Рельс из перлитной стали с высокой износостойкостью и способ производства рельса
Изобретение направлено на улучшение износостойкости и сопротивления разрушению, свойств, предъявляемых к рельсам на резко изогнутых участках тяжелогрузных железных дорог, содержащим от более чем 0,85 до 1,20 % углерода С, от 0,10 до 1,00% кремния Si; от 0,40 до 1,50% марганца и, по необходимости, по крайней мере, один из элементов, выбранных из группы, состоящей из: Cr, Mo, V, Nb, Co, B, и сохранение высокой температуры горячей прокатки или стального рельса, нагретого до высокой температуры для проведения термообработки, настоящее изобретение обеспечивает получение перлитного стального рельса с хорошей износостойкостью и хорошим сопротивлением к разрушению, способ производства такого рельса, в котором головная часть быстро охлаждается со скоростью от 1 до 10oС/с от аустенитной зоны температур до стоп-температуры охлаждения от 700 до 500oС с тем, чтобы твердость головной части была равна, по крайней мере, 320 Hv в диапазоне на глубину 20 мм. 11 с. и 2 з.п.ф-лы, 9 табл., 12 ил.,
Изобретение касается стального перлитного рельса и относится к повышению степени износостойкости и сопротивления к разрушению, свойств, предъявляемых к рельсам на изгибах пути железных дорог тяжелого назначения, значительному увеличению срока службы рельсов и способу их изготовления.
Предпринимались попытки повышения скорости и грузоподъемности поезда, как одного из средств достижения повышенной эффективности железнодорожных перевозок. Подобное повышение эффективности железнодорожных перевозок подразумевает тяжелые условия использования рельсов, поэтому стало необходимым дальнейшее повышение качества материалов рельсов. Более конкретно, значительно повышается износ рельсов, уложенных на изогнутых участках тяжелогрузных железных дорог, в связи с чем возникает проблема с точки зрения более длительного срока службы рельсов. Тем не менее, был достигнут высокий предел прочности рельсов, изготовленных с использованием эвтектоидных углеродистых сталей, представляющих трооститную структуру, благодаря последним усовершенствованиям в технологии термообработки высокопрочных рельсов, как указано ниже, и срок службы рельсов на изогнутых участках тяжелогрузных железных дорог был заметно увеличен. 1. Термообработанные рельсы для сверхтяжелых нагрузок, имеющие сорбит в трооститной структуре головки рельса [1]. 2. Способ производства низколегированных термообработанных рельсов, повышающий не только износостойкость, но также уменьшающий снижение твердости в зоне сварки путем добавки сплава, например, Cr Nb и т.д. [2]. 3. Способ производства высокопрочных рельсов, обладающих прочностью не менее 130 кгс/мм2, достигаемой в результате ускоренного охлаждения в пределах температуры от 850 до 500oC со скоростью от 1 до 4oC/с после завершения прокатки или от аустенитной температуры повторного нагрева. Отличительная особенность этих рельсов состоит в том, что они являются высокопрочными рельсами, представляющими мелкопластинчатую перлитную структуру эвтектоидной углеродсодержащей стали, и они предназначены для повышения износостойкости. На современных железнодорожных путях тяжелого назначения повышение осевой нагрузки (увеличение загрузки поезда) значительно обеспечивает дальнейшее повышение эффективности железнодорожных перевозок. В случае сильного изгиба рельсов износостойкость не может быть обеспечена даже тогда, когда используются рельсы, изготовленные вышеуказанным способом, и уменьшение срока службы рельсов вследствие износа стало серьезной проблемой. Имея ввиду эти предпосылки к изобретению, стало необходимым усовершенствование конструкции рельсов, обладающих повышенной износостойкостью по сравнению с существующей, характерной для эвтектоидных углеродистых сталей. Контактное состояние между колесом и рельсом сложное. В частности, контактное состояние колес очень отличается на внутреннем рельсе от контактного состояния на наружном рельсе на участке крутого изгиба пути. На наружном рельсе круто изогнутого участка железнодорожного пути тяжелой нагрузки к примеру гребень колеса сильно подталкивается вследствие центробежной силы к угловой части и образует скользящий контакт. С другой стороны, рельс в головной части внутреннего