Устройство звукового оповещения для транспортных средств

 

Устройство звукового оповещения для транспортных средств относится к области машиностроения и может быть применено в системах регулирования движения дорожного транспорта.

Известны устройства звукового оповещения, в том числе трансляционные и вещательные, предназначенные для различных сфер применения, например, для предупреждения столкновений и аварий, реагирующие на сигналы от других транспортных средств и выдающие команды об изменении движения транспорта.

Наиболее близкими по назначению из них являются:

- средства подачи специальных сигналов для транспортных средств, предусмотренных ГОСТ Р 50574-2002 г «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.», применение которых строго регламентировано Приказом МВД РФ от 19 февраля 2007 г. 167 «О порядке выдачи разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов»;

- блок звукового оповещения для топливно-раздаточных колонок (ТРК) (патент РФ от 14.09.2007 г. 69856), предназначенный для речевого оповещения вблизи систем топливно-раздаточного и маслораздаточного оборудования на автозаправочных станциях и автозаправочных комплексах, например, «После окончания заправки не забудьте поставить топливораздаточный пистолет на место».

При всех достоинствах рассмотренных аналогов, они не могут быть применены для других целей, например, повышения безопасности движения.

Одной из причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям является неуверенность и замешательство участников дорожного движения при согласовании своих действий. Особенно на дорогах и проезжих частях улиц возле жилых домов, не охваченных системой регулирования дорожного движения и не имеющих пешеходных разметок при этом интенсивность движения автотранспорта на них непрерывно увеличивается, а полоса движения сужается за счет парковки автомобилей на обочине.

Целью данного предложения является повышение безопасности дорожного движения и предотвращение дорожно-транспортных происшествий на дорогах, не оснащенных техническими средствами организации движения, в том числе светофорами и разметками.

Указанная цель достигается тем, что устройство звукового оповещения для транспортных средств, содержащее трансмиттер и FM приемник с излучателем звука, связанных между собой одной и той же волной в разрешенном FM диапазоне частот, например, 88108 МГц, отличающееся тем, что трансмиттер размешен в салоне автотранспортного средства, а FM приемник с излучателем звука в подкапотном пространстве, либо на внешней стороне транспортного средства, например, на бампере, что дает возможность водителю обеспечивать передачу как произвольных, так и типовых сообщений другим участникам движения в нештатных ситуациях. При этом сообщения хранятся на различных носителях информации, например, на флэш-картах, USB накопителях и других носителях.

В настоящее время опытный образец устройства испытан в реальных условиях и получены положительные результаты. Оно востребовано владельцами автотранспортных средств, которые заинтересованы в решение указанных проблем.

Согласно отказного письма Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ОАО «ВНИИС») от 22 октября 2010 г. 101-кс/2601, устройство не подлежит сертификации.

Организация производства устройства не требует больших затрат, так как реализуется в основном на покупных изделиях, а его установка не требует каких либо изменений конструкции транспортного средства.

Предлагаемая полезная модель относится к области машиностроения и может быть применена в системах регулирования движения дорожного транспорта.

Известны устройства звукового оповещения, в том числе трансляционные и вещательные, предназначенные для различных сфер применения, например, для предупреждения столкновений и аварий, реагирующие на сигналы от других транспортных средств и выдающие команды об изменении движения транспорта.

Наиболее близкими по назначению из них являются:

- средства подачи специальных сигналов для транспортных средств, предусмотренных ГОСТ Р 50574-2002 г «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.», применение которых строго регламентировано Приказом МВД РФ от 19 февраля 2007 г. 167 «О порядке выдачи разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов»;

- блок звукового оповещения для топливно-раздаточных колонок (ТРК) (патент РФ от 14.09.2007 г. 69856), предназначенный для речевого оповещения вблизи систем топливно-раздаточного и маслораздаточного оборудования на автозаправочных станциях и автозаправочных комплексах, например, «После окончания заправки не забудьте поставить топливораздаточный пистолет на место».

На фиг.1 представлена общая блок-схема блока звукового оповещения для ТРК.

Блок звукового оповещения - 1 представляет собой монтажную плату, на которой размещены репродуктор - 2, блок питания - 3, схема воспроизведения звукового эффекта - 4, схема подключения к топливно-раздаточной колонки - 5, схема управления блоком воспроизведения звука - 6, содержащая группу электромеханических реле, связанных со схемой управления катушки клапана замедления топливно-раздаточной колонки (на блок-схеме не показано), и соединенная посредством питающих и сигнальных кабелей с системой управления топливно-раздаточной колонкой - 8.

Схему воспроизведения звукового эффекта - 4 выполнена на базе цифровых микросхем, содержащих в себе ПЗУ с программой для воспроизведения звукового эффекта (на блок-схеме не показано), При этом блок питания - 3, схема подключения к топливно-раздаточной колонке - 5 и схема управления блоком воспроизведения звука - 6 соединены между собой и с системой питания топливно-раздаточной колонки - 9. Система управления топливно-раздаточной колонки - 8 содержит топливно-раздаточный пистолет - 10.

