Гидростабилизатор кузова транспортного средства
Полезная модель относится к области безрельсового транспортного средства. Гидростабилизатор состоит из главного нагнетательного гидроцилиндра, соединенного с ним гидропроводом большого диаметра, рабочего гидроцилиндра в котором размещен амортизатор с закрепленным снизу поршнем. Сверху на амортизатор надета юбка, в которую свободно проходит шток амортизатора, но не проходит его корпус. Нижняя часть юбки выполнена в форме опорной чашки, в которую становится грузовая пружина. Верхняя опорная чашка пружины жестко соединена со штоком амортизатора.
При подаче жидкости из главного гидроцилиндра, который приводится в действие пластинчатым рычагом, жестко закрепленным на заднем мосту, амортизатор, расположенный внутри рабочего гидроцилиндра, вместе с юбкой и грузовой пружиной начинает двигаться вверх, корректируя поперечно-горизонтальное положение кузова. 2 ил.
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к средствам стабилизации поперечно-горизонтальной устойчивости.
Известна активная система стабилизации подвески транспортного средства, содержащая соединенные гидропроводами два линейно действующих дифференциальных гидроцилиндра, установленных между подвесками колес и стабилизаторами поперечной устойчивости, электрогидравлический регулятор, осуществляющий контроль и коррекцию давления и направления потока жидкости и получающий необходимую информацию от датчиков угла поворота, скорости движения и степени рысканья, резервуар с жидкостью и гидравлический насос с приводом от двигателя (журнал «Автостроение за рубежом» 10, 2004 г., С.13-15).
Данный стабилизатор позволяет избавить автомобиль от продольных и поперечных колебаний без ущерба комфорту и управляемости, но сложная система контроля и обработки информации снижает надежность его работы, значительно удорожает конструкцию.
Известна гидравлическая система стабилизации поперечной устойчивости выбранная в качестве ближайшего аналога, транспортного средства, содержащая шарнирно закрепленные концевыми участками на переднем и заднем мостах, выполненные в виде П-образных торсионов передний и задний стабилизаторы /RU 2318678 С1
B60G 21/06 (2006. 01). опбл. 10.03.2008/. Система также содержит две гидравлические стойки, выполненные в виде цилиндра и размещенного внутри его поршня со штоком с образованием верхней и нижней гидравлических полостей, верхний и нижний гидропроводы, связывающие соответствующие полости. Стабилизаторы средней частью соединены с помощью тяги.
Данная система имеет ряд недостатков, которые проявляются при движении транспортного средства по поверхности, имеющей разнонаправленные неровности. Толчки от левой стороны будут передаваться на правую и наоборот.
Гидравлические стойки дают незначительный амортизационный эффект и в большей степени работают как гидробалансир между передним и задним мостами. При движении по косогору жидкость в гидростойках запирается, и система перестает работать. Продолжительность работы данной системы ограничена количеством жидкости в полости гидростойки, из которой жидкость перетекает в другую. При движении транспортного средства, совершающего поворот, под влиянием центробежных сил, движение поршней в гидростойках будет направлено в одну сторону, а это приведет к запиранию жидкостных потоков и, следовательно, к полному отсутствию стабилизации.
Задачей и техническим результатом, на который направлено заявляемое техническое решение, является обеспечение устойчивости транспортного средства в поперечно-горизонтальной плоскости за счет исключения возможности деферента при повороте.
Указанный технический результат достигается тем, что заявляемый гидростабилизатор транспортного средства содержит гидроцилиндр с расположенным внутри его амортизатором, дополненным поршнем, юбку, позволяющую через цилиндр амортизатора и жестко закрепленный к нему поршень, передать усилие грузовой пружины на жидкость, находящуюся под поршнем внутри гидроцилиндра. Главный нагнетательный цилиндр, под усилием пластинчатого рычага, жестко закрепленного на заднем мосту, через гидропровод и перетекающую по нему жидкость, создаст увеличение давления, а, следовательно, и объема жидкости в исполнительном гидроцилиндре гидростабилизатора, заставляя амортизатор вместе с грузовой пружиной, оставляя как амортизатор, так и грузовую пружину в рабочем состоянии, приподняться над уровнем заднего моста, тем исключая возможный деферент.
Пластинчатый рычаг, отжимая шток главного нагнетательного цилиндра на 1 см., тем самым, через гидропровод поднимает на 1 см. противоположную сторону кузова (при равных диаметрах главного и исполнительного цилиндров), а это значит, что он будет испытывать значительные боковые нагрузки, требующие расчета, исходя из массы конкретной марки полностью груженого автомобиля.
Предлагаемая гидравлическая система стабилизации поперечно-горизонтальной устойчивости транспортного средства иллюстрируется следующими чертежами:
Фиг.1 - конструкция гидростабилизатора.
Фиг.2 - схема расположения узлов гидросистемы.
Предлагаемая гидравлическая система стабилизации поперечно-горизонтальной устойчивости транспортного средства содержит амортизатор 1 с жестко закрепленным поршнем 2, размещенными внутри исполнительного гидроцилиндра 6. На гидроцилиндр свободно одевается юбка 5, нижняя часть которой выполнена в форме опорной чашки 7, грузовой пружины 8. Верхняя часть юбки имеет отверстие, в которое свободно проходит шток амортизатора 3, но не проходит его корпус. Шток амортизатора жестко закреплен в верхней опорной чашке 4, имеющей наружную полусферу 13, к ней же закреплен кожух 9. На поршне 2 должно быть не менее двух манжет 10. В верхней части гидроцилиндра 6 установлено уплотнительное кольцо 11. Важно, чтобы нижняя опорная чашка 7 не могла в своем нижнем положении доставать до гидропровода 12. Пластинчатый рычаг 14 приходя в соприкосновение со штоком 15 главного нагнетательного цилиндра 16 вытесняет из него жидкость, перегоняя ее в исполнительный гидроцилиндр 6 гидростабилизатора 17, в результате чего амортизатор вместе с грузовой пружиной 8 начинают работать в плавающем режиме, опираясь на гидроподушку, создавшуюся в исполнительном гидроцилиндре 6 гидростабилизатора 17. Левый главный нагнетательный цилиндр гидропроводом соединен с правым исполнительным, и наоборот, чем обеспечивается постоянная коррекция поперечно-горизонтального положения кузова.
Предлагаемая система не требует потребления мощности двигателя и может быть использована в прицепном варианте транспортного средства, имеющего независимую подвеску.
На рессорных вариантах необходимо предусмотреть возвратную пружину, вместо грузовой.
Предлагаемая система стабилизации поперечно-горизонтальной устойчивости транспортного средства может быть выполнена на стандартном оборудовании с применением современных материалов и технологий.
1. Гидростабилизатор, содержащий гидроцилиндр, плавающий в нем амортизатор, юбку, выполняющую роль как нижнего крепления амортизатора, так и нижней опорной чашки пружины, грузовую пружину, главный нагнетательный цилиндр, приводимый в действие пластичным рычагом, жестко закрепленным на заднем мосту.
2. Гидростабилизатор по п.1, отличающийся тем, что амортизатор не имеет жестких креплений, а работает в плавающем режиме, так как его положение зависит от уровня жидкости в цилиндре.
3. Гидростабилизатор по п.1, отличающийся тем, что амортизатор вместе с юбкой и грузовой пружиной, опираясь на жидкость в цилиндре, могут работать, приподнявшись над задним мостом, тем самым не допуская поперечного крена кузова.