Способ обработки рельсов
Авторы патента:
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к производству рельсов. Поставлена задача - повысить прямолинейность рельсов путем однократной правки с сохранением низкого уровня остаточных напряжений без снижения производительности и без увеличения капиталовложений. Для этого незакаленные или термоупрочненные рельсы подвергают правке на роликоправильной машине со смещением точки приложения первого усилия в вертикальной плоскости на 30 - 80 мм, при этом рельс между точками приложения первого и третьего усилий вторым усилием перемещают до стрелы прогиба величиной 0 - 2 мм. 1 табл., 2 ил.
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству рельсов.
Известен способ изготовления с использованием роликового рихтовочного агрегата рельсов с низким уровнем остаточных напряжений, включающий охлаждение рельсов после горячей прокатки до температуры ниже 100oC, нагрев рельсов в зоне перемычки до 100-500oC перед введением в агрегат для рихтования, а после рихтовки охлаждение на воздухе до комнатной температуры. (DE патент N 3501522, кл. C 21 D 9/04). Этот способ не обеспечивает требуемой прямолинейности рельсов. Кроме того, недостатком его является необходимость использования сложного оборудования, которое должно обеспечить заданный интервал температуры в шейке, а также минимальную искривленность рельсов после охлаждения на воздухе. Известен способ обработки стальных изделий, преимущественно рельсов, включающий нагрев выше Ac3, растяжение путем приложения нагрузки и закалку в растянутом состоянии до 230-270oC (авт. свид. N 548639, кл. C 21 B 9/04, 1977). Указанный способ не позволяет получать рельсы повышенной прямолинейности с низким уровнем остаточных напряжений. Для его реализации требуется реконструкция рельсобалочного цеха с большими капиталовложениями. Кроме того, необходимо проведение дополнительной операции для снижения уровня температурных остаточных напряжений. Известен способ обработки рельсов, включающий объемный нагрев, охлаждение рельсов в масле, отпуск и правку путем холодной деформации с подачей жидкости в очаг деформации (авт. свид. N 242942, кл. C 21 D 9/04, 1986). Способ позволяет повысить предел выносливости рельсов за счет снижения уровня остаточных напряжений. Недостатком данного способа является невозможность получения рельсов повышенной прямолиненейности с сохранением низкого уровня остаточных напряжений. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является способ обработки рельсов, включающий объемный нагрев, охлаждение рельсов в масле, отпуск и правку путем холодной деформации с подачей воды в очаг деформации при температуре 70-90oC и расходе 0,5-1,5 л/мин (патент РФ N 2084545, кл. C 21 D 9/04, 1997). Правка рельсов в известном способе осуществляется по общеизвестной схеме роликоправильными машинами путем приложения усилий, расположенных в шахматном порядке в одной плоскости (фиг. 1). Такое расположение усилий обеспечивает знакопеременный изгиб рельса в плоскости. Точками приложения усилий к рельсу являются точки соприкосновения роликов с поверхностью рельса. В точках приложения усилий усилия направлены перпендикулярно к его поверхности (Королев А.А. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. - М.: Металлургия, 1981, с. 232). Недостатком данного способа является то, что правка не обеспечивает требуемый уровень прямолинейности рельсов. При сплошном контроле прямолинейности рельсов отбракованные рельсы по специальному рольгангу возвращают на холодильник для повторной правки. Длина рельсов после однократной правки больше, чем после двухкратной правки, поэтому для удовлетворения требований ГОСТ на размеры рельса необходимо все рельсы в потоке править одинаковое количество раз. Для сохранения производительности рельсобалочного цеха потребуется установка двух и более роликоправильных машин, что связано с реконструкцией рельсобалочного цеха. Поставлена задача - повысить прямолинейность рельсов путем однократной правки с сохранением низкого уровня остаточных напряжений без снижения производительности и без увеличения капиталовложений. Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, включающем правку с подачей нагретой воды в очаг деформации при расходе 0,05-1,5 л/мин незакаленных рельсов или рельсов, термоупрочненных путем объемного нагрева, охлаждения в закалочной среде и отпуска, правку осуществляют путем смещения точки приложения первого усилия в вертикальной плоскости на 30-80 мм, при этом рельс между точками приложения первого и третьего усилий вторым усилием перемещают до стрелы прогиба 0 - 2 мм (фиг. 2), порядковый номер ролика соответствует порядковому номеру усилия. Указанные отличительные признаки способа обеспечивают повышенную прямолинейность рельсов при низком уровне остаточных напряжений. Известно, что правка в плоскости наибольшей жесткости осуществляется в положении "стоя" на подошве и достигается путем определенного, плавно уменьшающегося по ходу правки прогиба рельса. Перегибы рельса в роликоправильной машине происходят на роликах, которые создают усилия и обеспечивают знакопеременный изгиб рельса в плоскости правки. Наибольший прогиб рельса происходит при первом перегибе рельса и требует, как в способе-прототипе, больших усилий, что приводит к росту остаточных напряжений и невозможности править рельсы при жестких режимах правки, обеспечивающих повышенную прямолинейность рельсов. Смещение точки приложения первого усилия в вертикальной плоскости на 30-80 мм обеспечивает изгиб рельса между первым и третьим усилиями выпуклостью на головку, при этом первый перегиб рельса осуществляется на третьем усилии. Перемещение рельса вторым усилием между первым и третьим усилиями до стрелы прогиба в пределах 0 - 2 мм обеспечивает перегиб рельса на третьем усилии больше, чем на четвертом усилии и достигается тем самым плавное уменьшение по ходу правки прогиба рельса. При этом между первым и третьим усилиями в рельсе устраняются поперечные силы. Касательные напряжения в сечении рельса целиком определяются наличием и величиной поперечных сил. Их устранение на участке между первым и третьим усилиями сопровождается ликвидацией касательных напряжений на этом участке и снижением остаточных напряжений после первого перегиба. Это позволяет править рельсы при жестких режимах правки, сохраняя при этом низкий уровень остаточных напряжений. Для более эффективного снижения остаточных напряжений правку осуществляют с подачей нагретой воды в очаг деформации. Экспериментально установлено, что оптимальное смещение точки приложения первого усилия в вертикальной плоскости составляет 30-80 мм. Вторым усилием рельс на участке между первым и третьим усилиями перемещают до стрелы прогиба, составляющей 0 - 2 мм. При стреле прогиба меньше нуля на втором усилии возникает прогиб рельса вогнутостью на головку. В результате этого на участке между первым и третьим усилиями в рельсе возникают поперечные силы, которые с ростом стрелы прогиба приводят к росту остаточных напряжений и нестабильной прямолинейности вдоль длины рельса. При стреле прогиба больше нуля на втором усилии возникает прогиб рельса выпуклостью на головку. При стреле прогиба больше 2 мм нарушается условие плавного уменьшения по ходу правки прогиба рельса, так как прогиб рельса на третьем усилии меньше прогиба рельса на четвертом усилии. Это приведет к ухудшению прямолинейности рельсов. При смещении точки приложения первого усилия менее 30 мм рельс на третьем усилии будет испытывать только упругую деформацию, а число упругопластических перегибов рельса уменьшится. Это приведет к ухудшению прямолинейности рельсов. При смещении точки приложения первого усилия более 80 мм режим правки ужесточится, что сопровождается увеличением пластической проработки сечения рельса. Это приведет к изменению геометрических размеров поперечного сечения рельса, что ухудшит прямолинейность. Дополнительная пластическая проработка связана также с увеличением расхода электроэнергии, идущей на правку рельсов, а также с повышенным износом роликов роликоправильной машины. Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что заявляемый способ обработки отличается от прототипа тем, что, если в прототипе точки приложения первого и третьего усилий находятся на одном уровне, а вторым усилием рельс между точками приложения первого и третьего усилий искривлен вогнутостью на головку и испытывает упругопластическую деформацию, то в предлагаемом способе точка приложения первого усилия смещена относительно точки приложения третьего усилия на 30-80 мм, а вторым усилием на участке между точками приложения первого и третьего усилий рельс с выпуклостью на головку перемещают до стрелы прогиба, составляющей 0 - 2 мм, при этом рельс на этом участке испытывает только упругую деформацию (см. фиг. 1 и 2). Это позволяет повысить продольную прямолинейность рельсов путем однократной плавки с сохранением низкого уровня остаточных напряжений. Таким образом, данное техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ патентов и научно-технической информации не выявил использования новых существенных признаков, используемых в предлагаемом изобретении по их функциональному назначению. Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень". Примеры конкретного выполнения. Обработке по предлагаемому способу подвергали незакаленные и термоупрочненные рельсы Р65 из стали М76 следующего состава: 0,74% углерода; 0,92% марганца; 0,28% кремния; 0,03% фосфора; 0,027% серы. Температура нагрева рельсов под закалку составляла 840oC, время выдержки в закалочной печи 55 мин. Закалку осуществляли в масле, а отпуск - при температуре 460oC в течение 2 ч. После охлаждения рельсов на холодильнике до температуры 60oC осуществляли правку рельсов на горизонтальной роликоправильной машине. Результаты испытания представлены в таблице. Оценка остаточных напряжений производилась по расхождению паза (ГОСТ 18267-82), а измерение непрямолинейности по стреле прогиба рельса на базе 1,5 м с помощью набора щупов (
