Аварийно-спасательный комплекс на базе автомобиля

 

Полезная модель относится к мобильным аварийно-спасательным комплексам, которые предназначены для транспортировки бригады спасателей и оборудования к месту возникновения чрезвычайных ситуаций. Задачей предлагаемого технического решения является оптимальное распределение объемов кузова по отсекам, обеспечение компактности размещения в нем аварийно-спасательных средств и создание максимального удобства для работы и отдыха обслуживающего персонала. Аварийно-спасательный комплекс выполнен на базе грузового автомобиля КамАЗ, в кузове которого оборудованы два отсека: жилой I и рабочий II (фиг.1 и 2). Отсеки соединены между собой перегородкой 1 с раздвижной дверью. Жилой отсек спроектирован с учетом эргономических и соматологических требований. Попасть в жилой отсек можно через входную дверь 2, расположенную рядом с кабиной водителя. От входной двери жилой отсек отделен тамбуром 3, оборудованным дверью складного типа. Под входной дверью 2 расположен выдвижной трап и устройство для чистки обуви. Жилой отсек включает в себя четыре посадочных места 4 для рабочих вокруг общего стола 5 и место 7 для бригадира, которое оснащено компьютерным оборудованием. Спальные места 8 и 9 расположены по ходу движения машины над посадочными местами рабочих и местом бригадира. Жилая зона дополнена зоной приготовления пищи и душевой 15 с биотуалетом и умывальником. В полости пола жилого отсека размещена полость с водой 18. Рабочий отсек содержит жестко закрепленные на бортах кузова рабочие места в виде верстаков 21, гардероб 19 из 6 шкафчиков с рабочей одеждой, отсек с баллонами 23. В полости пола этого отсека размещается крупногабаритное оборудования, а также сварочный аппарат 24 на выездной консоли. Дверь в рабочий отсек 26 выполнена на боковой части кузова и также снабжена выдвижным трапом. 8 п.ф., 4 рис.

Полезная модель относится к мобильным аварийно-спасательным комплексам, которые предназначены для транспортировки бригады спасателей и оборудования к месту возникновения чрезвычайных ситуаций. Предлагаемый комплекс оборудован на базе грузового автомобиля КамАЗ.

Известны аварийно-ремонтные машины на базе различных типов грузовых автомобилей, в кузовах которых смонтирован набор технического оборудования для производства ремонтных работ.

В заявке на изобретение 2008146130 от 24.11.2008 г. предложена унифицированная базовая конструкция мобильных ремонтно-диагностических комплексов (РДК), содержащая типовой кузов-контейнер, предназначенный для установки на шасси самоходного транспортного средства. Комплекс оснащен автономными средствами жизнеобеспечения и среды обитания производственного персонала, а также закладными элементами крепления сменного технологического оборудования внутри кузова-контейнера с резьбовыми отверстиями под крепежные болты. При этом для любого частного набора сменного технологического оборудования, необходимого для создания заданного варианта РДК под назначенные работы установка и крепление технологического оборудования предусмотрено закрепление каждой единицы оборудования с помощью болтов в соответствующие по месту установки этого оборудования резьбовые отверстия закладных элементов без механической доработки конструкции кузова-контейнера. Однако в реальных условиях для оперативности сложилась практика постоянной комплектации технического оборудования под конкретные задачи.

В изобретении по патенту РФ 2288113 от 17.05.2005 г. предложена конструкция мобильного ремонтно-диагностического комплекса, который содержит корпус-контейнер с установленными в нем технологическими рабочими местами и шкафами для хранения запасного имущества, приспособлений, инструмента и документации. Шкафы размещены внутри корпуса-контейнера вдоль его стен несколькими секциями и с разными зонами по высоте, с возможностью съема секций верхних рядов и установки их в транспортное состояние в технологический проход 4 корпуса-контейнера и с жестким закреплением на время транспортировки. Изобретение повышает устойчивость при транспортировке, но затрудняет пользование оборудованием в оперативной обстановке и не обеспечивает необходимых условий для отдыха персонала. Корпус-контейнер может быть установлен на любом виде транспорта.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому комплексу можно считать аварийно-ремонтную машину по патенту на изобретение РФ 2299819 от 6.12.2005 г. Машина выполнена на базе грузового автомобиля КАМА3-43110-1040-13. Кузов-фургон включает обитаемый и технический отсеки, разделенные глухой перегородкой. Соотношение объемов отсеков составляет 1:2, что, по мнению заявителей, является оптимальным для размещения максимального количества аварийно-спасательных средств (АСС), создания удобства при обслуживании машины и обеспечения приемлемых удобств для жизни и работы персонала.

