Тягово-сцепное устройство
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
oi>958147
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24. 02. 81 (21) 3249775/27-11 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет
Опубликовано 150982. Бюллетень ¹ 34 . Дата опубликования описания 15. 09. 82
Р М К з
В 60 D 1/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (531 УДК 629.113. .013.8(088.8) A.Ñ.Ãàíöåâè÷
%: °
) ""...,...,..м т
Минский дважды ордена Ленина и ордена Ок ябрьр { рй,С
Революции автомобильный завод (72) Автор .изобретения (71) Заявитель (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОИСТВО
Изобретение относится к тяговосцепным устройствам, устанавливаемым преимущественно на передней и задней частяк транспортных средств.
Известно тягово-сцепное устройство, содержащее штырь-затвор с запорной лыской и сцепную скобу с уступом в нижней части, выполненным в вице .П-образной пружины,, взаимодействующей с запорной лыской штыря-затвора и.его торцом (1 1.
Однако зто устройство характеризуется большой трудоемкостью при изготовлении и монтаже и недостаточной надежностью запирания тяговосцепного устройства.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является тяговосцепное устройство, содержащее сцепную скобу, штырь-затвор, имеющий рукоятку и выполненный с запорными лысками, фиксатор штыря-затвора, состоящий из разрезной пружины, установленной в гнездах верхней проушины сцепной скобы 32j.
К недостаткам данного устройства относятся относительная трудоемкость изготовления и монтажа, что сопряжено с необходимостью изготовления концентрической кольцевой расточки и монтажного отверстия для установки разрезной пружины, и повышенный
5 расход металла для выполнения рукоятки с выступом, гарантирующим осевую фиксацию штыря-затвора.
Цель изобретения — повышение технологичности при одновременном упрощении конструкции.
Цель достигается тем, что в устройстве в штыре-затворе в верхней и нижней частях выполнены кольцевые проточки с внутренними фасками, причем запорные лыски выполнены в
15 верхней проточке, а части разрезной пружины имеют С-образную форму.
На фиг.1 изображено предлагаемое устройство в открытом положениит
20 на фиг ° 2 - то же. в закрытом положении; на фиг.3 — разрез A-A на фиг.2, штырь-затвор закрыт; на фиг.4 . — то же, штырь-затвор открыт.
Тягово-сцепное устройство (фиг.1 и 2) содержит сцепную скобу 1 с проушинами 2, отверстием 3 и гнездами
4 (эксцентричными расточками), в отверстие 3 которой установлен штырьзатвор 5, снабженный рукояткой 6, проточками 7 н запорными лысками 8, З0 оасположенными в верхней проточке 7.
958147. Образующей проточки 7 является открытая неравнобочная трапеция со сторонами под прямым углом 9 и наклонной
10, образующие две внутрь направленные фаски, обеспечивающие осевое перемещение штыря-затвора 5.
Проточки 7 и запорные лыски 8 взаимодействуют с разрезной пружиной
11 со спрямленными участками 12, снабженными для жесткости выдавками 13 и отогнутыми друг другу навстречу выступами 14.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Для сцепки автомобиля с прицепом (фиг.1) петлю дышла последнего вводят в зев сцепной скобы 1 и нажимом с поворотом рукоятки 6 перемещают штырь-затвор 5 по оси до ощущения щелчка, при этом разрезная пружина 11 с двух сторон входит в 20 проточку 7, после чего рукоятку 6 поворачивают в любую сторону до ощущения второго щелчка, свидетельствующего о том, что разрезные пружины 11 заскочили в углубления эапорных лысок 8 штыря-затвора 5 и надежно заперли его в сцепной скобе 1.
Расцепка тягово-сцепного устройства осуществляется в обратной Зо последовательности.
Монтаж штыря-затвора 5 со сцепной скобой 1.осуществляется путем установки разрезных пружин 11 в гнезда 4 и конуса-проводника в отверстие верхней проушины 2 и последующего ввода и осевого перемещения штыря-затвора 5 до ощущения щелчка..
Предлагаемое устройство технологично имеет упрощенную конструкцию и повышает надежность и удобство пользования.
Формула изобретения
Тягово-сцепное устройство, содержашее сцепную скобу, штырь-затвор, имеющий рукоятку и выполненный с запорными лысками, фиксатор штыря-затвора, состоящий иэ разрезной пружины, установленной в гнездах верхней проушины. сцепной скобы, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повьааения технологичности при одновременном упрощении конструкции, в штыре-затворе в верхней.и нижней частях выполнены кольцевые проточки с внутренними фасками, причем запорные лыски выполнены в верхней проточке, а части разрезной пружины имеют С-образную форму.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
Р 513890, кл. В 60 D 1/02, 1979.
2 ° Авторское свидетельство СССР по заявке Р 277.1068/11, кл. В 60 D 1/02, 1979 (прототип).
958147
uz. иг.
Составитель Ю.Николаев
Редактор М.Бандура Техред Е.Харитончик Корректор М. Демчик
Заказ 7219/19 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