рельса на изгибе пути получает сильный проскальзывающий контакт, поскольку испытывает большое поверхностное давление от колеса. В результате, в случае высокопрочных износостойких рельсов, изготовленных по известному способу, при котором прочность поверхности головки рельса является одинаковой внутри сечения головной части рельса, износу подвергается больше угловая часть, которая получает скользящий контакт наружного рельса, чем головная часть, получающая проскальзывающий контакт внутреннего рельса. С другой стороны, прогресс износа обычно идет медленнее на головной части внутреннего рельса, чем на угловой части, и контактное поверхностное давление от колеса является всегда максимальным. Следовательно, усталостное разрушение образуется на поверхности головки еще до износа. Контактное состояние с колесами имеет тенденцию к вышеописанному состоянию в высокопрочных износостойких рельсах, имеющих одинаковые характеристики по изностойкости на головной части рельсов в соответствии с известной техникой изготовления, особенно на внутреннем рельсе в зоне изгиба железнодорожного пути. Следовательно, если притирка рельса к колесу не происходит быстро на начальной стадии износа сразу после укладки рельса, то локальное чрезмерное контактное поверхностное давление поэтому действует на рельс и, наверняка, будет иметь место поверхностное разрушение в результате усталости. В дополнении, даже после происшедшей притирки рельса и колеса сильное поверхностное контактное давление обычно действует на головную часть и, следовательно, поверхностное давление, подобное так называемому "головному контролю", обычно имеющему место на угловой части, развивается с пластической деформацией, поскольку износ меньше. Чтобы справиться с этой проблемой, существует способ, когда поверхностный слой головной части рельса срезается до того, как образован слой прокатной усталости. Поскольку процесс срезания слоя требует длительного времени и затрат, был разработан следующий способ изготовления рельса. 4. Высокопрочный и стойкий к разрушению рельс с трооститной структурой эвтектоидной углеродсодержащей стали, в котором разница твердости обеспечивается таким образом, что твердость угловой части меньше, чем твердость головной части при распределении твердости в сечении рельса, что гарантирует износостойкость рельса, равную износостойкости высокопрочного углового рельса, имеющего одинаковую твердость поверхности головки и угловой части, что содействует снижению максимального поверхностного давления (увеличению контактной поверхности) вследствие уменьшения твердости на головной части и улучшения сопротивления поверхностному разрушению, происходящего по причине износа [3]. Однако повышенная осевая нагрузка (увеличение железнодорожной загрузки) за последние годы сильно возросла, так как с целью получения более высокой эффективности железнодорожных перевозок даже тогда, когда используются рельсы, производимые вышеуказанным способом, достаточная износостойкость не может быть обеспечена на угловых частях наружного рельса, даже если можно препятствовать поверхностному разрушению путем периодической шлифовки головной части внутреннего рельса на круто изогнутых участках пути, поэтому снижение срока службы рельса по причине износа стало серьезной проблемой. Перлитная структура эвтектоидного углеродистого компонента, используемого в прошлом в виде рельсовой стали, имеет тонкопластинчатую структуру, включающую слой феррита, имеющего низкую твердость, и твердый пластинчатый цементитный слой. В результате наблюдений за механизмом износа перлитной структуры авторы изобретения подтвердили, что мягкая ферритная структура первая выжимается вследствие повторяющего прохода колес и затем образуется и упрочняется единственно твердый слой цементита непосредственно под поверхностью проката, обеспечивая таким образом износостойкость. Итак, авторы настоящего изобретения открыли через серию экспериментов, что износостойкость может быть решительно увеличена путем увеличения твердости перлитной структуры с целью получения более высокой износостойкости, одновременно увеличивая содержание углерода с целью увеличения пропорции твердого пластинчатого слоя цементита и увеличивая таким образом плотность цементита непосредственно