Патент ссср 415775
415775
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Яеспубпик
Зависимое от явт. свидетельства ¹ 307475
М. Кл. Н 02р 5/16
Заявлено 11.11,1971 (¹ 1619920/24-7) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 15.11.1974. Бюллетень Х> 6
Дата опубликования описания 24Л"1.1974
Гссударствеииый кпмитет
Соистец Мииистров СССР ие делам изаиретсиий и ОткРытий
УДК 621.316.718.5 (088.8) Автор нзобрстени я
Г, А. Белов
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ
ПОСТОЯ fl НОГО ТОКА
По основному авт. св. № 307475 известно устройство для управления электродвигателем постоянного тока.
Для рясшпрс.ttttst диапазона регулирования
< )(<)рости в прсдяя! яс мом устройстве коммуt!tpytnttttttt t(t)ttдсп(;t tnt) ttpttco".,ytttt(. tt к якnpto электродвигателя через два встречно-параллельно ьключепных тиристора.
На чертеже дана схема описываемого устройства.
Якорь 1 электродвигателя включен в диагональ мостового регулятора, выполненного на симметричных тиристорах 2 — 5. Fla вход тиристоров 2 — 5 подключены цепи независимого и зависимого управления (на чертеже не показаны) так, что в процессе работы симметричные тирпсторы 2 н 3 функционально эквпва tett t ttt t каждый двум вс)речно-параллельно соединенным обычным тиристорям, я снмметричныс снристс)ры 4 it 5 эквивалентны кяжlI IiI истре шо-параллельно соединенным тнрнстору н диоду. Таким образом, устройство может быть выполнено и на обычных тиристорах и диодах. К якорюэлектродвигателя через встречно-параллельно соединенные тиристоры 6 и 7 подключен коммутирующий конденсатор 8, а в цепь источника
9 питания введен коммутирующий дроссель
10. Между зажимами якоря и общей точкой источника питания и коммутирующего дросселя подключены встречно напряжению источника тиристоры 11 и 12.
Устройство работает следующим образом.
В двигательном режиме при включении (нммстрп нн)х тирнстороп 2 и 5 па якоре формируется поло>китсчьный импульс напря>кения. 11ослс включения тиристоров 2 и 5 вклю|астся тиристор 6 и в цепи резонансного кон1ура: конденсатор 8 — дроссель 10 формиру10 ется импульс тока. По окончании полупериода колебаний резонансного контура тиристор
G выключается, а конденсатор оказывается заряжеш|ым до напряжения, примерно в два раза превышающего напряжение источника
15 питания. Для выключения симметричных тиристоров 2 и 5 включается тирпстор 7. При этом в цспн резонансного контура формируется отрицательный импульс тока. В мс мент переходя тока тнристоров 2 и 5 через нуль
20 эти тирнсторы включаются в обратном направлении, я в момент повторного перехода тока через нуль тиристоры выключаются.
После этого конденсатор 8 перезаряжается током якоря. В момент перехода напряжения
25 на конденсаторе через нуль включаются тиристоры 4 и 5 и ток якоря, поддерживаемый э.д.с. самоиндукции, замыкается по цепи этих тиристоров. Затем снова включаются тиристоры 2, 6 и с определенной задержкой тири30 стор 7 и на якоре формируется импульс на415775
12 пряжения. Изменяя длительность интервала между моментами включения тиристоров 2 и
7, а также частоту включения, можно регулировать скорость двигателя в широких пределах.
Прн реверсировании или переводе двнгазеля в тормозной режим в момент перехода напряжения на конденсаторе 8 через нуль якорь 1 двигателя не закорачивается, поэтому конденсатор продолжает перезаряжаться током якоря до тех пор, пока напряжение па нем не станет равным напряжению источника
9. В этот момент открываются тиристоры 4 EI
12 и энергия поступает в источник по цепи: тиристор 4 — тирисгор 12 — якорь 1. При переходе тока якоря через нуль тиристоры 4 и
12 выключаются. После этого включаются тиристоры 3 и 11 и ток якоря изменяет направление, замыкаясь по цепи этих тиристоров и дросселя 10. В момент, когда тормозной ток
HI 1иристор б н конденсатор, псрезаряжая его до положительного напряжения. Когда напряжение на конденсаторе становится равным напряжению источника, включаются тиристоры 5 и 11 и осуществляется рекуперация энергии из цепи якоря в источник. Прн э ом тиристор б выключается. Далее в тормозном режиме на время, необходимое для возрастан1гя тормозного тока до заданllol 11ели 1IIIII I с ()11ределенной частотой, включается тиристор 3, а на время рекуперации энергии в источник— тиристоры 5 и 11. Во время включенного состояния тиристора 3 включается также тири5 стор 7, что обеспечивает резонансный перезаряд конденсатора 8 до отрицательного напряжения по цепи: тиристор 11 — дроссель 10— тиристор 3 — тиристор 7 и позволяет подготовить схему к выключению тиристоров 3 и 11. 10 Аналогично управляя тиристорами 3 и 5, можно изменить направление вращенич двигателя. Торможение при этом направлении вращения осуществляется так, что до измене1;ия направления тока якоря энергия посту15 пает в источник 9 по цепи тиристоров 5 и 11, а после изменения направления тока — по цепи тиристоров 4 и 12. На определенну1о часть периода при торможении включается тиристор 2. 20 Такое выполнение устройства позволяет расширить диапазон регулирования скорости вран1сния двигате IH. Предмет изобре l ения Устройство для управления электродвигателем постоянного тока по авт. св. ¹ 307475, о тл и ч а ю ще е с я тем, что, с це.ть1о расширения диапазона регулирования, коммутируюЗ0 щий конденсатор присоединен к 11кор1о электродвигателя через два встречно параллельно включенных тирнстора.