Самосмазывающийся радиальный или аксиальный подшипник скольжения
О П И С А Н И Е (11) 499420
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Юоюа Советский
Социалистический
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31.05.71 (21) 1664901/25-2? с присоединением заявки № (51) М Кч F 16С 33/10 государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (32) Приоритет 19.06.70 (31) WP 47е/148252 (33) ГДР
Опубликовано 15.01.76. Бюллетень № 2 (53) УДК 621 822 5.
:621-725 (088.8) Дата опубликования описания 16.04.76 (72) Автор изобретения
Иностранец
Карл-Хайнц Хюблер (ГДР) Иностранное предприятие
«фЕБ Комбинат Электромашиненбау» (ГДР) (71) Заявитель (54) CAMOCMA3bI8AIORHAC5l РАДИАЛЬНЫЙ ИЛИ
АКСИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в качестве опоры валов со оредней и высокой окружной скоростью.
Известен самосмазывающнйся радиальный или аксиальный подшипник скольжения, рабочая поверхность которого, контактирующая с опирающейся на нее вращающейся деталью, имеет желобок, расположенный в зоне пониженного давления масла и соединенный отсасывающ им трубопроводом с масляным резервуаром.
Подшипники скольжения для средних и высоких окружных скоростей требуют для отведения образующегося в подшипнике тепла циркуляционную смазочную установку.
Известные циркуляционные смазочные установки состоят из масляного резервуара, масляного насоса, маслоохладителя и масляного фильтра. При этом в качестве масляного насоса находят применение, например, механически соединенные шестеренчатые насосы,,центробежные кольцевые насосы или же при упорных подшипниках — установленные в опорном кольце радиальные насосы.
Известные масляные насосы требуют дополнительного расхода конструкционных деталей. Кроме того, они подвержены износу и могут при выходе пз строя пр ивести к значительным повреждениям. Поэтому получили распространение смазочные приспособления, которые используют нагнетающее действие рсположенных в соответствующем корпусе вр ащающихся деталей машины и обеспечивают смазку и охлаждение самой детали машины или других деталей машины. В устройстве такого типа корпус выпол10 нен таким образом, что между вращающейся деталью машины и корпусом образуется цилиндрический зазор, который на своих концах образует по камере, связанной с отсасывающим и напорным трубопроводом и плот15 но примыкающей своей обращенной к зазору стенкой к вращающейся детали. В основанном на том же принципе вязкостном насосе торец ротора используется для подачи масла. B прилегающей к этой торцовой
20 поверхности ротора стенке предусмотрены насосные камеры, выполненные, если смотреть в поперечном сечении насоса, в виде концентрических кар м анов, имеющих вид кольцевых секторов. Соединение с располо25 женными в полости статора отсасывающими, и напорными трубопроводами осуществляется через желобками, которые проходят с торцов насосных камер радиально. Остающиеся
499420 между двумя желобками части стенки сл1жат как маслосъемные кромки.
Основная проблема этих известных смазочных устройств заключается в том, чтобы приблизить расстояние между поверхностью ротора и определенными местами поверхности статора примерно к нулю с тем, чтобы достичь максимальной производительности соответственно высокого давления масла.
Это расстояние не должно изменяться и НрН различных рабочих условиях, Поэтому в первом случае необходим постоянный цилиндрический зазор. Во втором случае расстояние между торцом ротора и задней стенкой в случае использования для аксиального упорного подшипника при различном давлении ротора на упорный подшипник должно сохраняться постоянным с помощью сложного регулировочного механизма. Универсальное использование этих смазочных устройств для любых подшипников скольжения радиальной или аксиальной конструкции невозможно.
Для особых случаев применения необходима, смотря по обстоятельствам, исключительно сложная конструкция корпуса. Даже незначительные неточности при изготовлении и монтаже или отклонения, обусловленные числом оборотов или температурой, вызывают явления износа, которые могут привести к выходу из строя смазочного приспособления.
Изобретение ставит своей целью создание подшипника скольжения радиальной или аксиальной конструкции без дополнительного имеющего известные недостатки масляного
1IBcoc3 и без значительного избыточного расхода при изготовлении, соответсгвенно, монтаже подшипника. В такой конструкции неОбходимая II41phyляция Охла?кдаюше-смазочного средства обеспечивается по принцип, простого, не подверженного износу, не нуждающегося в уходе и легко приспосабливаемого вязкостного насоса.
