Катер

 

Заявителем предложен, содержащий корпус с жесткими бортами, снабженными надувным баллоном U-образной формы, и однокилевым днищем с реданом, транец, моторное отделение и рубку. Борта выполнены вертикальными плоско-выпуклого полого поперечного сечения, заполненного пенистым материалом, и обращенного выпуклой стороной наружу, на которой выше ватерлинии установлен надувной баллон, образующий в накаченном состоянии в поперечном сечении полуцилиндр. Баллон снабжен крепежными элементами в виде проушин, расположенными равномерно вдоль баллона в нижней и верхней частях его поперечного сечения и жестко закрепленных к борту. При этом борта в кормовой части жестко соединены поперечной перегородкой, разделяющей рецесс и кокпит. Рубка расположена во всю ширину корпуса, жестко соединяя борта в средней части корпуса. В носовой части баллон имеет горизонтальный поперечный участок, а в кормовой части снабжен сферическими закруглениями. Днище выполнено переменной килеватостью, уменьшающееся от носа к корме, и снабжено боковыми спонсонами.

Полезная модель относится к маломерным судам, снабженными надувными баллонами, а именно, к лодкам RIB (rigid inflatable boat), которые по международной классификации отнесены к судам с жестким корпусом и надувными бортами.

Известна надувная моторная композитная лодка [1], содержащая жесткий корпус, состоящий из палубы, днища с силовым набором, надувные борта U-формы и устройство для подъема и спуска лодки, отличающаяся тем, что упомянутое устройство выполнено в виде фундамента ферменной конструкции, закрепленного к силовому набору в плоскости центра тяжести корпуса лодки, на устройстве установлен захват с возможностью дистанционного расцепления.

Несмотря, на все преимущества судов такого типа лодка не имеет рубки, низкую осадку и недостаточно хорошие мореходные качества.

Известна жестконадувная моторная лодка [2], содержащая жесткий корпус и охватывающий его U-образный надувной баллон, отличающаяся тем, что надувной баллон в средней части корпуса лодки выполнен с диаметром меньшим, чем диаметр остальной части баллона, при этом части надувного баллона с меньшим диаметром сопряжены с остальными частями баллона посредством переходных участков, кроме того, части надувного баллона с уменьшенным диаметром расположены так, что центры симметрии их поперечных сечений смещены в плане относительно центров симметрии поперечных сечений смежных частей баллона в сторону рабочих поверхностей лодки, причем лодка снабжена съемными или постоянными накладными частями борта в зонах расположения частей надувного баллона с уменьшенным диаметром.

Данная конструкция имеет преимущества при ее транспортировке по дорогам, т.к. ее поперечные размеры укладываются в автогабарит без выпуска воздуха из баллонов. Однако недостаток тот же: недостаточная мореходность.

Известен композитный катер с жестким днищем и надувными бортами [3], содержащий днище и пневматический баллон U-образной формы, днище ограничено бортовыми скулами и имеет реданы, в диаметральной плоскости днища закреплен стрингер с ребрами жесткости, на которые установлена палуба коробчатой конструкции с боковыми профилированными стенками, образующими ложемент для надувных бортов, отличающийся тем, что бортовые скулы выполнены V-образной формы, на днище выполнена комбинация реданов, состоящая из гидролыжи, пары продольных реданов, параллельных диаметральной плоскости, и поперечного редана с обратной стреловидностью, расположенного на 2/3 длины днища катера и разделяющего днище, продольные реданы и бортовые скулы на носовую и кормовую части, при этом гидролыжа расположена в носовой части, а бортовые скулы, расположенные в кормовой части, выполнены со ступенчатым снижением высоты.

В данной конструкции катера существенно повышена мореходность. Недостаток же ее в том, что ложементы для надувных бортов занимают много полезного пространства внутри катера.

Известна композитная лодка с жестким днищем и надувными бортами [4], состоящая из днища, палубы с сидением мотоциклетного типа и пневматического баллона U-образной формы, отличающаяся тем, что днище лодки выполнено с боковыми кромками, сходящимися на 3-5° в сторону кормы, переходящим в вертикальную стенку транца, с боковыми скулами, формирующими нижнюю часть бортов лодки, и симметрично расположенными по два продольными реданами относительно его диаметральной плоскости, по линии которой закреплен стрингер, усиленный ребрами жесткости, на который установлена палуба коробчатой конструкции с боковыми стенками, выполненными частично профилированными, образующими ложемент для надувных бортов, и с закруглением, переходящими в кормовую стенку, образующую транец, причем на палубе с возможностью переустановки закреплен блок, объединяющий сидение для пользователя и панель управления лодкой.

В данной конструкции улучшена компоновка надувных баллонов тем, что боковые стенки, выполнены частично профилированными, образующими ложемент для надувных бортов.

Известно аналогичное решение, использованное в патенте [5], которое представляет собой конструкцию лодки с жестким корпусом, снабженным ложементами для пневматического баллона.

Недостаток конструкции в том, что надувной баллон занимает много полезного внутреннего объема.

Известен катер с жестким корпусом и надувными баллонами по бортам [6]. Его отличительной особенностью является то, что баллоны выполнены многосекционными и в поперечном сечении также разделены на три секции, средняя из которых заполнена пенистым нетвердеющим материалом. Баллон крепится к корпусу хомутами. При превышении поперечного габарита воздух из крайних секций или только из одной может быть выпущен для уменьшения габарита. В случае, когда воздух выпущен из крайней секции, обращенной к борту, баллон прижимается к наружной стороне борта и становится полукруглым в сечении.

