Амфибия-сцепка

 

Предлагаемая полезная модель амфибии-сцепки предназначена для перемещения по снегу, льду и по воде. Она может быть полезной для рыбаков, охотников и спасательных служб. В конструкции используются надувная лодка с защитным от истирания днища устройством и мотобуксировщик в качестве движителя, дополнительно оснащенный для движения по воде поплавками. Управление амфибией осуществляется с лодки путем изменения направления движения мотобуксировщика. Управление осуществляется с помощью руля, шарнирно-закрепленного на буксировщике, или с помощью тросов, идущих от стационарного рулевого колеса и разворачивающих корпус буксировщика относительно корпуса лодки.

Полезная модель относится к самоходным транспортным средствам и предназначена в основном для перемещения по снегу, льду и воде, а в отдельных случаях - по болотам.

Стремление к освоению обширных пространств нашей планеты, которые все еще остаются труднодоступными и где находятся основные природные ресурсы вызывает к жизни все новые и новые конструкции амфибийных средств передвижения.

Проект универсальной амфибии, где применен движитель, в котором совмещены функции:

- ведущего колеса, гусеничного движителя, гребного колеса, плоскоструйного водомета, воздушного нагнетателя защищен патентом RU 2165362.

В этом патенте, по мнению авторов, была попытка устранить недостатки снегоходов, аэросаней, судов на воздушной подушке, изложенных на сайте (http://holpod.ru/content/view/).

Указанная конструкция представляется достаточно сложной и неприемлемой для массового применения.

В частых случаях наибольшее количество трагических происшествий бывает, как правило, при выходе на еще не окрепший лед (по перволедью) или в теплые весенние дни на подтаявший лед, когда рыбалка, например, бывает наиболее удачной, но при этом и очень опасной.

Наиболее эффективным средством передвижения в этих условиях, конечно, следует рассматривать суда на воздушной подушке (СВП), вследствие их амфибийности.

Но им свойственны такие существенные недостатки как:

- значительные эксплуатационные расходы;

- высокая стоимость транспортного средства;

- сложность в управлении, требующая специальной квалификации;

- низкий коэффициент полезного действия аэродвижителя;

- высокая шумность работы, и как следствие ограниченность применения для массового потребителя.

Для широкого круга рыбаков, охотников и спасателей наиболее подходящим средством перемещения по снегу и льду, наряду со снегоходами, следует рассматривать аэросани и мотобуксировщики.

Снегоходы серийные тяжелые и достаточно дорогие.

Упрощенные же конструкции снегоходов (патент 95631 «Рыбак-2М») имеют ограниченную область применения (по снегу и прочному льду).

Конструкция аэросаней представлена в Интернете на сайте www.amfibia.ru Характерным представителем этого класса амфибий следует рассматривать аэросани «Патруль», защищенные патентами на полезную модель 42996, 42997, 43000.

Данная конструкция аэросаней состоит из наружного стеклопластичного корпуса в виде плоскодонной лодки, под днищем которой вдоль уложены 10 надувных баллонов из ПВХ «Арктика».

Под баллонами на тросовой шнуровке крепится пластиковое днище, выполненное из поперечных пластин, уложенных с перекрытием друг на друга в виде чешуи.

Патент на изобретение 2260515. К недостаткам этой конструкции следует отнести то, что при использовании закрытых пластинами надувных баллонов при использовании амфибии на воде между баллонами будет находиться вода, препятствующая движению лодки.

В целом же аэросани также как и СВП, использующие аэродвижители имеют крайне низкий КПД и как следствие повышенный расход топлива. Для аэросаней «Патруль» он составляет 20 литров в час.

Экономичнее обеспечить упор от среды с более высокой плотностью, чем воздух (например, от снега, льда или воды).