под поверхностью проката. Авторы изобретения особое внимание обратили на увеличение содержания углерода в химическом составе, непосредственно влияющего на совершенствование свойства износостойкости, и разработали способ термообработки с целью стабильного получения перлитной структуры в гиперэвтектоидной стали. На фиг. 1 дана диаграмма результатов сравнения износостойкости эвтектоидной и гиперэвтектоидной стали на базе экспериментов. Авторы изобретения открыли, что износостойкость может быть резко улучшена в гиперэвтектоидной стали путем повышения содержания углерода при той же прочности. Заслуживающим внимания является тот факт, что данному способу термообработки свойственно то, что при увеличении содержания углерода время перлитного преобразования сокращается гораздо больше, чем в случае с элементами эвтектоидной стали, и больше вероятности осуществиться перлитному преобразованию, как указано на фиг. 2, где изображена диаграмма непрерывного охлаждающего преобразования эвтектоидной стали и гиперэвтектоидной стали. Другими словами, авторы изобретения открыли, что с целью получения высокого предела прочности при термообработке гиперэвтектоидных стальных рельсов быстрая скорость охлаждения должна быть еще выше, чем с элементами обычной эвтектоидной стали. Чтобы помешать образованию проэвтектоидного цемента, который вызывает хрупкость, являющую другой проблемой гиперэвтектоидной стали, эффективным является увеличение быстрой скорости охлаждения. В результате автора изобретения нашли, что увеличение износостойкости благодаря повышенному содержанию углерода можно ожидать, препятствуя образованию проэвтектоидного цементита границы аустенитного зерна. Далее авторы изобретения экспериментальным путем подтвердили, что износостойкость угловой части, которая представляет проблему в обычном рельсе из эвтектоидной углеродистой стали с разницей по твердости в профиле головной части, может быть еще больше улучшена путем образования разницы твердости в головной части рельса, имеющей перлитную структуру с увеличенным содержанием углерода согласно вышеуказанному описанию, таким образом, что твердость угловой части становится выше, чем твердость головной части, в то же время можно содействовать притирке между колесами и рельсами при начальном состоянии износа и путем уменьшения давления контактной поверхности и износа головной части, вследствие чего образование слоя, вызванного устройством при прокатке, может быть предотвращено. Эффект, достигнутый путем установления твердости головной части на более низком уровне, чем твердость угловой части, заключается в том, что процесс срезания становится легче, когда шлифовка профиля головки рельса выполняется так, чтобы препятствовать локальному износу угловой части наружного рельса и внутриусталостному разрушению благодаря концентрации напряжения внутри угловой части, что периодически проводилось на железных дорогах тяжелого назначения. Этот эффект можно достигнуть подобным образом при срезании головной части внутреннего рельса. Настоящее изобретение направлено на повышение износостойкости и сопротивления к разрушению, свойств, предъявляемых к рельсам на круто изогнутых участках тяжелогрузных железных дорог, резкое повышение срока службы рельсов и обеспечение такими рельсами по сниженной цене. В случае с сопротивлением к стыковой сварке оплавлением, которая завоевала широкое применение в рельсовой сварке, базовый металл, имеющий высокий предел прочности вследствие термообработки, вызывая локальный износ и ухудшение стыка, не только служит источником возникновения шума и вибрации, но и является причиной повреждения полотна дороги и разрушения рельсов. Настоящее изобретение решает вышеописанные проблемы и суть его заключается в следующем. 1. Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую износостойкость, содержащий от более чем 0,85 до 1,20% по массе углерода, в котором стальной рельс имеет перлитную структуру, зона перлитной пластины составляет не более чем 100 нм и отношение толщины цементита к толщине феррита составляет, по крайней мере, 0,15. 2) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую износостойкость, содержащий от более чем 0,85 до 1,20% по массе углерода, в котором: структура в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головной части стального рельса, начала отсчета, является перлитной, зона перлитной пластины в перлите составляет не более чем 100 нм и отношение толщины цементита к толщине феррита в перлите составляет, по крайней мере, 0,15. 3) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую износостойкость, содержащий, мас.%: углерод от более чем 0,85 до 1,20; кремний от 0,10 до 1,00; марганец от 0,40 до 1,50 и остальное, состоящее из железа и неизбежных примесей, в котором структура стального рельса - перлитная, зона перлитной пластины в перлите составит не более чем 100 нм, отношение толщины цементита к толщине феррита составляет, по крайней мере, 0,15. 4) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую износостойкость, содержащий, мас.%: углерод от более чем 0,85 до 1,20; кремний от 0,10 до 1,00; марганец от 0,04 до 1,50 и остальное, состоящее из железа и неизбежных примесей, в котором структура в диапазоне не глубину 20 мм от поверхности головной части стального рельса, начала отсчета, является перлитной, зона перлитной пластины в перлите составляет не более чем 100 нм, а отношение толщины цементита к толщине феррита в перлите составляет, по крайней мере, 0,15. 5) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую износостойкость, содержащий, мас.%: углерод от более чем 0,85 до 1,20; кремний от 0,10 до 1,00; марганец от 0,40 до 1,50 и по крайней мере, один из членов, выбранных из группы, состоящей из хрома от 0,05 до 0,50%; молибдена от 0,01 до 0,20%; ванадия от 0,02 до 0,30%; ниобия от 0,002 до 0,05%; кобальта от 0,10 до 2,00%; бора от 0005 до 0,005% и остальное состоящее из Fe и неизбежных примесей, где структура стального рельса - перлитная, зона перлитной пластины в перлите составляет не более чем 100 нм и отношение толщины цементита к толщине феррита в перлитной структуре составляет, по крайней мера, 1,15. 6) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую износостойкость, содержащий, мас. %: C от более чем 0,85 до 1,20; Si от 0,10 до 1,00; Mn от 0,40 до 1,50% и по крайней мере, один из членов, выбранных из группы, состоящей из Cr от 0,05 до 0,50%; Mo от 0,01 до 0,20%; V от 0,02 до 0,30%; Nb от 0,002 до 0,05%; Co от 0.10 до 2,00%; B от 0,0005 до 0,005% и остальное, состоящее из Fe и неизбежных примесей, в которых структура стального рельса в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головной части стального рельса, начала отсчета, является перлитной, зона перлитной пластины в перлите составляет не более чем 100 нм и отношение толщины цементита к толщине феррита в перлите составляет, по крайней мере, 0,15. 7) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую свариваемость и высокую износостойкость, по п. 1 или 2, где разница между твердостью части сварного стыка и твердостью базового материала составляет не более 30 Hv (твердость по Виккерсу). 8) Перлитный стальной рельс, имеющий хорошую свариваемость и высокую износостойкость по любому из пп. 3 - 6, где химические элементы к тому же соответствуют соотношению: Si + Cr + Mn = от 1,5 до 3,0 мас.%. 9) Способ производства перлитного стального рельса, обладающего высокой износостойкостью, содержащего химические элементы по любому из пп. 1-6, включающий стадии горячей прокатки расплавленной и литой стали, ускоренного охлаждения стального рельса, сохраняющего температуру прокатки сразу после горячей прокатки, или же стального рельса, нагретого для термообработки, со скоростью охлаждения от 1 до 10oC/с от температуры аустенита, прекращения ускоренного охлаждения, когда температура стального рельса достигнет температуры от 700 до 500oC, затем остывания стального рельса, в котором твердость в диапазоне на глубины 20 мм от поверхности головной части стального рельса составляет, по крайней мере, 320 Hv. 10) Способ производства стального рельса, обладающего хорошей износостойкостью, содержащего химические элементы по любому из пп. 1-6, включает стадии: горячей прокатки расплавленной и литой стали, ускоренного охлаждения стального рельса, сохраняющего температуру прокатки после горячей прокатки, или стального рельса, нагретого для термообработки, со скоростью охлаждения в пределах от более чем 10 до 30oC/с от температуры аустенита, прекращения