По своей технической сущности последнее техническое решение наиболее близко к предлагаемому и может служить прототипом.

Задачей, поставленной перед предлагаемой конструкцией является улучшение компоновочных решений, особенно для экономии полезного объема внутри катера, повышение безопасности плавания.

Поставленная задача решается тем, что у катера, содержащего корпус с жесткими бортами, снабженными надувным баллоном U-образной формы, и однокилевым днищем с реданом, транец, моторное отделение и рубку, его борта выполнены вертикальными плосковыпуклого полого поперечного сечения, заполненного пенистым материалом, и обращенного выпуклой стороной наружу, на которой выше ватерлинии установлен надувной баллон, образующий в накаченном состоянии в поперечном сечении полуцилиндр, баллон закреплен к корпусу верхним и нижним клапанами с помощью ликтросов, при этом борта в кормовой части жестко соединены поперечной перегородкой, разделяющей рецесс и кокпит, рубка расположена во всю ширину корпуса, жестко соединяя борта в средней части корпуса, в носовой части баллон имеет горизонтальный поперечный участок, а в кормовой части снабжен он сферическими закруглениями, днище выполнено переменной килеватостью, уменьшающееся от носа к корме, и снабжено боковыми спонсонами. Транец катера приспособлен для установки подвесных моторов

На фиг.1, 2 и 3 представлен общий вид предлагаемого катера. На фиг.4 и 5 показано крепление баллона к борту.

Заявленная конструкция катера состоит из корпуса 1 с жесткими бортами 2, снабженными надувным баллоном 3 U-образной формы, и однокилевым днищем 4 с реданом 5, транцем 6. Катер также содержит моторное отделение 7 и рубку 8. Борта 2 катера выполнены вертикальными плоско-выпуклого полого поперечного сечения, заполненного пенистым материалом 9. Борта 2 обращены выпуклой стороной наружу, на которой выше ватерлинии установлен надувной баллон 3, образующий в накаченном состоянии в поперечном сечении полуцилиндр. Баллон 3 снабжен крепежными элементами в виде клапанов 10, прикрепленных к борту 2 ликтросами 11, расположенными равномерно вдоль баллона 3 в нижней и верхней частях его поперечного сечения, прижатых пластиной 12 с помощью шурупов 13, ввернутых в закладную деталь 14. При этом борта 2 в кормовой части жестко соединены поперечной перегородкой 15, разделяющей рецесс 16 и кокпит 17. Рубка 8 расположена во всю ширину корпуса 1, жестко соединяя борта 2 в средней части корпуса 1. В носовой части баллон 3 имеет горизонтальный поперечный участок 18, а в кормовой части снабжен сферическими закруглениями 19. Днище 4 выполнено с переменной килеватостью, уменьшающейся от носа к корме и снабжено боковыми спонсонами 20.

Устройство работает следующим образом. При транспортировке по дороге баллон 3 спущен для того, чтобы вписаться в дорожный габарит. На воде баллон 3 надувают. Он приобретает сечение полуцилиндра, ввиду того, что клапаны 10 жестко прижимают его к борту 2. Выпуклая наружная сторона борта 2 придает необходимую жесткость борту 2, достаточную для предотвращения прогиба от упругих сил, создаваемых баллоном 3.

Такая форма баллона 3 позволяет освободить внутренние полезные объемы в корпусе 1. Кроме того, поперечная перегородка 15 увеличивает жесткость корпуса 1 в кормовой части, а рубка 8 - в средней. Килеватое днище 4 существенно улучшает мореходность, редан 5 способствует увеличению скорости, снижая сопротивление движению. Спонсоны 20 уменьшают валкость катера на ходу.

Заявителем изготовлен опытный образец катера, испытания которого подтвердили возможность выполнения поставленной задачи.

Перечень использованных источников информации.

1. Патент РФ ПМ 88642, заявка: 2009124947/22, 29.06.2009, Надувная моторная композитная лодка,

2. Патент РФ ПМ 87139, Заявка: 2009112986/22, 07.04.2009, Жестконадувная моторная лодка,

3. Заявка РФ 2007126946/22, 13.07.2007, Композитный катер с жестким днищем и надувными бортами,

4. Заявка РФ 95110709/20, 20.06.1995, Композитная лодка с жестким днищем и надувными бортами,.

5. Патент США 5522338, 1996 г., Лодка с жестким корпусом и надувными баллонами,

6. Патент США 6810827, 2004 г. Катер с жестким корпусом и надувные баллоны с пеной (прототип)

1. Катер, содержащий корпус с жесткими бортами, снабженными надувным баллоном U-образной формы, и однокилевым днищем с реданом, транец, моторное отделение и рубку, отличающийся тем, что его борта выполнены вертикальными плоско-выпуклого полого поперечного сечения, заполненного пенистым материалом, и обращенного выпуклой стороной наружу, на которой выше ватерлинии установлен надувной баллон, образующий в накаченном состоянии в поперечном сечении полуцилиндр, баллон закреплен к корпусу верхним и нижним клапанами с помощью ликтросов, при этом борта в кормовой части жестко соединены поперечной перегородкой, разделяющей рецесс и кокпит, рубка расположена во всю ширину корпуса, жестко соединяя борта в средней части корпуса, в носовой части баллон имеет горизонтальный поперечный участок, а в кормовой части снабжен сферическими закруглениями, днище выполнено переменной килеватостью, уменьшающейся от носа к корме, и снабжено боковыми спонсонами.

2. Катер по п.1, отличающийся тем, что его транец приспособлен для установки подвесных моторов.



 

Наверх