Формула изобретения
Способ обработки рельсов, включающий правку с подачей нагретой воды в очаг деформации при расходе 0,5-1,5 л/мин, незакаленных рельсов или рельсов термоупрочненных путем объемного нагрева, охлаждения в закалочной среде и отпуска, отличающийся тем, что правку осуществляют путем смещения точки приложения первого усилия в вертикальной плоскости на 30-80 мм, при этом рельс между точками приложения первого и третьего усилий вторым усилием перемещают до стрелы прогиба величиной 0-2 мм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Изобретение относится к стальному рельсу, имеющему повышенные износостойкость и внутреннее сопротивление усталостному разрушению, необходимые для тяжелогрузных железнодорожных путей, и способу его изготовления
Рельс из перлитной стали с высокой износостойкостью и ударной вязкостью и способ его производства // 2107740
Изобретение относится к рельсам высокой прочности из высокоуглеродистых перлитных сталей, имеющих высокую прочность и износостойкость, предназначенных для железнодорожных рельсов и промышленных агрегатов и способам их производства
Изобретение относится к устройствам упрочнения рельсов в районе сварных стыков
Изобретение относится к способу и устройству для термической обработки профилированного проката, в частности рельсов
Изобретение относится к области производства конструкций верхнего строения железнодорожного пути, в частности к производству остряков стрелочного перевода
Изобретение относится к способам изготовления высокопрочных рельсов из имеющей бейнитную структуру стали, которые имеют поверхность головки с высокой усталостной прочностью при контакте качения, требуемой от рельсов, используемых на высокоскоростных железных дорогах
Способ обезводораживания рельсовой стали // 2084546
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для повышения эффективности и сокращения продолжительности обезвоживающих обработок стали
Способ обработки рельсов // 2084545
Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к обработке рельсов
Изобретение относится к области металлургии, а преимущественная область применения - железнодорожный транспорт
Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и предназначено для использования в машиностроительной промышленности при изготовлении деталей, применяемых, в частности, для крепления железнодорожных шпал
Изобретение относится к области энергомашиностроения, химического машиностроения, машиностроения для пищевой и холодильной промышленности и может быть использовано при производстве аппаратов различного назначения, содержащих трубы в качестве элементов конструкции, а именно: кожухотрубных и иных теплообменников
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при массовом производстве просечно-вытяжной сетки из ленточного или листового материала
Способ изготовления изделий // 2116153
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении фурнитуры для мебели
Способ обжатия кольца // 2113929
Изобретение относится к способу обжатия кольца, надетого на свободный конец гибкого шланга, надетый в свою очередь на жесткий трубчатый элемент, причем обжатию подлежит по меньшей мере часть кольца и диаметр кольца первоначально превышает диаметр шланга
Способ валковой правки изделий // 2113305
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности, к правке проката противоизгибом
Способ закрепления трубы в отверстии трубной решетки теплообменного аппарата (его варианты) // 2112619
Изобретение относится к обработке металлов давлением и к технологии судового машиностроения, а именно к технологии производства судовых энергетических установок
Способ закрепления труб в трубных решетках // 2109589
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к процессам закрепления труб в трубных решетках теплообменных аппаратов с использованием эффекта локализованного направленного пластического деформирования материала трубы
Линия для правки стержней // 2108883
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для правки металлических стержней
Пуансон для раздачи концов труб // 2127165