Электропривод с частотно-фазовым регулятором
О П И СА Н И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
379031 бовз Советских
Социалистических
Республик
f (. т;
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 27Х.1970 (№ 1446060/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 18.1Ч.1973. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 17ХП.1973
М. Кл. Н 02р 5/16
Комитет по делам изобретений н открытий лри Совете Министров
УДК 621.316.718,5(088.8) Авторы изобретения
Е. И. Усышкин и В. Ш. Зельдин
Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут
Заявитель
ЭЛЕКТРОПРИВОД С ЧАСТОТНО-ФАЗОВЫМ РЕГУЛЯТОРОМ
СКОРОСТИ
Известен электропривод с цифровым частотно-фазовым регулятором скорости, содержащий электромагнитный частотный датчик скорости и генератор опорной частоты, подключенн|ые соответственно к различным входам частотно-фазового дискриминатора, выход которого соединен со входом управления электроприводом.
Цель изобретения — упростить конструкцию датчика в сочетании с повышением быстродействия регулирования скорости.
Это достигается тем, что датчик скорости выполнен по типу бесконтактного сельсина, m-фазная обмотка которого подключена через фазорасщвпитель и делитель частоты к и сточнику высокой частоты, а од|нофазная обмотка сельсина через формирователь коротких импульсов подключена к первым входам двух элементов «И», ко вторым входам которых подключен первый каскад делителя; выходы же элементов «И» подключены ко входам триггера, выходы которого являются выходом датчика скорости и подключены к одному из входов частотно-фазового дискриминатора.
На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемого электропривода; на фиг. 2— диаграммы ее работы.
Электропривод 1 снабжен транзисторным ключевым регулятором 2 напряжения, состоящим из силового блока 3 и частотно-фазового дискриминатора 4, на один из входов которого подключен генератор 5 опорной частоты, а на другой через формирователь б коротких импульсов — триггер 7, выходы которого являются выходами датчика скорости. Датчик скорости выполнен на основе беокантактного сельсина 8, m-фазная обмотка которого подключена через фазорасщепитель 9 и делитель
10 частоты к источнику ll высокой частоты, 10 а однофазная обмотка сельсина через формирователь 12 коротких импульсов подключена к первым входам двух элементов «И», ко вторым входам которых подключен первый каскад делителя 10, выходы из элементов «И»
15 подключены ко входам триггера 7.
На фиг. 1 дано также одно из возможных исполнений частотно-фазового дискриминатора
4, который представляет собой трехячейковый регистр сдвига на триггерах 18, 14, 15 и эле20 менте «И».
Электропривод работает следующим образом: источник 11 высокой частоты обуславливает питание обмоток возбуждения сельсина с частотой lб, измеряемой единицами или де25 сятками килогерц. Выходное напряжение сельсина 8 имеет частоту, отличающуюся от возбуждения lб на частоту 20 вращения двигателя 1 и сельсина 8
370031
На фиг. 2 эпюры 1б, 17, 18 соогветствуют частотам f>6, F», f», а эпюра 19 иллюстрирует напряжение на выходе формирователя 12.
Напряжение 20 первого каскада делителя
10 имеет прямоугольную форму и частоту /щ в р раз большую частоты возбуждения сельсина 8.
U„= sign(sin 2-„р f„tJ
Логическая схема на элементах «И» вырабатывает импульсные короткие сигналы в моменты совпадения сигналов от формирователя 12 и делителя 11, причем при положительной полярности сигнала делителя импульсы появляются на одном из выходов схемы
«И», а, при отрицательной полярности этого сигнала — на другом. Триггер 7 производит фиксацию — запоминание — сигналов. схемы
«И» каждый раз до смены их полярности.
Напряжение 21 и 22, а также 28, 24 (в другом масштабе) на выходе элементов «И» соогветствуют следующему выражению:
U„= sig n(sin 2 p F„tJ при t=t
U„=O при t+t, Напряжение на выходе триггера 7 равно
U„= sign(sin 2 @F„pJ.
Частота поступления сигналов от датчика в целом — разрешающая способность датчика — определяется кратностью частоты 20 делителя 10 и частоты возбуждения 1б сельсина
8. Для получения требуемого числа 2р импульсов за оборот двигателя необходимо, чтобы коэффициент деления делителя был ра вен
2р, а частота возбуждения сельсина была бы не меньше, чем увеличенная в 20 — ЗО,раз требуемая частота от информации.
Предел увеличения разрешающей способности датчика ограничен не конструктивными условиями, как это имеет место для других известных датчиков, а лишь возможностью высокочастотного возбуждения сельсина и частотными свойствами электронных компонентов. Таким образом при достаточно простой конструкции датчика можно достигнуть эф5 фекта многополюсного датчика.
При поступлении импульсов 25 и 2б от триггера 7 и эталонного генератора 5 на различные входы частотно-фазового дискриминатора в начале запуска двигателя регулятор 8
10 вырабатывает максимальное напряжение питания, когда акорость двигателя достигает заданной, частоты 25 и 2б сравниваюгся, и регулятор 8 вырабатывает на пряжение 27, пропорциональное фазорассогласованию сигналов
15 25 и 2б, чем обеспечивается поддержание синхронности вращения двигателя.
Предмет изобретения
20 Электропривод с частотно-фазовым регулятором скорости, .содержащий электромагнитный частотный датчик скорости и генератор опорной частоты, подключенные соответственно к р азличным входам частотно-фазового
25 дискриминатора, выход кото|рого соединен со входом управления электропри вода, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции датчика в сочетании с повышением быстродействия регулирования скорости, дат30 чик скорости выполнен по типу бесконтактното сельсина, m-фазная обмотка которого подключена через фазорасщепитель и делитель частоты к источнику высокой частоты, а однофазная обмотка сельсина через форми35 рователь коротких импульсов подключена к первым входам двух элементов «И», ко вторым .входам которых подключен первый каскад делителя; выходы же элементов «И» подключвны ко входам триггера, выходы кото40 рого являются выходом датчика скорости и подключены к одному из входов частотно-фазового дискриминатора.
37903l! !
1
1 !
1В
П
Фиг. 2
Составитель р. давыдов
Техред Т. Ускова Корректоры: Н. Прокуратова и М. Гарцевич
Редактор С. Ежкова
Заказ 1882/7 Изд. № 502 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССГ
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