Конструктивно блок звукового оповещения выполнен на печатной плате и может быть установлен в двух вариантах. В первом - блок размещается в пылевлагозащищенном корпусе и устанавливается внутри корпуса топливно-раздаточной колонки - 7, во втором - помещается непосредственно в корпусе системы управления топливно-раздаточной колонки - 8.

При всех достоинствах рассмотренных аналогов, они не могут быть применены для других целей использования, например, безопасности дорожного движения.

Одной из причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, является неуверенность и замешательство участников дорожного движения при согласовании своих действий. Особенно на дорогах и проезжих частях улиц возле жилых домов, не охваченных системой регулирования дорожного движения и не имеющих пешеходных разметок при этом интенсивность движения автотранспорта на них непрерывно увеличивается, а полоса движения сужается за счет парковки автомобилей на обочине.

Целью данного предложения является повышение безопасности дорожного движения и предотвращение дорожно-транспортных происшествий на дорогах, не оснащенных техническими средствами организации движения, в том числе светофорами и разметками.

Указанная цель достигается тем, что устройство звукового оповещения для транспортных средств, содержащее трансмиттер и FM приемник с излучателем звука, связанных между собой одной и той же волной в разрешенном FM диапазоне частот, например, 88108 МГц, отличающееся тем, что трансмиттер установлен в салоне транспортного средства, а FM приемник с излучателем звука в подкапотном пространстве либо на внешней стороне транспортного средства, например, на бампере, что дает возможность водителю обеспечивать передачу как произвольных, так и типовых сообщений другим участникам движения в нештатных ситуациях. При этом сообщения хранятся на различных носителях информации, например, на флэш-картах, USB накопителях и на других носителях.

На фиг.2 представлены общая блок-схема и варианты расположения устройства звукового оповещения в транспортных средствах, где:

1 - Трансмиттер с передающей антенной, разъемами для подключения носителей информации и пультом управления;

2 - FM приемник с излучателем звука и приемной антенной;

3 - радиоканал связи трансмиттера с FM приемником;

4 - внутри кабины место в салоне;

5 - бампер;

6 - подкапотное пространство;

7 - крыша.

Работа устройства звукового оповещения для транспортных средств.

Технический результат может быть достигнут оснащением автотранспортного средства трансмиттером и FM приемником, либо любыми другими аналогичными приемо-передающими радиотехническими изделиями.

Трансмиттер - 1 размещается в салоне - 4 автотранспортного средства и подключается к розетке сети постоянного напряжения 12 В, источником которой является аккумулятор. FM приемник - 2 с излучателем звука, выполненного в виде единого блока со средствами крепления, устанавливается вне салона, в подкапотном пространстве - 6, на бампере - 5 или в другом месте, например, на крыше - 7 в зависимости от модели автотранспортного средства и способа подключения его к сети питания.

Трансмиттер настраивается на вещание на одной из частот в разрешенном диапазоне частот для бытовой техники 88108 МГц.

С пульта управления трансмиттера, выбирается одно из типовых сообщений, которое периодически передается для настройки FM приемника. С помощью регуляторов настройки достигается связь по радиоканалу - 3, а с помощью регулятора громкости приемника достигается нормальное восприятие передаваемого сообщения на заданном расстоянии по ходу движения автотранспортного средства. После этого устройство переходит в статическое состояние, т.е. оно готово к работе.

Достижение технического результата обеспечивается в динамическом режиме во время эксплуатации автотранспортного средства. Водитель во время движения в случае возникновения возможных нештатных ситуаций на дороге причиной которых могут быть неуверенность пешехода либо водителя другого транспортного средства, может обращается к ним с помощью передачи соответствующего сообщения, координирующее дальнейшие действия участников дорожного движения в данной ситуации.

Мощность потребления во время вещания не превышает 150 Вт, при этом обеспечивается нормальное восприятие обращения на расстоянии 30-40 м по направлению движения автотранспортного средства.

В настоящее время опытный образец устройства испытан в реальных условиях и получены положительные результаты. Оно востребовано владельцами автотранспортных средств, которые заинтересованы в решение указанных проблем.

Согласно отказного письма от 22 октября 2010 г. 101-кс/2601 Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ОАО «ВНИИС»), оно не подлежит сертификации.

Организация производства устройства не требует больших затрат, так как реализуется в основном на покупных изделиях, а его установка не требует каких либо изменений конструкции транспортного средства.

Литература.

1. ГОСТ Р 50574-2002 г. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опозновательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы, Общие требования.

2. Патент РФ от 14.09.2007 г. 69856 Блок звукового оповещения для топливнораздаточных колонок (ТРК).

Устройство звукового оповещения для транспортных средств, содержащее трансмиттер и FM приемник с излучателем звука, связанные между собой одной и той же волной в разрешенном FM диапазоне частот, например 88108 МГц, отличающееся тем, что трансмиттер размещен в салоне автотранспортного средства, а FM приемник с излучателем звука - в подкапотном пространстве либо на внешней стороне транспортного средства, например на бампере, что дает возможность водителю обеспечивать передачу как произвольных, так и типовых сообщений другим участникам движения в нештатных ситуациях, при этом сообщения хранятся на различных носителях информации, например на флэш-картах, USB накопителях.



 

Наверх