Способ производства биметаллических рельсов
428О2О
О П И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 12.01.70 (21) 1393772/22-1
Союз Советских
Социалистических
Республик
151) Ц К1 С 21d 9/04 с присоединением заявки М—
Государственный коиитет
Совета Министров СССР
IM делам изобретений и открытии (32) Приоритет—
Опубликовано 15.05.74. Бюллетень Ме 18
Дата опубликования описания 14.03.75 (53) УДК 621.785,79-424 (088.8) (72) Авторы из об р ете ния
Д. С. Казарновский, В. А. Снигирев, В. С. Точиленко, И. П. Кравцова, С. T Плискановский, А. Н. Заннес, Л. Я. Бихунов, Н. С. Валенко и В, И. Погоржельский
Украинский научно-исследовательский институт металлов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РЕЛЬСОВ
Изобретение относится к металлургии, в частности к производству биметаллических рельсов.
Известен способ производства биметаллических рельсов прокаткой двухслойной заготовки рельса, верхшою часть головки которого изготавливают из хромистой стали следующего состава (в вес. %): 0,6 — 0,75 С; 0,6—
0,9 Мп; 0,7 — 1,2 Cr; 0,15 — 0,35 Si с пределом прочности 110 — 130 кг/лл, а нижнюю часть 10 головки, шейку и подошву — из углеродистой стали состава (в вес. %): 0,20 — 0,35 С;
0,3 — 0,6 Мп; 0,15 — 0,35 Si с пределом прочности 50 — 65 кг/лм . Однако сталь, применяемая для формирования верхней части головки биметаллического рельса (когда в условиях эксплуатации преобладающим видом повреждения рельсов являются контактноусталостные разрушения) не является высокопроч«ой.
Цель изобретения —,повышение эксплуатационной стойкости биметаллических рельсов за счет получения в головке рельса прочности не менее 200 кг/л1Р при достаточном уровне пластичности (6 8%; Ч 20%). Это до- 25 стигается тем, что верхнюю часть головки рельса подвергают закалке.
Высокомарганцовистая сталь, например. марки Г13, используемая для формирования верхней части головки рельса в закале1шом . 0 состоянии, наклепываясь в процессе эксплуатации, приобретает твердость на контактной поверх ности головки рельса до 60 — 64 HRc, (что соответствует 200 кг/лл ). При этом под наклепапным слоем .головки рельса сохраняется высокая пластичность, которая способствует релаксации напряжений, возникающих при эксплуатации рельсов, Биметаллический рельс, верхняя часть головки которого изготовлена из стали Г13, а нижняя часть головки, шейка и подошва— из углеродистой стали, прокатывают из биметаллического слитка или заготовки. После отделочных операц1гй биметаллический рельс подвергают нагреву до 900 — 1200 С, предпочтительно поверхностному нагреву ТВЧ. В качестве охлаждающей среды используют воду, водовозд1ушную смесь или сжатый воздух.
С целью получения оптимального сочетания механических свойств и уменьшения напряжений в месте соединения плакирующего слоя с основным металлом глуоина поверхностного нагрева под закалку должна перекрывать толщину плакирующего слоя биметаллического рельса.
Предмет изооретения
1. Спосоо производства б«металлических рельсов, включающий прокатку двухслойной
428020
Составитель Г. Шевченко
Техред 3. Тараненко
Редактор Н. Корченко
Корректор В. Гутман
Заказ 72/280 Изд. М 1587 Тираж 591 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» заготовки рельса, верхнюю часть головки которого изготавливают из легированной стали, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости рельсов, верхнюю часть головки подвергают закалке.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что верхнюю часть головки рельса подвергают закалке с поверхностным нагревом до
900 — 120 С.
3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что для уменьшения напряжений в месте со5 единения плакирующего слоя с основным металлом поверхностный нагрев головки рельса производят на глубину, перекрывающую толщину плакирующего слоя.