В жилом отсеке имеется входная дверь и окно. Между окном и дверью смонтированы с двух сторон по две полки для отдыха персонала, а также шкафы для посуды, документов и оборудования. Под окном установлен стол. Вход в жилой отсек осуществляется по лестнице, которая в транспортном положении хранится в пенале, установленном под полом фургона. В правом переднем углу фургона под правым диваном находится бак для воды емкостью около 50 л с выведенным наружу (под пол фургона) трубопроводом с вентилем. Под правым диваном также установлен автомобильный автономный отопитель типа ОН-32Д-24 с подачей воздуха в жилой и технический отсеки, регулировка осуществляется вручную.

В техническом отсеке в торце выполнена дверь. Под дверью находится раскладная лестница для входа в отсек, которая в транспортном положении задвигается в пенал, установленный под полом фургона. На двери закреплена лестница для подъема на рабочую площадку (трап). Вторая лестница закреплена в проходе между стеллажами. С двух сторон от двери и вдоль перегородки с жилым отсеком на стеллажах размещены АСС, различные по конфигурации, массе и объему, с учетом частоты их применения и очередности использования. Часть кузова технического отсека снабжена боковыми откидными стенками, опирающимися на треугольные поворотные кронштейны с замковыми фиксаторами. Жесткость кузова обеспечивается конструкцией ярусов для АСС.

На правой и левой стенах технического отсека располагаются распашные борта, состоящие из двух горизонтальных створок, открывающихся вверх и вниз, образуя рабочую площадку. На передней стене фургона слева установлена мачта телескопическая с блоком прожекторов. Справа закреплен топливный бак для отопителя. На крыше фургона смонтирована рабочая площадка с нескользящим покрытием и ограждением высотой около 150 мм, а также закреплены две складные лестницы и антенна для радиостанции с площадкой-антиполем. В задней ее части установлены два проблесковых маяка синего цвета. На передней и задней стенах фургона смонтированы лестницы для подъема на крышу.

Прототип имеет следующие недостатки.

Наличие двери в торце технического отсека отнимает полезную площадь для размещения АСС.

Наличие откидных бортов в техническом отсеке усложняет конструкцию, а также ослабляет прочность кузова. Кроме того, при такой конструкции доступ к стеллажам возможен только на остановках и только в теплый период времени.

Расположение спальных мест поперек кузова опасно и не удобно. Наличие одного стола также снижает удобства жилого помещения.

Наличие глухой перегородки между жилым и техническим отсеками не позволяет пользоваться инструментом и оборудованием во время движения машины, проводить ремонтные и подготовительные работы.

В прототипе отсутствуют также другие предметы для обеспечения комфортности жизни персонала во время длительных переездов и стоянок в случае продолжительного ремонта, отсутствует душ, умывальник, туалет, холодильник, микроволновая печь, а также рабочее место для сборки или ремонта отдельных деталей.

Задачей предлагаемого технического решения является оптимальное распределение объемов кузова по отсекам, обеспечение компактности размещения в нем аварийно-спасательных средств и создание максимального удобства для работы и отдыха обслуживающего персонала.

Для решения поставленной задачи в аварийно-спасательном комплексе на базе автомобиля, содержащем коробчатый замкнутый кузов-фургон, разделенный перегородкой на два отсека: рабочий и жилой, каждый с отдельной входной дверью, иначе решена компоновка каждого отсека. Вместо глухой перегородки между отсеками установлена перегородка с раздвижной дверью. Жилой отсек оборудован местом бригадира, укомплектованного компьютером. В жилом отсеке дополнительно установлено оборудование для приготовления и хранения пищи, а также душ-туалет. В рабочем отсеке на бортах кузова жестко закреплены рабочие места в виде верстака, шкафы для рабочей одежды и отсек для баллонов с газом, а дверь расположена в боковой части кузова.

Кроме того, входные двери в жилой и рабочий отсеки снабжены выдвижными трапами, которые оборудованы устройствами для чистки обуви, а входная дверь в жилой отсек дополнительно оборудована тамбуром с дверью складного типа.

Спальные места в жилом отсеке расположены по ходу движения автомобиля.

На задней стенке кузова смонтирован кран с лебедкой для подъема тяжелых грузов и транспортировки дополнительных грузов.

Полки с инструментами расположены в нижней части оборудования для удобства доступа к ним.

Кузов оборудован полостью в полу, где смонтированы отсеки для запасов воды и крупногабаритного оборудования, а под задней частью кузова смонтирован отсек для сварочного оборудования на выдвижной консоли.

Предлагаемая планировка и комплектация комплекса обеспечивает комфортные условия для работы и отдыха обслуживающего персонала, жесткость конструкции кузова за счет равномерного распределения нагрузки внутри кузова и на борта кузова, удобство доступа к рабочим инструментам, а также удобство проведения ремонтных работ.

