Устройство фиксации от относительных осевых перемещений
1.-Устройство фиксации от отно сительных осевых перемещений охватывающей и охватываемой деталей, содержащее размещенные в расположен ных один напротив другого пазах охватывающей детали С-образные упруги элементы, взаимодействующие с кольцевыми канавками охватываемой детали , отличающееся тем. SU „„1161729 4{SnF 16 от fit f I Т KKflinjffttl ФигТ что, с целью повышения надежности, кольцевые проточки вьшолнены переменной глубины, а пазы смещены друг относительно друга вдоль оси деталей. 2. Устройство .фиксации от относительных осевых перемещений охватывающей и охватываемой деталей, содержащее размещенные в расположенных один напротив другого пазах охватывающей детали С-образные упругие элементы, взаимодействукщие с кольцевыми канавками охватываемой детали, отлич. ающееся тем, что, с целью повышения надежности , кольцевые проточки выполнены переменной глубины, а С-образные пружины в поперечном сечении выполнены Г-образной формы, при этом иЗс , выступающие части направлены в сторону продольной оси фиксируемых деталей и смещены по ней друг относительно друга вдоль этой оси. 7-
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4 (51) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3 666450/25-1 1 (22) 26. 10. 83 (46) 15. 06.85. Бюл. Nð 22 (72) А.С.Ганцевич и С.Г.Сегальчик (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629. 113.013.8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 1060505, кл. В 60 D 1/02, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ОСЕВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ (ЕГО ВАРИАНТЫ). (57) 1..Устройство фиксации от относительных осевых перемещений охватывающей и охватываемой деталей, содержащее размещенные в расположенных один напротив другого пазах охватывающей детали С-образные упругие элементы, взаимодействующие с кольцевыми канавками охватываемой детали, отличающееся тем, „„Я0„„11 1 29 что, с целью повышения надежности, кольцевые проточки выполнены переменной глубины, а пазы смещены друг относительно друга вдоль оси деталей, 2. Устройство .фиксации от относительных осевых перемещений охватывающей и охватываемой деталей, содержащее размещенные в расположенных один напротив другого пазах охватывающей детали С-образные упругие элементы, взаимодействующие с кольцевыми канавками охватываемой детали, о т л и ч. а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, кольцевые проточки выполнены переменной глубины, а С-образные пружины в поперечном сечении выполнены Г-образной формы, при этом их выступающие части направлены в сторону продольной оси фиксируемых деталей и смещены по ней друг относительно друга вдоль этой оси. 161 (вариант исполнения) .
Устройство предназначено для .фиксации охватывающей детали i и установленной в. ее отверстии 2 охва тываемой детали 3, имеющей рукоятку 4 и эксцентрйческие проточки 5, взаи- ээ ,модействующие с фиксатором штыря-затвора, выполненного в виде разрезной С-образной пружины 6, смонтированной
Изобретение относится к машиностроению,в частности к устройствам фиксации от относительных осевых перемещений деталей тягово-сцепного устройства. S
Известно устройство фиксации от относительных осевых перемещений охватывающей и охветываемой деталей, содержащее размещенные в расположенных один против другого пазах охва- 10 тывающей детали С-образные .упругие элементы, взаимодействующие с кольцевыми канавками охватываемой детали (1 ).
Недостатком известного устройства 1S фиксации является невысокая эксплуатационная надежность, связанная с возможностью выхода взаимодействующих деталей нз зацепления при их определенных взаимных угловых положениях.
Цель изобретения — повышение на дежности осевой фиксации деталей.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве фиксации от относительных осевых перемещений охва- у тывающей -и охватываемой деталей, содержащее размещенные в расположенных один напротив другого пазах охватывающей детали С-образные упругие элементы, взаимодействующие с кольцевыми канавками охватываемой детали, кольцевые проточки выполнены переменной.глубины, а пазы смещены друг относительно друга вдоль оси деталей.
