Устройство для диагностики цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания
О П И С АН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Соцналистнческни
Реслублик
Опубликовано 23.1282. Бюллетень ¹ 47 Дата опубликования описания 23. 12. 82 И1М Кп з G 01 М 15/00 Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 43. . 004 ° 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения М. С. Буянский, Г. Ф. Губарев, В..Г Кондратенко и В. A. .Рак (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Изобретение относится к диагностике двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах аварийной защиты. По основному авт. св. Р 759895 известно устройство для диагностирования состояния цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгораиия в предаварийном режиме, вызванном возрастанием сил трения в цилиндрах и возникновением "задиров", содержащее установленные на каждом цилиндре датчики продольных колебаний, подключенные верез усилители к измерительной схеме, включающей амплитудные дискриминаторы, селектор максимального уровня сигнала, компаратор и соединенный с одним из его входов задатчик напряжения, выполненный в виде переключаемого делителя напряжения, блок задержки, командный блок, автомат остановки двигателя и регистрирующее устройство, при этом амплитудные дискриминаторы включены между усилителями и селекторами, выход которого соединен с другим входом компаратора, связанного через блок задержки с входом командного блока, первый выход которого подключен к входу задатчика, а второй — к автомату остановки двигателя, а третий к одному из входов ре гис трирующего устройства, другие входы которого соединены с выходами усилителей (1, Недостатком известного устройства является низкая информативность диагностики, заключающаяся в том, что при его работе теряется информация об изменении сил трения за время, предшествующее "задиру". Целью изобретения является повышение информативности диагностики. Поставленная цель достигается тем, что устройство для диагностики цилиндро-поршневой группы двигателя внут реннего сгорания дополнительно содер« жит коммутатор, датчик угловых меток и регистратор с непрерывным носителем информации, причем управляющий вход коммутатора соединен с выходом датчика угловых меток, а остальные входы коммутатора соединены с соответствующими выходами усилителей, выход коммутатора соединен с первым входом регистратора с непрерывным носителем информации, второй вход которого соединен с третьим выходом командного блока. На чертеже изображена блок-схема устройства. 983485 Устройство для диагностики цилиндро-поршневой группы днигателя внутреннего сгорания содержит датчики 1.1, 1.2 и 1.3 продольных колебаний, усилители 2.1, 2.2 и 2,3, амплитудные дискриминаторы 3,1, 3,2 и 3.3, селектор 4 максимального уровня сиг нала, компаратор 5, переключаемый делитель б напряжения, блок 7 задержки, командный блок 8, регистрирующее устройство, в качестве которого использован осциллограф 9, автомат 10 остановки двигателя, коммутатор 11, датчик 12 угловых меток и регистратор 13 с непрерывным носителем, например, магнитным. Датчики 1.1, 1.2 15 и 1.3 установлены на каждом цилиндре двигателя (не показан). Выход каждого датчика 1.1, 1.2 и 1.3 соединен с входом соответствующего усилителя 2.1, 2.2 и 2.3, а выход каждого уси- 20 лителя — с входом соотнетстнующего амплитудного дискриминатора 3.1, 3.2 и 3.3, с соответствующим входом ком.мутатора 11 и с одним из соответствующих входов осциллографа. Выходы 25 дискриминаторон 3,1, 3.2 и 3.3 подключены к входам селектора 4, выход которого соединен с первым входом компаратора 5, второй вход которого соединен с выходом переключаемого дели-30 теля б напряжения. Выход компаратора 5 через блок 7 задержки соединен с входом командного блока 8, первый выход которого присоединен к входу делителя б ° Второй выход блока 8 соединен с автоматом 10 остановки двигателя. Третий выход блока 8 соединен с одним из входов осциллографа 9 и с вторым входом регистратора 13, первый вход которого подсоединен к выходу коммутатора 11, К управляющему входу коммутатора 11 подсоединен выход датчика 12 угловых меток, который установлен на двигателе (не показан). Устройство работает следующим образом. Во время работы двигателя внутреннего сгорания датчики 1.1, 1.2 и 1.3, установленные на каждом иэ цилиндров, воспринимают продольные колебания 10 в гильзах цилиндров, возникающие при возвратно-поступательном движении поршней, и преобразуют их в электрический сигнал. Полученные сигналы усиливаются усилителями 2.1, 2.2 и 2 ° 3. При нормальном техническом состоянии цилиндро-поршневой группы двигателя эти сигналы малы. Коммутатор 11, упранляемый датчиком 12 угловых меток60 каждые два цикла работы двигателя последовательно подключает к нходу регистратора 13, который работает и режиме непрерывной регистрации, усилители 2 ° 1, 2.2 и 2.3. На носителе 65 регистратора 13 при этом фиксируются сигналы с усилителей 2.1, 2.2 и 2.3. При увеличении трения в цилиндропоршневой группе на выходе усилителей сигнал увеличивается. Сигналы с усилителей 2.1, 2;2 и 2.3 поступают на входы соответствующих амплитудных дискриминаторов 3,1, 3.2 и 3.3, которые отбирают импульсы с амплитудой превышающей некоторое определенное значение. Сигналы амплитудных дискриминаторов 3.1, 3.2 и 3.3 поступают на входы селектора 4, который выделяет из поступивших сигналов максимальный по амплитуде, Этот сигнал поступает на компаратор 5, где сравнивается с предварительно установленным эталонным сигналом, поступающим от делителя б напряжения. При превышении установленного уровня компаратор 5 срабатынает и включает блок 7 задержки. Если сигнал оказывается случайным и исчезает за время, меньшее времени задержки блока 7, то схема приходит в исходное состояние. При.стабильном увеличении трения сигнал с компаратора 5 длится в течение времени, большего времени задержки блока 7, и включает командный блок 8. Командный блок 8 включает осциллограф 9, переключает делитель б напряжения на второе эталонное значение, превышающее ранее установленное, и выключает регистратор 13, на непрерывном носителе которого зафиксированы продольные колебания в гильзах всех цилиндров. При дальнейшем возрастании трения сигнал, соответствующий этому возрастанию, сравнивается н компара— торе 5 с вторым эталонным значением делителя б, при превышении этого значения командный блок 8 переключает делитель б напряжения на третье эталонное значение. При превышении этого значения командный блок 8 включает автомат 10 остановки днигателя. При срабатывании командного блока 8 осциллограф 9 регистрирует сигналы усилителей 2.1, 2.2 и 2.3, которые отражают процесс разнития дефекта. Использование предложенного устройства позволяет получить информацию не только о развитии дефекта, ("задира"), но и информацию о возрастании сил трения за время, непосредственно .предшествующее развитию этого дефекта. Формула изобретения Устройство для диагностики цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания по ант. сн. 9 759895, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения информа983485 тивности диагностики, оно дополнительно содержит коммутатор, датчик угловых меток и регистратор с непрерывным носителем информации, причем управляющий вход коммутатора соединен с выходом датчика угловых меток, а остальные входы коммутатора соединены с соответствующими выходами. усилиI телей, выход коммутатора соединен с первым входом регистратора с непрерывным носителем информации, второй вход которого соединен с третьим выходом командного блока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 9 759895, кл. G 01 M 15/00, 1979. Составитель tO. Филин Редактор О. Юрковецкая Техред A.Áàáèíåö КорректорГ. Решетник Эакаэ 989á/47 Тираж 887 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4