Предлагаемый комплекс поясняется рисунками, где показан:

Фиг.1 - общий вид со стороны правого борта,

Фиг.2 - общий вид со стороны левого борта,

Фиг.3 - макет, вид сбоку,

Фиг.4, - макет, общий вид.

Предлагаемый аварийно-спасательный комплекс организован следующим образом. В качестве передвижного средства использован грузовой автомобиль КАМА3-43116 (фиг.1-4), в кузове которого оборудованы два отсека: жилой I и рабочий II (фиг.1 и 2). Отсеки соединены между собой перегородкой 1 с раздвижной дверью. Во время движения машины из жилого отсека I можно попасть в рабочий отсек II, а при необходимости - раздвинуть дверь, увеличив тем самым свободную площадь, и упростить переход и перенос грузов из одного отсека в другой.

Жилой отсек (фиг.1 и 2) спроектирован с учетом эргономических и соматологических требований. Высота потолка в жилом отсеке 2300 мм. Попасть в жилой отсек можно через входную дверь 2, расположенную рядом с кабиной водителя. От входной двери жилой отсек отделен тамбуром 3, оборудованным дверью складного типа, что позволяет сохранить в жилом отсеке тепло в холодное время года. Под входной дверью 2 расположен выдвижной трап и устройство для чистки обуви.

Жилой отсек включает в себя четыре посадочных места 4 для рабочих и специально оборудованное место для бригадира. Посадочные места расположены вокруг общего стола 5, который выполняет обеденную функцию и служит местом сбора рабочей бригады для совещаний. Над общим столом расположено окно 6. Еще один сотрудник бригады размещается в кабине рядом с водителем.

Место бригадира 7 оборудовано как место оператора компьютерными системами автомобиля. В соответствии с этим, оснащено компьютерным оборудованием, столом с выдвижными отсеками для хранения рабочих документов и карт местности. Для создания рабочих условий место бригадира расположено отдельно от обеденной зоны и имеет небольшую перегородку, которая служит опорой для крепления рабочего стола, также на ее внешней стороне расположено крепежное устройство для подъема на спальное место 8. Второе спальное место 9 расположено над посадочными местами рабочих.

Спальные места расположены по ходу движения машины, что удобнее и безопаснее поперечного расположения спальных мест. Спальные места оборудованы полками - «сеточками» для удобства расположения личных вещей.

Все 5 посадочных мест имеют в своем основании выдвижные отсеки, которые могут использоваться для хранения индивидуальных вещей рабочих. Сиденье бригадира может передвигаться по направляющим к общему столу во время совещаний с рабочими.

Жилой отсек имеет два окна на противоположных сторонах - у посадочных мест рабочих и у стола бригадира, а также иллюминаторы в крыше кузова.

За рабочим местом бригадира расположена кухонная зона, которая включает в себя холодильник 10, микроволновую печь 11, кулер с горячей и холодной водой 12, небольшой кухонный стол 13 для приготовления еды.

Напротив кухни расположен умывальник 14, который представляет из себя нишу в стене душевой 15. Над умывальником расположена зеркальная дверца аптечки 16, под умывальником расположен отсек с контейнером для мусора 17. внутри душевой 15 расположены биотуалет, умывальник, отсек для моечных средств. Вход в туалет-душ осуществляется из рабочего отсека через дверь 1 складного типа.

В полости двойного пола жилого отсека размещена емкость для воды 18. На крыше жилого отсека расположены люки для дневного освещения.

Рабочий отсек II имеет высоту потолка 2000 мм, содержит гардероб 19, разделенный на 6 персональных шкафчиков (по количеству человек в рабочей бригаде), жестко скрепленных с бортом 20 кузова. Каждый шкафчик разделен на 3 ячейки. Верхняя предназначена для касок и головных уборов, средняя - для размещения рабочей одежды, нижняя для сапог.

На противоположном борту кузова жестко закреплено рабочее место в виде верстака 21. В столешнице верстака расположены 3 отсека для персонального переносного рабочего инструмента. Над верстаком расположена полка для хранения рабочих инструментов. Над полкой, под потолком, расположен отсек 22 для хранения носилок и лестницы. Такое же рабочий верстак смонтирован в торце рабочего отсека.

В торце кузова, за верстаком, жестко закреплен отсек 23 для баллонов, в левом отсеке баллоны с кислородом; в правом - баллоны с ацетиленом, а под ними расположен отсек 24 со сварочным оборудованием на выездной консоли. В полости двойного пола рабочей зоны смонтирован отсек 25 для хранения ремонтного оборудования (трубы, фитинги, балки, буры). На задней стене кузова, снаружи, закреплены запасное колесо и лестницы для подъема на крышу.

