Способ испытания двигателя внутреннего сгорания на стенде с упругой подвеской
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ к ьвто скомь свидитильствЮ
Союз Советсккк
Социалистических
Респубпкк (ii>985726 (6 l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 09.06.77 (21) 2493866/25-06 с присоединением заявки гй (23) Приоритет (51)М. Кл.
G 01 М 15/00
9кудэратжнный коннтет
CCCP ао делан изобретений к открытий
Опубликовано 3012 82. Бюллетень М 48 (53) УДК 621.43.001..5 (088.8) Дата опубликования описания 30.12.82 (72) Авторы изобретения
Э. А. Келлер и В. А. Степанов
Пермский политехнический институт и Пермск институт (71) Заявители (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
НА СТЕНДЕ С УПРУГОЙ ПОДВЕСКОЙ
Изобретение относится к способам испытаний ДВС и устройствам, реализующим этот способ, и может найти применение на машиностроительных заводах, выпускающих эти
: двигатели.
Известны способы испытания двигателя внутреннего сгорания на стенде с упругой подвеской, заключающиеся в том, что имитируют эксплуатационные режимы работы двигателя, причем к двигателю присоединяют дополнительные массы (1).
Недостатком данного способа является несоответствие виброакустического поля в отделытых точках двигателя эксплуатационным.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу две массы присоединяют к двигателю у его основания со стороны одного его торца, а две массы — у его головки со стороны другого торца, причем массы располагают симметрично продольной плоскости, проходящей через оси цилиндров, а в качестве присоединяемых масс используют емкости, заполняемые мащкостью с большим удельным весом.
На фиг. 1 приведена схема стенда для реализации предлагаемого способа, внд сбоку; на фнг. 2 — то же, вцц с торца; на фиг. 3— то же, вид в нзометрии.
Устройство содержит неподвижное основание
1, раму 2 с жестко закрепленным двигателем 3, нагрузочное устройство 4, карданный вал 5, соединяющий двигатель 3 и нагрузочное устройство 4, упругие элементы б, установленные между рамой 2 н неподвижным ос10 нованнем 1 с механизмами 7 перемещения их относительно рамы 2.
Корректирующие массы выполнены в виде четырех емкостей 8 — 11, расположенных симметрично продольной плоскости симметрии
15 двигателя 3 по углам условного прямоутольного параллелепипеда, образованного сторонами рамы 2. Две емкости 8 и 9 закреплены у основания двигателя 3, а две другие 10 и 11 —. у противоположной грани. Каждая емкость 8 — 11 снабжена заполнителем ячеистой структуры 12.
Двигатель 3 вместе с емкостями 8 — 11 представляет собой твердое тело с главными цент85726 ф
Главные центральные оси инерции x,j 3 разворачиваются и приходят в новое положение Jx, 3q,3
Слив из емкостей производится по этим трубопроводам 15 и 16 при открытых вентилях 18 19 и обратном включении насоса 14.
Наполнение и опоражнение емкостей 8-11 производят до совпадения виброакустического поля двигателя с полем, замеренным в эксщ плуатационных условиях. (Виброизмерительная аппаратура не показана).
Выполнение емкостей с заполнителем ячеистой структуры увеличивает привнесенную массу, участвующую в вибрации, что позво15 ляет уменьшить габариты емкостей.
3 9 ральными осями инерцич 3 х g,3z положе ние которых в пространстве определяется корректирующей массой, представляющей собой жидкость 13 с большим удельным весом.
Заполнение и опоражнение емкостей 8 — 11 производится, например, с помощью реверсивного насоса 14 с регулируемой производительностью соединенного трубопроводами 15, 16 с баком 17 для жидкости 13 и с емкостями 8-11 через вентили 18-21.
Слив избыточной жидкости из емкостей
8 — 11 производится по трубопроводу 22. Управление заполнением емкостей 8 — 11 может осуществляться программным устройством (не показано).
Работа устройства по предлагаемому способу происходит следующим образом.
Неуравновешенные силы и моменты, возбуждаемые двигателем 3, приводят к его пространственным колебаниям на упругих элементах 6. Амплитуды и формы колебаний двигателя зависят от жесткости и координат расположения элементов 6 относитеяьно двигателя 3, от инерционных характеристик и положения главных центральных осей инерции двигателя 0x, J > «j> .
Изменяя величину инерционных характе- ристик двигателя и положение главных центральных осей инерции двигателя Dq„3,3q с помощью корректирующей массы, дополнительно уменьшают или увеличивают глубину и характер динамических связей между формами колебаний двигателя и ширину спектра собственных частот.
Например, для заполнения емкостей 8 и 9 включают насос 14, открывают вентили 18 и 19 жидкость 13 из бака 17 по трубопроводам 15 и 16 поступает в емкость 8 и 9.
При этом увеличиваются моменты инерции относительно осей Зх,3g 3 . Центр тяжести смещается в направлении к емкости 8 и 9.
Формула изобретения
Способ испытания двигателя внутреннего сгорания на стенде с упругой подвеской, заключающийся в том, что имитируют эксплуатационные режимы работы двигателя, причем к двигателю присоединяют дополнительд ные массы, отличающийся тем, что, с целью приближения к эксплуатационным условиях путем изменения положения главных центральных осей инерции двигателя, две массы присоединяют к двиyg гателю у его основания со стороны одного его торца, а две массы — у его головки со стороны другого торца, причем массы располагают симметрично продольной плоскости, проходящей через оси цилиндров, а в качестве присоединяемых масс используют емкости, заполненные жидкостью с большим удельным весом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Стефановский Б. С. и др. Испытания двигателей внутреннего сгорания. IN., "Машиностроение", 1971, с. 267.
985726
Составитель Н. Патрахальцев
Техред КМьщьо Корректор А. Гриценко
Редактор В. Пилипенко
Закаэ 10160/66
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иаобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5


