Тягово-сцепное устройство
Оп ИСАИИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
IC АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«i>839742
Союз Советскнх
Соцналнстнческнх
Реслублин (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.05.79 (21) 2771068/27-11 (51) М. Кл з с присоединением заявки №вЂ”
В 60 0 1/02.Гэе) яэрстеелнык кемитет (23) Приоритет— (53) УДК 629.! 13. .013.8 (088.8) Опубликовано 23.06.81. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 28.06.81 ию делам кзебретеннй и еткрмтнй (72) Автор изобретения
А. С. Ганцевич (71) Заявитель
Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской
Революции автомобильный завод (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам, устанавливаемым преимущественно на передней части рамы автомобиля с опрокидывающейся кабиной.
Известно тягово-сцепное устройство, содержащее сцепную скобу и подпружиненный штырь-затвор, снабженный рукояткой и за- S поркой лыской, взаимодействующей с уступом в нижней части скобы (1) .
Недостаток этого устройства — недостаточная надежность запирания тягово-сцепного устройства.
Наиболее близким к предлагаемому яв- 1С ляется тягово-сцепное устройство, содержащее сцепную скобу, штырь-затвор, имеющий рукоятку и выполненный с запорной лыской, и фиксатор указанного штыря-затвора (2) .
1$
Недостатками его являются недостаточная надежность из-за того, что при движении транспортного средства пружина подвержена действию динамических нагрузок со стороны опирающегося на нее штырязатвора и наличия резьбового соединения 20 пружины с тяговой скобой, что не исключает поломки пружины и самоотвинчивания болтов соединения; а также трудоемкость изготовления.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.
Указанная цель достигается тем, что в штыре-затворе симметрично его продольной оси выполнена вторая лыска, а фиксатор выполнен в виде разрезной пружины с выступом для взаимодействия со скобой и спрямленными участками для взаимодействия с обеими лысками штыря-затвора.
Кроме того, с целью повышения удобства в эксплуатации, в штыре-затворе выполнена дополнительная пара лысок, а рукоятка штыря-затвора выполнена с выступом.
На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — штырьзатвор; на фиг. 4 — устройство в нерабочем положении; на фиг. 5 — штырь-затвор с рукояткой.
На передней (задней) части рамы автомобиля закреплена сцепная скоба 1, в которой установлен штырь-затвор 2, снабженный рукояткой 3 и выполненный с запорными лысками 4, заходящими во внутрь пружины
5 и контактирующими со спрямленными участками 6. Для фиксации положения пружины 5 в сцепной скобе 1 конец ее отогнут
839742
Формула изобретения
3 в виде выступа 7 и заведен в отверстие 8, а сама пружина — в кольцевую расточку 9.
Для удобства пользования устройствомфиксации штыря затвора в открытом положении по высоте его выполнена дополнительная пара запорных лысок 4.
Для ограничения осевого перемещения штыря-затвора 2 при расположении запорных лысок 4 перпендикулярно спрямленным участкам 6 пружины 5 основание рукоятки
3 выполнено с выступом 10 (фиг. 5).
Для присоединения автомобиля к буксиру вводят ушко тяги в сцепную скобу 1 и вставляют штырь-затвор 2 так, чтобы его рукоятка 3 была направлена в сторону— перпендикулярно оси автомобиля, и опускают его вниз. При этом конец штыря-затвора входит во внутрь пружины 5, и после совмещения лысок 4 со спрямленными участками 6 пружины 5 в силу упругих деформаций они входят в лыски 4 и охватывают их с двух сторон, надежно удерживая штырь-затвор 2.
Для полного извлечения штыря-затвора
2 из сцепной скобы 1 необходимо рукоятку 3 повернуть на 90 (лыски станут перпендикулярно спрямленным участкам) и поднять ее вверх.
Для переустановки штыря-затвора из положения «Закрыто» в положение «Открыто» поворачивают рукоятку на 90 и после некоторого подъема ее — в первоначальное положение, вновь поднимают штырь-затвор за рукоятку до тех пор, пока спрямленные участки 6 пружины 5 не входят в нижние лыски 4, после чего штырь-затвор будет надежно зафиксирован з верхнем открытом положении (фиг. 4).
При выполнении рукоятки 3 с выступом
10 штырь-затвор 2 вставляют в сцепную скобу 1 до упора без какой либо ориентации и поворачивают рукоятку 3 до ощущения щелчка, соответствующего охвату лысок 4
4 спрямленными участками 6 пружины 5 и фиксации штыря-затвора 2 в положении
«3 а крыто».
Технико-экономический эффект использования предлагаемого устройства — повышение надежности, снижение трудоемкости изготовления и удобство пользования.
Кроме этого обеспечивается экономия металла за счет исключения выступающей из сцепной скобы запорной части штыря-затвора.
1О
1. Тягово-сцепное устройство, содержащее сцепную скобу, штырь-затвор, имеющий рукоятку и выполненный с запорной лыской, и фиксатор указанного штыря-затвора, отличающееся тем: что, с целью повышения эксплуатационной надежности, в штыре-затворе симметрично его продольной оси выполнена вторая лыска, а фиксатор выполнен в виде разрезной пружины с выступом для взаимодействия со скобой и спрямленными участками для взаимодействия с обеими лысками штыря-затвора.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, в штыре-затворе выполнена дополнительная пара лысок.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рукоятка штыря-затвора выполне3р на с выступом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 144409, кл. В 60 D 1/02, 1962.
2. Авторское свидетельство СССР № 513890, кл. В 60 D 1/02, 1975 (прототип).
839742
Редактор В. Данко
Заказ 4626/15
Составитель 10. Таубер
Техред А. Бойкас Корректор С. Щ
Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4