Двигатель-вентилятор
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советсниз
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02,08.77 (21) 2511677/24-07 л (51) М. Кл
Н 02 К 9/04 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет
Государственный комнтет
СССР по делом нзобрвтеннй н открытнй
Опубликовано 15.08.79. Бюллетень ¹ 30 (53) УДК
621.313.713
Дата опубликования описания 15.08.79 (72) Авторы изобретения
А. А. Дартау, В. А. Кожевников и Н. П. Соболева (71) Заявитель (54) ДВИГАТЕЛЬ вЂ” ВЕНТИЛЯТОР
Изобретение относится к устройствам независимой вентиляции электрических машин и аппаратов.
Известны многочисленные конструкцш» встроенных вентиляторов, использующие для привода вентиляторов асинхронные двигатели традиционной барабанной конструкции с барабанными обмотками статоров и внутренними короткозамкнутыми роторами, сочлененные на одном полом валу с вентиляторными колесами обычной конструкции (1). »0
Недостатками этих конструкций являются большие осевые размеры, вызванные использованием стандартных двигателей барабанной кокструкшп» со сравнительно малым диаметрами расточки и большими вылетами лобовых соединений бара- 15 банных обмоток статоров, требующие соответственного удлинения валов и шитов вентилируемых машин и существенного увеличения их веса.
Известен также двигатель-вентилятор, содержащий статор с кольцевым магнитопроводом и 20 секционированной обмоткой, ротор с кольцевым магнитопроводом и вентиляторным колесом с лопастями и размещенную свободно на валу втулку с фланцем, на котором закреплен статор, а на втулке установлено на подшипниках вентиляторное колесо с размещенным на нем магнитопроводом ротора 12).
Недостатками этой конструкции являются:
1) повышеннь»й расход меди на изготовление обмотки статора вследствие большой длины лобовых соединений обмотки при числах полюсов 2 или 4, как это требуется для вентиляторов;
2) сложность изготовления и крепления намотанных из ленты кольцевых магнитопроводов статора и ротора с радиальнь»ми пазами на их торцовых поверхностях, исключающая использование компаундных штампов и требующая использования пазовых штампов и специального оборудования для протяжки штампуемых лент;
3) большие осевые магнитные тяжения между статором и ротором приводного двигателявентилятора, в результате которых становится необходимой установка кроме опорных также и упорные подшипники как у вентилируемого двигателя, так и у приводного двигателя-вентилятора.
68()113
Целью настоящего изобретения является устранение этих недостатков.
С целью устранения указанных недостатков известный двигатель-вентилятор. набжен дополнительным кольцевым магнитопроводом ротора, а вентиляторное колесо имеет соединенные спицами, образующими каналы для хладагента, ступицу и обод, с размещенными в них магнитопроводами ротора, внутрснний иэ которых имеет пазы на наружной поверхности, а внешний — 10 на внутренней, при этом статор расположен между магнитопроводами ротора и имеет пазы на 1внутренней и наружной цилиндрических поверхностях, в которых расположены секции обмотки, выполненной кольцевой. 15
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фигуре 1 приведен продольный разрез, а на фиг. 2 — вид А — А данной конструкции.
1(ольцевой магнитопровод 1 статора закреплен на фланце 2 втулки 3, на которой установ- щ лено на подшипниках 4 вентиляторное колесо 5 с лопастями 6. Вентиляторное колесо имеет ступицу 7 и обод 8, которые соединены спицами 9, образующими каналы 10 для хладагента. В ступице и ободе расположены магнитопроводы ротора, 25 внутренний 11 из которых имеет пазы на наружной поверхности, а внешний 12 — на внутренней.
Статор расположен между магнитопроводами
11 и 12 ротора и имеет пазы на внутренней и зо наружной цилиндрических поверхностях, в которых расположены секции 13 кольцевой обмотки.
Таким образом, внутренний и наружный магнитопроводы ротора совмещены, первый — со ступицей, а второй — с ободом вентиляторного колеса и снабжены пазами, первый — на наружной, а второй — на внутренней цилиндрических поверхностях. В пазах магнитопроводов расположены стержни короткозамкнутых обмоток ротора, отлитые зацело из алюминиевого сплава с тела- 40 ми ступицы и обода и спицами колеса их соединяющими. Между спицами свободно циркулирует воздух, охлаждающий статор и ротор, движение которого форсируется вращающимися спицами колеса. 45
Предлагаемая конструкция имеет следующие преимущества:
1) существенное сокращение расхода меди на изготовление обмотки статора, возникающее благодаря резкОму сокращению длины лобовых соединений кольцевой обмотки, по сравнению с их длиною, в торцовой барабанной обмотке;
2) существенное упрощение изготовления магнитопроводов статора и ротора благодаря использованию компаундных штампов и упрощению крепления пакетов на фланце втулки и колесе вентилятора;
3) существенное сокращение длины машины благодаря использованию второго магнитопровода ротора и устранению вылетов лобовых частей статорной обмотки;
4) радикальное устранение осевых магнитных тяжений между статором и ротором, вызывающих усложнение и удорожение подшипниковых узлов как вентилируемой машины, так и приводного двигателя-вентилятора;
5) радикальное улучшение условий теплосъема с активных частей приводного двигателявентилятора, возникающее благодаря сокраше нию, примерно вдвое, длины активных пакетов стали статора и ротора и благодаря свободной, форсированной спицами, циркуляции воздуха вдоль лобовых частей кольцевой обмотки, омываемых воздухом со всех сторон.
Двигатель-вентилятор представляет собой законченную блочную конструкцию, которая может быть собрана и испытана вне вентилируемой машины и затем в собранном и полностью готовом для эксплуатации виде установлена вне или внутри подшипникового щита вентилируемой машины постоянного или переменного тока или на любом другом вентилируемом объекте.
В частности, возможно использование блочных двигателей-вентиляторов предложенной конструкции для: а) принудительного охлаждения тиристорных преобразователей новой серии; б) независимой вентилягии частично регулируемых асинхронных двигателей на базе серии 4А.
Возможно также использование двигателейвентиляторов для охлаждения радиаторов мощных трансформаторов с жидкостным заполнением, что повлечет за собою существенное сокращение габаритов конструкции.
Формула изобретения
Двигатель-вентилятор, содержащий статор с кольцевым магнитопроводом и секционированной обмоткой, ротор с кольцевым магнитопроводом и вентиляторным колесом с лопастями и размещенную свободно на валу втулку с фланцем, на котором закреплен статор, а на втулке установлено на подшипниках вентиляторное колесо с размещенным на нем магнитопроводом ротора, отличающийся тем, что, с целью улучшения весогабаритных показателей и упрощения, он снабжен дополнительным кольцевым магнитопроводом ротора, вентиляторное колесо имеет соединенные спицами, образующими каналы для хладагента, ступицу и обод с размещенными в них магнитопроводами ротора, внутренний иэ которых имеет пазы на наружной поверхности, а внешний — на внутренний, а статор расположен между магнитопроводами ротора и имеет пазы на внутренней и наружной цилиндрических поверхностях, в которых
6зо!!3 расположены секции обмотки, выполненной кольцевой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе!. Патент Швейцарки N 356)93, 2! д 55/51, 195 7. .2, Авторское свидетельство ССГР У 425270, кл. Н 02 К 9/04, 1972.
680!13
Составитель Л. Карцева
Техред З.Фанта
Корректор А. Власенко
Редактор В. Лукин
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4807/51 Тираж 857
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5