ускоренного охлаждения, когда перлитная трансформация стального рельса произойдет, по крайней мере, на 70%, и затем остывания стального рельса, в котором твердость в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головной части стального рельса составляет, по крайней мере, 320 Hv. 11) Способ производства стального перлитного рельса, обладающего хорошей износостойкостью и хорошим сопротивлением к разрушению, содержащего химические элементы по любому из пп. 1-6, включающий стадии: горячей прокатки расплавленной и литой стали, ускоренного охлаждения стального рельса, сохраняющего температуру прокатки сразу после горячей прокатки, или угловой части стального рельса, нагретого для проведения термообработки, со скоростью охлаждения от 1 до 10oC/с от температуры аустенита, прекращения ускоренного охлаждения, когда температура угловой части стального рельса достигнет температуры от 700 до 500oC, затем остывания стального рельса, в котором твердость угловой части стального рельса составляет, по крайней мере, 360 Hv, а твердость верхней головной части от 250 до 320 Hv. 12) Способ производства перлитного стального рельса, обладающего хорошей износостойкостью и сопротивлением разрушению, содержащего химические элементы по любому из пп. 1-6, включающий стадии горячей прокатки расплавленной и литой стали, ускоренного охлаждения стального рельса, сохраняющего температуру прокатки сразу же после горячей прокатки или угловой части стального рельса, нагретого для термообработки, со скоростью охлаждения от более чем 10 до 30oC/с от температуры аустенита, прекращения ускоренного охлаждения, когда перлитное преобразование угловой части стального рельса произойдет, по крайней мере, на 70%, затем остывания стального рельса, в котором твердость угловой части стального рельса составляет, по крайней мере, 360 Hv, а твердость верхней головной части составляет от 250 до 320 Hv. 13) Способ производства перлитного стального рельса, обладающего хорошей свариваемостью и хорошей износостойкостью по п. 7 или 8, включающий стадии горячей прокатки расплавленной и литой стали, ускоренного охлаждения стального рельса, сохраняющего температуру прокатки сражу после горячей прокатки, или же стального рельса, нагретого для термообработки, со скоростью охлаждения от 1 до 10oC/c от температуры аустенита, прекращения ускоренного охлаждения, когда температура стального рельса достигнет температуры от 700 до 500oC, затем остывания стального рельса, в котором твердость в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головной части стального рельса составляет, по крайней мере, 320 Hv. На фиг. 1 показана диаграмма проверки данных износа, определяемых с помощью измерителя износа, модели Нишихара, обычного эвтектоидного компонента перлитного рельса и гиперэвтектоидного компонента перлитной рельсовой стали, в соответствии с настоящим изобретением; на фиг. 2 - диаграмма, показывающая превращение при непрерывном охлаждении эвтектоидной рельсовой стали и гиперэвтектоидной рельсовой стали после нагрева на 100oC; на фиг. 3 - диаграмма соотношения между зоной пластины и толщиной цементита/толщиной феррита у сравнительной рельсовой стали и рельсовой стали в соответствии с настоящим изобретением; на фиг. 4 - диаграмма отношения между зоной пластины и количеством износа по мере получения результата проверки износа сравнительной рельсовой стали и рельсовой стали настоящего изобретения; на фиг. 5 - фотография, на которой изображен например расстояния между слоями цементита/феррита в рельсовой стали настоящего изобретения; на фиг. 6 - схематический вид названий положений поверхностей в профиле рельсовой головки; на фиг. 7 - схематический вид измерителя износа Нишихара; на фиг. 8 - диаграмма отношений между твердостью и степенью износа по мере получения результатов проверки износа рельсовой стали настоящего изобретения и сравнительной рельсовой стали; на фиг. 9 - диаграмма, дающая пример распределения твердости в профиле головной части рельса в соответствии с вариантом настоящего изобретения; на фиг. 10 - схематический вид очертаний измерителя усталости при прокатке; на фиг. 11 - диаграмма отношений между твердостью угловой части и степенью износа при испытании на усталость при прокатке; на фиг. 12 - диаграмма, показывающая отношение между положением вблизи сравниваемого участка и распределением твердости рельсовой стали настоящего изобретения и сравнительной рельсовой стали. Наилучший вариант выполнения изобретения. Перлитная структура эвтектоидного углеродистого элемента, используемого в качестве рельсовой стали в прошлом, имеет пластинчатую структуру, содержащую ферритный слой с низкой твердостью и пластинчатый твердый цементный слой. Способ повышения износостойкости перлитной структуры обычно заключаются в уменьшении зоны пластины:












форма образца: дискообразный образец (наружный диметр - 30 мм, толщина - 8 мм);
нагрузка при проверке: 686 N;
коэффициент скольжения: 20%;
материал колеса: перлитная сталь (390 Hv);
среда: воздух (принудительное охлаждение сжатым воздухом);
количество повторений: 700000 раз. В сравнении в эвтектоидными перлитными сталями, известными из предшествующего уровня техники, гиперэвтектоидные перлитные рельсы настоящего изобретения имеют более высокую износостойкость при той же твердости, резко улучшенную износостойкость наружного рельса на изогнутом участке пути, имеют высокое сопротивление к внутриусталостному разрушению, поскольку не происходит образование проэвтектоидного феррита, начального признака образования внутриусталостных трещин внутри угловой части наружного рельса, уложенного на круто изогнутом участке пути, резко улучшенные свойства термообработки рельса посредством сочетания ускоренного охлаждения и прекращения охлаждения. Пример 4. В таблице 7 представлены химические элементы каждой из сталей в соответствии с изобретением и сравнительных рельсовых сталей. В таблице 8 даются скорости ускоренного охлаждения угловой части рельсов и твердость угловой части и верхней головной части рельсов. На фиг. 9 дан пример распространения твердости в профиле головной части рельсов согласно настоящему изобретению (N 46). В таблице 8 также представлена степень максимального износа угловой части образца рельса, измеренная с помощью прибора определения прокатной усталости посредством водной смазки с использованием дискообразных образцов 6 и 7, уменьшенных до 1/4 полного размера рельса и формы колеса, показанной на фиг. 10, и наличие поверхностных повреждений в верхней головной части. На фиг. 11 дано сравнение максимальной степени износа угловых частей рельсовой стали настоящего изобретения и сравнительных рельсовых сталей. Структура рельсов следующая. Рельсы настоящего изобретения (10 рельсов) N 54 - 63. Термообработанные рельсы с твердостью не менее 360 Hv в верхней в угловной части и 250-320 Hv в верхней головной части, имеющие вышеописанный состав химических элементов, и подвергнутые ускоренному охлаждению в угловой части рельсов. Сравнительные рельсы (6 рельсов) N 64 - 69. Сравнительные рельсы из углеродосодержащей эвтектоидной стали. Условия испытания прокатной усталости следующие. Прибор для испытания: измеритель прокатной усталости (см. фиг. 10). Форма образца для испытаний: дискообразный образец (наружный диаметр = 200 мм, профиль испытываемого рельсового материала, уменьшенный до 1/4 образец 136 - фунтового рельса). Нагрузка при испытании:
радиальная нагрузка: 2,0 т
осевая нагрузка: 0,5 т
Угол закручивания: 0,5o (воспроизведение крутого изгиба пути)
Среда: сухая и водная смазка (60 см3/мин)
Число оборотов: в сухой среде: 100 об/мин, в водной смазке - 300 об/мин
Число повторений: 5000 раз в сухом состоянии, затем испытание повторялось 700000 раз с водной смазкой. Как указано в таблице 7, рельсовая сталь согласно настоящему изобретению имеет увеличенное содержание углерода в сравнении со сравнительной сталью, она также обеспечивает разницу в твердости при распределении твердости в профиле благодаря термообработке таким образом, что твердость угловой части выше, чем твердость в верхней головной части, как показано на фиг. 9. Cоответственно максимальная степень износа угловой части меньше, чем таковая угловой части сравнительной стали, и сопротивление к поверхностному разрушению в верхней головной части такое же как в сравнительной стали, где твердость угловой части выше твердости верхней головной части. Пример 5. Этот пример касается улучшения части сварного стыка. В таблице 9 представлены основные химические элементы рельсовой стали настоящего изобретения и сравнительной стали. Конструкция каждой рельсовой стали следующая:
хРельсовая сталь настоящего изобретения. Термообработанная рельсовая сталь, имеющая в своем составе вышеуказанные элементы, зону перлитной пластины не более 100 нм. Ускоренному охлаждению подвержена головная часть, в которой отношение цементита к толщине феррита в перлитной структуре равно, по крайней мере, 0,15. Сравнительная рельсовая сталь. Сравнительная сталь, полученная из эвтектоидной углеродосодержащей стали. Условие стыковой сварки оплавлением заключается в следующем:
сварочный агрегат: Модель К-355;
мощность: 150 кВ

ток вторичной обмотки: 20000 амп., максимально;
зажимное усилие: 125 т, максимально;
степень осадки: 10 мм. На фиг. 12 показаны величины твердости сталей данного примера после сварки в виде отношения между твердостью и расстоянием от линии сплавления. Из данной таблицы видно, что в рельсовой стали настоящего изобретения падение твердости на линии сплавления в результате декарбонизации можно уменьшить, а падение твердости в результате образования сфер в участках, образованных теплом, склонно к снижению. Разница твердости от твердости базового металла составляет не более 30, в выражении Hv, на сварных участках иная по сравнению с теми участками, где происходит чрезмерное снижение твердости. Промышленное применение. Рельсовые стали согласно изобретению имеют увеличенное содержание углерода, по сравнению с обычными рельсовыми сталями, в них сужена зона пластины в перлитной структуре, ограничена толщина цементита по отношению к толщине феррита с целью улучшения сопротивления разрушению вследствие механической обработки перлита, и они приобретают высокую износостойкость и высокое сопротивление разрушению путем снижения твердости свариваемого участка. Кроме того, изобретение делает возможным сокращение процесс термообработки и повышение способности к производству.
Формула изобретения
Углерод - От более - 0,85 до 1,20
Кремний - 0,1 - 1,00
Марганец - 0,4 - 1,50
Железо и неизбежные примеси - Остальное
структура пластинчатого перлита представляет собой зоны не более 100 нм, а отношение толщины пластины цементита к толщине феррита в перлите составляет по крайней мере 0,15. 4. Рельс из перлитной стали с высокой износостойкостью, содержащей углерод, кремний, марганец, железо и неизбежные примеси, имеющий структуру пластинчатого перлита, отличающийся тем, что рельс выполнен из стали при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод - От более 0,85 до 1,20
Кремний - 0,1 - 1,00
Марганец - 0,4 - 1,50
Железо и неизбежные примеси - Остальное
структура пластинчатого перлита в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головки рельса представляет собой зоны размером не более 100 нм, а отношение толщины пластины цементита к толщине феррита в перлите составляет по крайней мере 0,15. 5. Рельс из перлитной стали с высокой износостойкостью, содержащей углерод, кремний, марганец, железо и неизбежные примеси, имеющий структуру пластинчатого перлита, отличающийся тем, что рельс выполнен из стали дополнительно содержащей по крайней мере один элемент, выбранный из группы: хром, молибден, ванадий, ниобий, кобальт, бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод - От более 0,85 до 1,20
Кремний - 0,1 - 1,00
Марганец - 0,4 - 1,50
по крайней мере один элемент, выбранный из группы:
Хром - 0,5 - 0,50
Молибден - 0,01 - 0,20
Ванадий - 0,002 - 0,30
Ниобий - 0,002 - 0,05
Кобальт - 0,1 - 2,0
Бор - 0,0005 - 0,005
Железо и неизбежные примеси - Остальное
структура пластинчатого перлита представляет собой зоны размером не более 100 нм, а отношение толщины пластины цементита к толщине феррита в перлите составляет по крайней мере 0,15. 6. Рельс из перлитной стали с высокой износостойкостью, содержащей углерод, кремний, марганец, железо и неизбежные примеси, имеющий структуру пластинчатого перлита, отличающийся тем, что рельс выполнен из стали дополнительно содержащей по крайней мере один элемент, выбранный из группы: хром, молибден, ванадий, ниобий, кобальт, бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод - От более 0,85 до 1,20
Кремний - 0,1 - 1,0
Марганец - 0,4 - 1,50
по крайней мере один элемент, выбранный из группы:
Хром - 0,05 - 0,50