Примерами таких конструкций могут быть:

- Снегоход - буксировщик Фомичева (свидетельство на полезную модель 4517 с приоритетом от 06.04.1996 г.);

- Мотобуксировщик Рекс (патент на полезную модель 64601 с приоритетом от 09.02.2007 г.);

- Буксировщик Райда;

- Миниснегоход ЕРШ.

Они достаточно экономичны в использовании. Например, мотобуксировщик Рекс потребляет 2 литра бензина в час, что почти в 10 раз меньше, чем у аэросаней «Патруль» при практически одинаковой грузоподъемности.

Однако, в условиях некрепкого льда и на открытой воде их применение невозможно.

Водометы и гребные колеса (www.badger.ru) - эффективные при движении даже по мелководью не обеспечивают движение по льду и снегу. Предлагаемая модель амфибии включает в себя все преимущества аэросаней и мотобуксировщиков и представляет собой сцепку надувной лодки (Фиг.1, 2, 3) и гусеничного движителя (мотобуксировщика).

При этом для обеспечения плавучести мотобуксировщика (1) на нем устанавливаются по обеим сторонам специальные кронштейны (7), к которым крепятся средства, обеспечивающие его непотопляемость - поплавки (6).

Соединение мотобуксировщика с лодкой осуществляется с помощью штатной сцепки.

Сцепка состоит из форкопа, неподвижно закрепленного на мотобуксировщике и шарнирно связанной с ним тяги, жестко закрепленной на лодке.

Сцепка с лодкой мотобуксировщика и руль (2) практически аналогичны конструкции, изложенной в патенте 64601.

При необходимости движения амфибии по льду и снегу корпус лодки оснащается дополнительным защитным устройством (5), например, выполненным аналогично изложенному в патенте 42996 из материала, который имеет повышенную стойкость к истиранию.

Защитное устройство в этой конструкции состоит из ряда пластин, закрепленных с нахлыстом друг на друга на поперечных тросах непосредственно на днище лодки без дополнительных баллонов (лодка сама является демпфером), которые могут заменяться по мере износа.

При такой конструкции амфибии - сцепки судоводитель находится на передней банке в носу лодки и с помощью руля и органов управления двигателем, расположенных на нем обеспечивает заданное направление и скорость движения амфибии.

В таком исполнении амфибия-сцепка может передвигаться:

- по снегу различной толщины и плотности;

- по относительно ровному льду, вне зависимости от его прочности;

- по открытой воде;

- и в особых случаях по болотам и прибрежным заводям.

При использовании лодки с рулевым колесом для его управления сцепка имеет конструкцию, приведенную на рис.Фиг.3.

На тяги сцепки крепится поперечина (8), в гнездах которой закреплены оболочки тросов рулевого управления (9).

На корпусе буксировщика имеются проушины (10) для крепления подвижной части тросов управления (11).

Управление амфибией осуществляется за счет разворота мотоблокировщика вокруг оси форкопа, неподвижно закрепленного на лодке.

Разворот производится натяжением соответствующего троса. Усилие натяжения создается рулевым колесом.

Ручка газа в этом варианте лодки установлена на специальном кронштейне (13) в лодке, рядом с водителем.

Для транспортирования амфибии по грунту резиновая гусеница мотобуксировщика вполне пригодна, но при этом на лодку необходимо поставить (на транец) съемные или складывающиеся колеса.

Амфибия-сцепка, содержащая лодку с закрепленным на днище защитным устройством и мотобуксировщик, скрепленные между собой сцепным устройством, отличающаяся тем, что в качестве лодки используется надувная лодка, а пластины защитного устройства, закрепленные с нахлыстом на поперечных тросах, расположены непосредственно на днище лодки, при этом на мотобуксировщике по бокам установлены кронштейны, к которым крепятся поплавки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к средствам передвижения по снежной и ледяной поверхностям, в частности, к саням, предназначенным для катания с гор и передвижения по горизонтальной поверхности, а также для транспортировки хозяйственных грузов в зимнее время
Наверх