Опора скольжения
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсмих
Сфввиапистичесиих
Рес убпии (>i) 587276 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22} Заявлено 180275 (21) 2105934/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано 050178,Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 060178
2 (51) М. Кл.
F 16 С 33/10
Гааударатааввый каавтат ааввта тавваатрав 6ССР аа давая авааратвваа а аткрытаа (53) УДК 6 2 1 . 82 2 . 5 (088.8) (72) Авторы изобретения
А.П.Жаров н К.С.Яковлева
Всесоюзный дважды ордена Трудовогс Красного Знамени (71) теплотехнический научно-исследоват ельский институт
Заявитель им. Ф.Э.Дзержинского (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к конструкциям опор скольжения.
Известна опора скольжения, содержащая смонтированный в корпусе самовсасывающий подшипник скольжения, выполненный в корпусе резервуар для смазки и всасывающий трубопровод для смазки из резервуара, а также соединенный с источником принудительной подачи смазки напорный тру- 10 бопровод, подводящий смазку в подшипник и соединенный дополнительным трубопроводом через клапанный распределитель с резервуаром для смазки (1т, Основным недостатком этого устройст-)5 ва является ниличие клапана-переключателя, который переключает подачу смазки от насоса либо непосредственно в подшипник, либо в резервуар, из которого он затем подсасывается. Приме- 20 нение любой запорной арматуры перед подшипниками ответственных агрегатов всегда опасно. Неправильная сборка или поломка в процессе работы могут привести к сокращению или полному пре-25 кращекию подачи смазки в подшипник.
Цель изобретения - повышение надежности, упрощение конструкции и обеспечение автоматического дублирования подачи смазки. 3Q
Это достигается тем, что в описы-. ваемой опоре скольжения выход напорного трубопровода расположен по другую сторону от вертикальной оси опоры по отношению к всасывающему трубопроводу, при этом в месте соединения напорного трубопровода с дополнительным установлен обратно-проточный дроСсель.
На чертеже изображена предлагаемая опора скольжения. Она содержит смонтированный в корпусе 1 самовсасывающий подшипник скольжения 2. В корпусе 1 выполнен резервуар 3 для смазки и раз.мещены всасывающий трубопровод 4 для забора смазки из резервуара 3 и напор= ный трубопровод 5, соединенный с источником 6 принудительной подачи смазки (насосом) в рабочий зазор подшипника. Выход напорного трубопровода 5 расположен по другую сторону от вертикальной оси опоры по отношению к всасываю-щему трубопроводу 4, т.е. подведен со стороны начала смазочного слоя. Кроме того, в систему питания входят бак 7, служащий для отстоя и деаэрации смазки, смаэкоохладнтель 8 и распределительный обратно-проточный дроасель 9.
Трубопроводом 10 через ламинарное сопротивление 11 резервуар 3 корпуса 1 опоры также сообщается с напорным тру587276 бопроводом 5. В корпусе опоры наклонной перегородкой 12 и сетчатой перегородкой 13 выделен отсек 14, предназначенный для сбора отработавшей в подшипнике смазки. Трубой 15 отсек 14 корпуса опоры сообщен с баком 7.
Иэ бака 7 смазка насосом 6 через
,обратный клапан и смазкоохладитель 8 по напорному трубопроводу Ь подается к распределительному обратно-проточному дросселю 9, от которого оно трубопроводом 5 направляется во вкладыш подшипника 2, а трубопроводом 10 через ламинарное сопротивление 11 масло подается в резервуар 3 корпуса 1 опоры.
При вращении шейки вала 16 в расширяющейся части зазора между вкладышем подшипника 2 и шейкой вала 16 создается разрежение, которое вызывает подсасывание смазки по трубе 4 иэ резервуара 3 корпуса 1 опоры. Под- 20 сосанная смазка, увлекаемая шейкой вала 16, движется по верхнему зазору между вкладышем подшипника 2 и шейкой вала 16 в направлении к входному сечению смазочного слоя. По мере су- 26 жения этого зазора давление вовлекаемой в него смазки все более возрастает. Вблизи горизонтального разъема вкладыша подшипника 2, куда выведен
I напорный трубопровод 5, давление подсосанной смазки в зазоре становится соизмеримым с давлением в напорном трубопроводе 5. Смазка из этого трубопровода или совсем не будет поступать ,во вкладыш подшипника 2 по каналу 5, или будет поступать в ограниченном количестве. В зто время наличие полного перепада давлений в ламинарном сопротивлении il обеспечит подачу необходимого количества свежей смазки в резервуар 3 для последующего его всасывания в подшипник по трубе 4 °
Отработавшая в смазочном слое подшипника смазка сливается из зазора в отсек 14 корпуса опоры, отделенный от резервуара 3 наклонной перегородкой 12 и сетчатой перегородкой 13.
Наклонное выполнение перегородки 12 служит для предотвращения излишнего вспенивания сливающегося в отсек 14 отработавшего в подшипнике масла.
Сетчатая перегородка 13 предназначена для сообщения между резервуаром 3 и отсеком 14.
Из отсека 14 отработавшая смазка по трубе 15 сливается в бак 7. Расположение входного участка трубы 15 выполнено так чтобы в нижней части корпуса опоры постоянно сохранялся определенный уровень смазки. Запас смазки в резервуаре 3 корпуса опоры позволяет подшипнику работать до восстановления циркуляции смазки от насоса 6 или безаварийно остановить агрегат.
В случае нарушения режима самовсасывания подшипником смазки в зазоре, где начинается смазочный слой, резко понижается давление, что моментально приводит к поступлению масла в подшипник от насоса. Так как при этом давление в распределительном обратно-ïðâточном дросселе 9 понизится, то подача смазки в резервуар 3 через ламинарное сопротивление ll соответственно уменьшится.
Предлагаемая опора значительно повышает надежность работы турбоагрегатов .
Формула изобретения
Опора скольжения, содержащая смонтированный в корпусе самовсасывающий подшипник скольжения, выполненный в корпусе резервуар для смазки и всасывающий трубопровод для забора смазки из резервуара, а также соединенный с источником принудительной подачи смазки напорный трубопровод, подводящий смазку в подшипник и соединенный дополнительным трубопроводом с резервуаром для смазки, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности и автоматического дублирования подачи смазки, выход напорного трубопровода расположен по другую сторону от вертикальной оси опоры по отношению к всасывающему трубопроводу, при этом в месте соединения напорного трубопровода с дополнительным установлен обратно-проточный дроссель.
Источники информации, принятые во внимание при экспертиэег
1. Авторское свидетельство 9295913, кл. Р 16 С 17/12, 1963.
587276
Составитель Т.2 иамова
Техред A. Алатыре в
Корректор H. ковалева
Редактор Н.Бродская я 4
©илиад ППП Патент ., г. Ужгород, ул. Проектна
Э аказ-111/2 7 Тираж
Совета Министров СССР
ЦНИКПИ Государственного комитета Совета Министров по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/
4/5


