Откидной борт самовального кузова транспортного средства
МД
Ф
»
Ь
ОП ИСАНИ Е
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 591341
ИЗОБРЕТЕН H$I
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.02.76 (21)2327159/11 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 05.02.78.Бюллетень № 5 (45) Дата опубликования описания 1ъ. Ы, 1а (51) N, Кл.
В 60 Р 1/26
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.11.011,68 (088.8) (72) Автор изобретения
Е. В. Жилин
ГQJI0BBDB специализированное конструкторское бюро IID ыашинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (71) За явитель (54 ) ОТКИДНОЙ БОРТ САМ ОСВ А ЛЪ НОГО КУЗОВ»
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области производства безрельсовых транспортных средств и направлено на усовершенствование конструкции самосвальных кузовов, в частности откидных бортов, главным образом транспортных средств, предназначенных для перевозки легковесных навалочных грузов.
Известен откидной борт самосвального кузова транспортного средства, связанный с основанием кузова и со стойками основания посредством разъемных шарниров, расположенных в верхней и нижней частях борта (1).
Недостаток известного устройства — возможность зависания груза при разгрузке между основанием кузова и бортом, а также возможность поломки борта, вследствие упирания последнего при разгрузке в грунт.
Известен также откидной борт кузова транспортного средства, содержащий телескопическую стойку с трубчатым основанием и штангу, установленную внутри основания с возможностью перемещения (2).
Недостатком этого устройства является жесткая фиксация телескопической штанги относительно трубчатого основания, что может привести к поломке борта.
11елью изобретения является повышение надежности борта в процессе разгрузки кузова.
Это достигается тем, что штанга соединен с основанием стойки посредством вннтовон, стяжки, коаксиально которой в полости основания под штангой установлена пружина сжатия.
Кроме того, с целью поддержания заданн )го рабочего усилия пружины в диа, аv.. iii. рсгулирования высоты стойки, на стяжке в п лости основания установлены две гайки, одна из которых зафиксирована от вращательного перемещения, а друтая — от осевого.
На фиг. 1 изображена часть откидного oîðта с телескопическими стойками; на ф г. 2 сечение А — А фиг. 1; на фиг. 3 — - узел 1 фиг. 1; на фиг. 4 — положение откидного борта в случае зависания последнего на шарнирах; на фиг. 5 — схема опрокидывания борта относительно верхнего шарнира. г.. слу:.ае нахождения под бортом какого-либо репи. твия; на фиг. 6 — схема опрокидывания борта относительно нижнего шарнира, в слу ас .а20 хождения под бортом какого-„шбо препятствия.
Откидной борт 1 (фиг. 1), в данном случае являющийся задним бортом, содержит гслс— скопически раздвижные стойки 2, каждая нз которых состоит из трубчатого основ»а н н я и перемещаемой относительно с, о полой нп пн25 ги 4.
59134!
Основание 3 жестко соединено с бортом 1, а штанга 4 — разъемным шарниром 5 (фиг. 4 и 5) — со стойкой 6 бокового борта 7 самосвального кузова транспортного средства.
Помимо этого, основание 3 (фиг. 1) и штанга 4 соединены между собой посредством винтовой стяжки 8 и пружины сжатия 9, расположенных в полости стойки 2 коаксиально основанию 3 и штанги 4.
Стяжка 8 выполнена с квадратной или шестигранной головкой 10, располагаемой с внешнего торца штанги 4, а ее резьбовый конец проходит через отверстие установленного в основании 3 упора 11 и фиксируется относительно него гайкой 12.
Пружина 9 установлена между внутренним торцом штанги 4 и фасонной гайки 13, взаимодействующей с резьбой стяжки 8. ,Гайка 13 установлена в полости основания
3 с фиксацией ее от вращательного движения.
Это достигается выбором соответствующего профиля трубчатого основания и формы гайки. Как показано на фиг. 2, основание 3 может быть выполнено из трубы квадратного профиля. В этом случае гайка 13 должна иметь квадратную форму.
Гайка 12 установлена с фиксацией от осевого перемещения. Как показано на фиг. 3, это может быть достигнуто, например, выполнением ее из двух частей 14, 15, соединяемых между собой резьбой, с образованием кольцевого зазора 16, больше толщины упора 11.
Последний может быть выполнен в виде шайбы, фиксируемой в полости основания 3 двумя рядами выдавок 17, располагаемых по сторонам упора.
При монтаже стойки 2, сначала в полости основания 3 закрепляют упор 11 от осевого сдвига, а затем стяжку 8 резьбовым концом пропускают через отверстие внешнего торца штанги 4, нанизывают на нее пружину 9 и гайку 13, перемещая последнюю до получения необходимого сжатия пружины.
После этого штангу 4 вводят в полость основания 3 до упора резьбового конца стяжки 8 в гайку 12. В этом положении, пропустив снизу через отверстие 18 накидной ключ на указанную гайку, навинчивают ее на стяжку
8 до получения необходимой высоты стойки 2.
В основании 3 выполнены технологические отверстия 19 и 20 для контроля положения гайки 13, определяющей степень сжатия пружины 9. На штанге 4 нанесена контрольная риска 21 положение которой ограничивает максимальное выдвижение штанги 4 вверх.
Помимо этого на внешнем торце основания
3 выполнен паз 22 с установкой стяжного хомута 23. Указанным хомутом можно регулировать зазор между контактирующими поверхностями штанги 4 и основания 3, а также образовывать в необходимых случаях их жестщ кую связь.
При эксплуатации самосвальных кузовов, оборудованных откидными бортами с телескопическими стойками согласно изобретения, когда при откидывании борта последний свободно зависает на шарнирах (фиг. 4), борт 1 ведет себя как обычный борт самосвального кузова.
Если же в момент разгрузки под откидным бортом оказывается какое-либо препятствие
24 (фиг. 5 и 6), то откидной борт, достигнув препятствия, остается на уровне препятствия, а штанга 4 продолжает утопать в полости соответствующего основания 3 в пределах хода пружины 9 (фиг. 1).
Формула изобретения
1. Откидной борт самосвального кузова транспортного средства, содержащий телескопическую стойку с трубчатым основанием и штангу, установленную внутри основания с возможностью перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его в процессе разгрузки кузова, штанга соединена с основанием стойки посредством винтовой стяжки, коаксиально которой в плоскости основания под штангой установлена пружина сжатия.
2. Борт по и. 1, отличающийся тем, что, с целью поддержания заданного рабочего усилия пружины в диапазоне регулирования высоты стойки, на стяжке в полости основания установ- лены две гайки, одна из которых зафиксирована от вращательного перемещения, а другая—
40 от осевого.
Источники информации, приняты во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство № 208448, кл. В 60 P 1/26, 12.04.66.
2. Авторское свидетельство № 198153 кл. В 60 Р 1/26, 3D.06.66.
591341
Puz 2
Щlг. 3
Ю Р„,,7 тупа б
Составитель Г. Рогцепкин
Техред О. Луговая Корректор H. Тупица
Тираж 343 Подписное
Редактор Ю. Челюканов
Заказ 507/13
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, >К-35, Рау шская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