Молибден - 0,01 - 0,20
Ванадий - 0,02 - 0,30
Ниобий - 0,002 - 0,05
Кобальт - 0,1 - 2,0
Бор - 0,0005 - 0,005
Железо и неизбежные примеси - Остальное
структура пластинчатого перлита в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головки рельса представляет собой зоны размером не более 100 нм, а отношение толщины пластины цементита к толщине феррита в перлите составляет по крайней мере 0,15. 7. Рельс по п.1 или 2, отличающийся тем, что рельс выполнен сварным, в котором разница между твердостью сварного шва и твердостью базового материала составляет не более 30 HV. 8. Рельс по п.5 или 6, отличающийся тем, что рельс для обеспечения хорошей свариваемости выполнен из стали при следующем соотношении компонентов: Si + Cr + Mn = 1,5 - 3,0 мас.%
9. Способ производства рельса из перлитной стали с высокой износостойкостью, включающий получение заготовки, горячую прокатку, аустенитизацию с использованием тепла прокатного нагрева или с дополнительного нагрева рельса после прокатки, ускоренное охлаждение до заданной температуры и окончательное охлаждение, отличающийся тем, что заготовку получают из стали с соотношением компонентов по любому из пп.1 - 6, охлаждение ведут со скоростью 1 - 10 град./с до 700 - 500oС и окончательно охлаждают с получением твердости в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головки рельса по крайней мере 320 HV. 10. Способ производства рельса из перлитной стали с высокой износостойкостью, включающий получение заготовки, горячую прокатку, аустенитизацию с использованием тепла прокатного нагрева или с дополнительного нагрева рельса после прокатки, ускоренное охлаждение и окончательное охлаждение, отличающийся тем, что заготовку получают из стали с соотношением компонентов по любому из пп.1 - 6, охлаждение ведут со скоростью от более чем 10 до 30 град. /с до образования по крайней мере 70% перлита и окончательно охлаждают с получением твердости в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головки рельса по крайней мере 320 Hv. 11. Способ производства рельса из перлитной стали с высокой износостойкостью, включающий получение заготовки, горячую прокатку, аустенитизацию с использованием тепла прокатку, или с дополнительного нагрева рельса после прокатки, ускоренное охлаждение до заданной температуры и окончательное охлаждение с получением заданной твердости поверхности головки рельса и ее угловой части, отличающийся тем, что заготовку получают из стали с соотношением компонентов по любому из пп.1 - 6, охлаждение ведут со скоростью 1 - 10 град. /с до достижения угловой частью головки рельса 700 - 500oС и окончательно охлаждают с обеспечением твердости угловой части, равной по крайней мере 360 Hv и твердости поверхности головки рельса 250 - 320 Hv. 12. Способ производства рельса из перлитной стали с высокой изностостойкостью, включающий получение заготовки, горячую прокатку, аустенитизацию с использованием тепла прокатного нагрева или с дополнительного нагрева рельса после прокатки, ускоренное охлаждение и окончательное охлаждение с получением заданной твердости поверхности головки рельса и ее угловой части, отличающийся тем, что заготовку получают из стали с соотношением компонентов по любому из пп. 1 - 6, охлаждение ведут со скоростью от более чем 10 до 30 град./с до образования в угловой части по крайней мере 70% перлита и окончательно охлаждают с обеcпечением твердости угловой части, равной по крайней мере 360 Hv и твердости поверхности головки рельса 250 - 320 Hv. 13. Способ производства рельса из перлитной стали с высокой износостойкостью, включающий получение заготовки, горячую прокатку, аустенитизацию с использованием тепла прокатного нагрева или с дополнительного нагрева после прокатки, ускоренное охлаждение и окончательное охлаждение, отличающийся тем, что заготовку получают из стали с соотношением компонентов по п.8, обеспечивающей хорошую свариваемость, охлаждение ведут со скоростью 1,0 - 10 град. /с до 700 - 500oС и окончательно охлаждают с получением твердости в диапазоне на глубину 20 мм от поверхности головки рельса по крайней мере 320 Hv. Приоритет по пунктам:
15.11.94 по пп.1 - 8;
07.03.95 по пп.9 - 11;
18.10.95 по пп.10 и 12;
07.03.95 по п.13.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20