Рабочий отсек также имеет входную дверь 26 с выдвижным трапом, которая расположена сбоку кузова.

На крыше рабочего отсека расположен кран 27, который служит для переноса баллонов и другого тяжелого оборудования. Крыша с помощью крана может использоваться для транспортировки дополнительного оборудования.

Экстерьер автомобиля может быть решен в гамме конкретной аварийной службы. Так же на автомобиле расположено дополнительное световое и сигнальное оборудование, необходимое аварийно-спасательной службе (прожекторы, габаритные огни, лебедки, сирена и пр.).

В планировке кузова максимально продумана реальная эргономика перемещения членов экипажа при работе и отдыхе (выездные консоли в бортах на уровне торса для инструмента, шкафы для одежды по дороге в туалет-душ). Также учтена практика работы с тяжелым оборудованием, в частности, сварочным постом и генератором, - они расположены удобно для работы и замены и безопасно для пользования.

Подбор материалов, фактур, пластики линий и форм - все сделано для удобного, безопасного и красивого интерьера, на уровне лучших промышленных изделий (самолетов, поездов, автобусов). Это понижает утомляемость при долгих выездах.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволило сохранить все технические возможности прототипа и дополнительно обеспечить оптимальное распределение объемов кузова по отсекам, компактность размещения в нем максимального количества аварийно-спасательных средств и создание максимальных удобств для работы обслуживающего персонала. Компактное и рациональное распределение оборудования по площади кузова обеспечивает его прочность и надежность при движении по плохим дорогам. Комфортность и дополнительное оборудование в жилом отсеке позволяет улучшить условия работы и отдыха персонала, что особенно важно при дальних поездках и длительных ремонтных работах.

1. Аварийно-спасательный комплекс на базе автомобиля, содержащий коробчатый замкнутый кузов-фургон, разделенный перегородкой на два отсека: рабочий и жилой, каждый с отдельной входной дверью, отличающийся тем, что перегородка между отсеками выполнена с раздвижной дверью, жилой отсек оборудован местом бригадира, а также оборудованием для приготовления и хранения пищи и душем-туалетом, в рабочем отсеке на бортах кузова жестко закреплены рабочие места в виде верстаков, шкафы для рабочей одежды и отсек для баллонов с газом, а дверь расположена в боковой части кузова.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что входная дверь в жилой отсек оборудована тамбуром с дверью складного типа.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что входные двери в рабочий и жилой отсеки снабжены выдвижными трапами.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что спальные места в жилом отсеке расположены по ходу движения автомобиля.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что на задней стенке кузова смонтирован кран с лебедкой для подъема тяжелых грузов и транспортировки дополнительных грузов.

6. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что полки с инструментами расположены в нижней части оборудования для удобства доступа к ним.

7. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что кузов оборудован полостью в полу, где смонтированы отсеки для запасов воды и крупногабаритного оборудования.

8. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что под задней частью кузова смонтирован отсек для сварочного оборудования на выдвижной консоли.



 

Похожие патенты:

Механизм раздвижных межкомнатных перегородок, дверей-купе на роликах с верхним подвесом относится к области строительства, конкретнее к конструкциям дверей и перегородок во внутренних помещениях зданий, и предназначен преимущественно для использования в качестве межкомнатных дверей и перегородок, разделяющих жилое или рабочее пространство на зоны: холл, гостиная, столовая, кабинет, гардеробная, а также для шкафов ниш, в гардеробных и кладовых комнатах.

Межкомнатная офисная дверь относится к мебельному производству, а именно, к производству мебельных дверей, для закрывания проемов зданий и сооружений, преимущественно гражданского назначения или офисов.

Полезная модель относится к сфере железнодорожного транспорта и представляет собой, один из вариантов комплексов для ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.

Раздвижные стеклянные двери и перегородки относятся к области строительства и ремонта зданий и помещений, а именно к конструкциям дверей и перегородок во внутренних помещениях зданий и применяется для установки раздвижной двери. Техническим результатом является создание конструкции межкомнатной раздвижной двери, в которой дверное полотно при открывании-закрывании движется вдоль стены (дверь-купе), которая исключает возможность повреждения движущегося полотна при открывании посторонними предметами, попавшими в зону открывания двери, исключает возможность травмирования людей или домашних животных движущимся полотном при открывании, и увеличивает звукоизоляцию, что достигается за счет того, что на раздвижной двери устанавливается защитный экран-перегородка, за который при открывании задвигается дверное полотно. Раздвижная межкомнатная стеклянная дверь с перегородкой и защитным экраном имеет лучшее соотношения "цена-качество".
Наверх