По. второму варианту выполнения S устройства кольцевые проточки. выполнены также переменной глубины, а С-образные пружины в поперечном сечении выполнены Г- образный формы, при этом . их выступающие части направлены в сторону продольной оси фиксируемых деталей и смещены по ней друг относитедьно друга вдоль этой оси.
На фиг. 1 приведено устройство фиксации, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг., 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - С-образная пружина (вариант исполнения) на фиг. 5 — штырь-затвор
729 г в пазу 7 охватываемой детали 1, п1 и этом рабочая часть пружины 6 в виде спрямленного участка 8 взаимодействует с проточкой 5 или с выступами
9 сегментной выемки 10 с радиусом R,, а выступы 11 пружины 6, загнутые друг против друга, — с деталью 1.
Для повышения эксплуатационной надежности и возможности осевого перемещения детали 3 в положение "закрытооткрыто" (в строго ориентированном положении) сегментные выемки 10 смещены по оси на величину своей ширины, соответственно смещены и пазы 7. Пазы 7 могут быть выполнены и без осевого относительного смещения, если выступы 11 пружины 6 равны .ширине проточки 5, а ширина спрямленного участка 8 соответственно равна полуширине проточки (фиг. 4).
Эксцентрические проточки 5 детали
3 с эксцентриситетом е могут быть выполнены с относительным угловым смещением (фиг. 5). По концам. штырьзатвор снабжен фаской 12, Для удобства и надежности экспуатации для предотвращения выпадания пружины 6 из паза 7 при перестановке детали 3 в другую охватывающую деталь 1 в верхней проушине в канавку 13 устанавливают разрезное некруглое пружинное кольцо 14, утопающее прямолинейным участком в желобке 15 участка 8 пружины
6, предназначенном для придания ей жесткости, либо в отверстия 16 устанавливают штифты 17 (фиг. 2 и 3), После установки пружин 6 в паз 7 и фиксации их кольцом 14 или штифтами 17 деталь 3 в положении I руко» ятки 4 устанавливают в отверстие 2 верхней проушины и нажатием перемещают вниз, при этом сначала сокращается пружина 6, находящаяся ближе к рукоятке 4, и при совпадении с нижней проточкой 5 заскакивает в нее, а при дальнейшем перемещении детали 3 в эту проточку заскакивает и вторая, пружина 6. Таким образом, штырьзатвор зафиксирован в положении
"открыто" беэ возможности его осевого перемещения,.
Демонтаж штыря-затвора (извлечение из сцепной скобы) осуществляется следующим образом. Рукоятку 4 устанавливают в положение jl и поджимают вверх, при этом ближняя к рукоятке пружина 6 выходит из проточ.ки 5 и располагается на образующей. A-4
2 б
t б-Е а+в Щф
ВНИИПИ Заказ 3952/40 тир
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектйая, 4
3 11 и, в результате чего штырь-затвор беспрепятственно перемещается на полуширину проточки 5, после чего рукоятку поворачиВают в положение щ, теперь уже ближняя к рукоятке пружина 6 оказывается на образующей м .
Далее штырь-затвор извлекают из детали 1.
Устройство работает следующим образом.
После ввода серьги дышла транспортного средства в открытый зев сцепной скобы рукоятку 4.устанавливают в положение @ и путем нажатия на нее штырь-затвор перемещают на полуширину проточки 5, затем рукоятку устанавливают в положение и (ближняя к рукоятке пружина оказывается на поверхности 6) и штырь61729 4 затвор перемещается вниз; при встрече с верхней проточкой 5 сначала в нее заскакивает ближняя к рукоятке пружина, а после поворота
5 рукоятки 4 в положение 1 обе пружины
6, прямолинейным рабочим участком взаимодействуя с выступами 9 выемки
10, надежно фиксируют деталь 3 как от самопроизвольного поворота, так.
1р и от осевого перемещения, т.е. штырь-затвор оказывается в подожении
"закрыто". Перевод штыря-затвора в положение "открыто" производится s обратной последовательности.
Применение предлагаемого техничес". кого решения позволяет повысить надежность фиксации деталей от их осевого перемещения.


