Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советски»

Соцмалкстичесиих

Республик

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

««985729 (6l ) Дополнительное к авт. спид-ву (22) За я влено 20.03.81 (21) 3262362/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

G 01 М 15/00

9 оударотиииМ коннтвт

СССР ао делам взабретеннй я отарытяй

Опубликовано 30.1282 бюллетень М 48

Дата опубликования описания 301282 (53) УДК 621.432 (088.8) p (; Рафиков, р. Х, Каримов и И. Н: Бойаев (72) Авторы изобретения

i. .". - / как j (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯИзобретение относится к машиностроеншо и может быть использовано при оценке технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, снабженного органом подачи топлива, путем контроля отклонения частоты вращения коленчатого вала от соответствующего .зтапонного, которое выявляют нри бестормозных режимах нагружения двигателя на каждом скоростном режи- . ме (1).

Недостатком указанного способа является низкая точность ввиду неполного учета статистических данных по изменению положения органа подачи топлива в зксплуатационных условиях.

Цель изобретения — повышение точности оценки технического состояния двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу органу подачи топлива сообщают колебательное изменение положения в заданном диапазоне на каждом из скоростных режимов, причем в качестве эталонного откло

2 е нения принимают отклонение частоты вращения для заданного перемещения органа подачи топлива по скоростной характеристике, полученной на установившемся режиме работы

Б

На чертеже графически представлена скоростная характеристика двигателя, где а — положение органа подачи топлива-(дроссельной заслонки у карбюраторного двигателя, рейки

1О топливного насоса у дизеля), n — частота вращения sana двигателя. Сплошной линией показана функциональная зависимость и = f (К), пунктирными литшями — кривые, аппроксимирующие совокупность текущих значений частоты вращения вала двигателя для 1-го, 2-ro> ..., и-го скоростных режимов..

Оценка технического состояния .двигателя по предлагаемому способу производится следующим образом.

После запуска и прогрева двигатель переводят на режим работы по скоростной характеристике, контролируя положение органа подачи топлива и частоту вращения вала двигателя. На заданном режиме работы двигате3 98572 ля производят колебательное изменение положения органа подачи топлива относительно какого-то среднего положения, например, отно сительно а о, в заданном диапазоне от г а min до а max выявляют диапазон отклонения частоты вращения вала двигателя от

n до n+ax обусловленное изменением

1 gl положения органа подачи топлива, и сопоставляют диапазон отклонения частоты вращения вала двигателя с эталонным диапазоном откло- 1g пений частоты вращения вала двигателя. В качестве эталонного диапазона отклонений частоты вращения вала двигателя принимается функциональная зависимость п = f(a), полученная при установившемся режиме работы ДВС, дч в заданном диапазоне от а,1, и до а,,>».

Затем двигатель переводится на следующий режим работы по скоростной характеристике, при колебательном изменении положения органа подачи топлива относительно какого-то щ другого среднего положения, например относительно aсР, в заданном диапазоне от ащ п1 до ам0»2 и выявляют диапазон откло пения частоты вращения вала двигателя от и„„ до п„до,», обусловленное изменением 25 положения органа подачи топлива, и сопоставляют диапазон отклонения частоты вращения вала с эталонным диапазоном отклонения частоты вращения вала двигателя. И так далее до и-го скоростного режима работы двигателя вклю- yg чительно, количество которых определяется программой испытания или исследования

ДВС конкретного типа.

С ухудшением технического состояния дви гателя внутреннего сгорания диапазоны отклонения частоты вращения вала двигателя увеличиваются вследствие рассогласования систем двигателя, менее качественного протекания рабочих процессов и т.д. Более стабильная работа двигателя будет свидетель4О ствовать о более совершенном техническом состоянии двигателя. В идеальном случае диапазоны отклонения частоты вращения вала двигателя при колебательном изменении положения органа подачи топлива относительно какого-то среднего положения в заданном диапазоне будут. полностью определяться функциональной зависимостью n = f(a).

Предлагаемый способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания позволяет производить оценку технического состояния ДВС в условиях, близких к условиям эксплуатации, т.е. в условиях неустановившихся режимов, беэ применения сложного дорогостоящего оборудования, Использование способа позволяет повысить точность оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, что в условиях массового или серийного производства ДВС приводит, в конечном итоге, к повышению качества изготовленных или отремонтированных двигателей.

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, снабженного органом подачи топлива, путем контроля отклонения частоты вращения коленчатого вала от соответствующего эталонного, которое выявляют при бестормозных режимах нагружения двигателя на каждом скоростном режиме, о т л н ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности путем учета статистических данных по изменению положения органа подачи топлива в эксплуатационных, условиях, органу подачи топлива сообщают колебательное изменение положения в заданном диапазоне на каждом из скоростных режимов, причем в качестве эталонного отклонения принимают отклонение частоты вращения для заданного перемещения органа подачи топлива по скоростной характеристике, полученной на установившемся режиме работы двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР И 862023, кл. 6 01 М 15/00, 1979.

985729 п ;«

+miir e +mi n м + теа л

Составитель Ю. Филин

Техред К.Мыцьо

Редактор В. Пвпшенко

Корректор А. Гриценко

Тираж 887

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 10160/бб

Подписное

Филиал НПП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

< axz

n „«

< шаха

nþñïÿ

Илт.,т

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх