в ДТП.

Недостатком известного устройства является то, что это устройство не решает задачу текущего оперативного контроля поведения водителя и принимаемых им решений по управлению АТС, соблюдению правил дорожного движения (ПДД), что является основной причиной возникновения серьезных ДТП с человеческими жертвами.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, является расширение функциональных возможностей известного устройства, оперативного контроля действий водителя по соблюдению ПДД и режима движения АТС, принятие предлагаемой системой решений по предупреждению водителя о нарушении ПДД (первый уровень предупреждения водителя по безопасности движения), остановке движения АТС и отстранение водителя от управления автотранспортным средством при превышении заданного (второго уровня) безопасности движения, что предотвращает дорожно-транспортные происшествия.

Технический результат достигается тем, что в бортовом устройстве контроля безопасности движения автотранспортного средства, содержащем блок регистрации со встроенным акселерометром, съемную карту памяти, датчики перегрузок и угловых скоростей, выполненные как отдельные блоки и предназначенные для сбора и накопления информации о параметрах движения транспортного средства, новым является то, что дополнительно введены: радар ближнего радиуса действия, цифровая камера видеонаблюдений за дорожным движением, электронный тахограф спутникового слежения (электронный тахограф) за автотранспортным средством контроля режима отдыха водителя, передачи дополнительных параметров движения АТС в устройство рекуперации кинетической энергии по его запросу, бортовой компьютер, работающий под управлением программного обеспечения (ПО), в которое входит база данных о дорожных знаках, система распознавания и идентификации дорожных знаков, база знаний о маршруте, система анализа движения автомобиля и действий водителя, а также текущего контроля и вычисления функции безопасности движения АТС и выработки команд: «продолжить движение» или «остановить движение», блок для связи с диспетчером через электронный тахограф.

Такое устройство позволит предотвращать ДТП, снизить аварийность на дорогах, травматизм, гибель людей и т.д.

На Фиг. представлена схема бортового устройства контроля безопасности движения автотранспортного средства.

Бортовое устройство контроля безопасности движения автотранспортного средства состоит из: блока регистрации БУР-А 1 со встроенным акселерометром, съемной карты памяти, датчиков перегрузки и угловых скоростей, выполненные как отдельные блоки, и предназначенные для сбора и накопления информации о параметрах движения транспортного средства, необходимых для расследования ДТП, радара 2 ближнего радиуса действия, цифровой камеры видеонаблюдения 3 за дорожным движением, электронного тахографа 4, бортового компьютера 5 с программным обеспечением, состоящего из: базы данных о дорожных знаках (программный блок) 6, системы распознавания и идентификации дорожных знаков (программный блок) 7, базы знаний о маршруте (программный блок) 8, системы анализа движения АТС и действий водителя, и вычисление функции безопасности движения (программный блок) 9, блока логического анализа (программный блок) 10, блока реализации логического условия (программный блок) 11, блока реализации логического условия (программный блок) 12, блока связи 13 с электронным тахографом 4 и передачи данных диспетчеру через адаптер сотовой связи электронного тахографа. Бортовое устройство безопасности движения АТС работает следующим образом.

Водитель, после прохождения идентификации через электронный тахограф 4, получает разрешение на управление АТС. Включает двигатель и все бортовые системы: БУР-А 1, радар ближнего радиуса действия 2, цифровую камеру внешнего наблюдения 3, электронный тахограф 4. Бортовой компьютер 5, через интерфейс внешнего обмена во время движения АТС получает информацию от внешних устройств. Программный блок 7 осуществляет операцию выделения полезной информации из потока данных видеокамеры внешних наблюдений и сравнивает ее с данными (образами) базы данных дорожных знаков 6, после идентификации текущего дорожного знака, признак этого знака поступает в систему анализа движения АТС (программный блок) 9 и действий (реакций) водителя на этот знак. Программный блок 9 запрашивает базу знаний 8 о маршруте, локализует участок маршрута действия знака, сравнивает действия водителя с правилами ПДД, записанными в базе знаний для этого участка, считывает необходимую информацию из электронного тахографа по запросу, рассчитывает критерий оценки действий водителя, вычисляет функцию безопасности ФАВ, далее проверяется логическое условие соответствия функции безопасности ФАВ критерию безопасности R (ФАВ<R). Если это условие выполняется, то блок логического анализа 10 выдает блоку 12 решение о продолжения движения, если нет, то управление передается программному блоку 11, который формирует команду на прекращение движения АТС. Далее передается управление программному блоку 13 (связь с диспетчером) для передачи информации электронному тахографу 4 и формирования сообщения диспетчеру через адаптер сотовой связи электронного тахографа. В случае ДТП в работу включаются блоки устройства БУР-А 1.

Таким образом, представленная полезная модель, позволяет расширить функциональные возможности устройства, контролировать действия водителя по соблюдению правил ПДД и отстранять его от управления АТС, в случае, нарушения им правил дорожного движения.

Бортовое устройство контроля безопасности движения автотранспортного средства, содержащее блок регистрации со встроенным акселерометром, съемную карту памяти, датчики перегрузок и угловых скоростей, выполненные как отдельные блоки и предназначенные для сбора и накопления информации о параметрах движения транспортного средства, отличающееся тем, что в него включены: радар ближнего радиуса действия, цифровая камера видеонаблюдений за дорожным движением, электронный тахограф спутникового слежения за автотранспортным средством, контроля режима отдыха водителя, передачи дополнительных параметров движения автотранспортного средства в устройство рекуперации кинетической энергии по его запросу, бортовой компьютер, работающий под управлением программного обеспечения, в которое входят: база данных о дорожных знаках, система распознавания и идентификации дорожных знаков, база знаний о маршруте, система анализа движения автомобиля и действий водителя, а также текущего контроля и вычисления функции безопасности ФАВ движения автотранспортного средства и критерия R оценки действий водителя, далее проверяется логическое условие соответствия функции безопасности ФАВ критерию R (ФАВ<R), если это условие выполняется, то блок логического анализа выдает решение о продолжении движения, выработки команд: «продолжить движение», если нет, «остановить движение», и блок для связи с диспетчером через электронный тахограф спутникового слежения за автотранспортным средством.



 

Похожие патенты:

Устройство фиксации относится к вспомогательным устройствам для цифровых и аналоговых видеокамер и фотокамер наблюдения, предназначенных, например, для совместного или индивидуального крепления фотоаппаратуры во время съемки.
Наверх