Это обеспечивается за счет того, что часть поверхнОсти скольжени51 подшипника, ьотдрая находится в возникающей олагодаря вращению устанавливаемой на подшипнике детали машины зоне пониженного давле,1Н?1 подшипника, имеет в направлении циркуляции по крайней мере по одному желобку, в начале и конце которого имеется по одной расточке. 11редусмотренная в начале желобка непосредственно за минимальной смазочной щелью расточка связана с масляным резервуаром, а расточка, расположенная в конце желобка, — с напорным трубопроводом.
Благодаря такой установке при использовании так называемого сливного масла для смазки подшипника нет необходимости в каких — либо подпорных стенках, уплотнительных и маслосъемных элементах между Опирающейся на подшипник деталью машины и поверхностью скольжения подшипника. 1 аким образом, вязкостный,насос циркуляционной смазочной установки работает совсем без износа и без ухода. Подшипник снабжен мас5
За
65 лоподающим приспособлением, например смазочным кольцом, обеспечивающ им поступление масла на трущиеся поверхности в период пуска.
В напорном трубопроводе установлен обратный клапан и выполнено отверстие, расположенное ниже уровня масла в резервуаре.
В одном из вариантов изобретения желобок может проходить в стыке подшипника.
На чертеже схематически показан радиальный подшипник.
Пр и вращении опирающейся на подшипник детали (вала) 1 в направлении вращения за минимальной смазочной щелью возникает зона пониженного давления. Внутри этой зоны на поверхности 2 скольжения подшипника расположен по крайней мере один, снабженный в начале и конце радиальными расточкамн 3 и 4 желобок 5. Находящаяся в начале желобка 5 непосредственно за минимальной смазочной щелью расточка 3 связана отсасывающим трубопроводом 6 с масляным резервуаром 7, а находящаяся в конце желобка 5 расточка 4 связана с напорным трубопроводом 8. Благодаря расположению расточки 3 в зоне пониженного давления подшипника обеспечивается подача и циркуляция масла, так что при этом нет надобности в установке между валом 1 и поверхностью 2 скольжения подшипника подпорных стенок, уплотнительных или маслосъемных элементов, при этом исключается износ вязкостного насоса. Поступающее в процессе циркуляции охлажденное, так называемое сливное, масло служит для смазки и охлаждения подшипника. Для того, чтобы обеспечить безопасный пуск в эксплуатацию подшипника в любое время (а значит, и после длительных простоев), дополнительно на валу 1 установлено свободное смазочное кольцо 9, а в напорном трубопроводе 8 — обратный клапан 10, или же под уровнем зеркала масла выполнено небольшое просверленное отверстие а. Благодаря подающему деиствию свободного смазочного кольца 9 уплотняется вязкостный насос, а обратный клапан 10 или просверленное отверстие и препятствует тому, чтобы в течение пускоaoio периода воздух отсасывался из напорного трубопровода 8 в подшипник.
Формула изобретения
1. Самосмазывающийся радиальный или аксиальный подшипник скольжения, рабочая поверхность которого, контактирующая с опирающейся на нее вращающейся деталью, имеет желобок, расположенный в зоне пониженного давления масла и соединенный отсасывающим трубопроводом с масляным резервуаром, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы и упрощения эксплуатации, желобок направлен по дуге окружности и соединен с радиальными расточками, выполненными в теле подшипника, одна из которых, находящаяся в начале желобка по ходу вращения, соединена с отсасываю.
499420
Составитель И. Малюга
Корректоры: Л. Котова и И Позняковская
Техред Е. Митрофанова
Редактор Л. Василькова
Заказ 743 !8 Изд. № 1020 Тираж 1131 Подписное
UHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР го делам изоб етеннй и открытий
113035, Moc:аа, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 щим трубопроводом, а вторая, находяшаясяв конце желобка, соединена с помощью напорного трубопровода с охлаждающей и фильтровальной установками, которыми снабжен подшипник.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что он имеет два или более желобка.
3. Подшипник по пп. 1 и 2, отлич аюшийся тем, что он снабжен маслоподающим приспособлением, например смазочным кольцом, обеспечивающим поступление масла на трущиеся поверхности в период пуска.
4. Подшипник по пп. 1 — 3, отличаюшийся тем,;то он снабжен обратным клапаном, установленным в напорном трубопроводе.
5 5. Подшипник по пп. 1 — 3, о т л и ч а ю щ и йся тем, что в напорном трубопроводе выполнено отверстие, расположенное ниже уровня масла в резервуаре.
6. Подшипник по пп. 1, 3, 4 и 5, отлича10 ю шийся тем, что желобок расположен в зоне стыка подшипника.


