Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (! н4!4511. И АВТОРСКОМУ СВИДИЕДЬСУВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 19.04.72 (21) 1?74283/24-6 с присоединением заявки ¹â€” (32) Приоритет— (51) Ч. Кл. G Olm 17/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изооретений л открытий (53) УДК 621.43.001.6 (088.8) Опубликовано 05.02.74. Бюллетень М 5
Дата опубликования описания 23.10.71. (72) Авторы изобретения
К. Ю. Скибневский и Б. Ф. Горбунов (71) Заявитель Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАН ИЯ
Изобрстение относится к технической диагностике двигателей внутреннего сгорания.
Известны способы оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания путем выявления степени износа, например, подшипников сколь>кения IIO величине отклонения давления в сис!еме смазки от эталонного.
Однако известный способ трудоемок, так как при проверке возникает необходимость построения специальных номограмм, учитывающих внсшнис условия, режиоты работы двигателя и т. д.
Цель изобретения — уменьшение трудоемкости. Для достижения этой цели величину отклонения давления контролируют по разности давлений в системах смазки проверяемого и технически исправного двигателей, работающих на заданном скоростном и нагрузочном режимах, при последовательной прокачке масла через каждую систему насосами проверяемого и технически исправного двигателей.
Иа чертеже показач пример реализации предлагаемого способа.
При оценке технического состояния двигателя 1 его систему смазки подключают к системе смазки технически исправного двигателя 2. С этой целью полости поддона 3 проверяемого двигателя 1 и поддона 4 технически исправного двигателя 2 сообщают цосредлвом трубопровода 5. Вентиль б предназначен для разобщения полостей поддонов. Трубопровод 5 снабжен быстросъео!ныи!и х! срта5 ви/.
Главныс масляные магистрали двигателей
1, 2 через трубопроводы 8 — 11 и распределительный кран 12 соединены с полостями 13—
16 центрифуг 17, 18. Распределительный о кран 12 обеспечивает возможность последовательного подключения м агистр алей двигателей соответственно к масляным насосам 19 и 20.
Оценку технического состояния двигателя 1 .!б производяг следующим образом.
Распределительный кран 12 устанавливают в положение, при котором трубопроводы 8 и 9, 10 и 11 сообщают полости 13, 14 и 1о, 16.
Двигатели запускают и выводят на заданный скоростной и нагрузочный режимы. После стабилизации режимов замеряют давления в главных масляных магистралях. Прокачка масла через главные масляные магистрали двигателей 1, 2 в этом случае осуществляется
25 соответственно насосами 19 и 20.
На этой стадии контроля полости поддонов
3 и 4 разобщены. Затем вентиль б открывают и полости поддонов 3 и 4 сообщают. Это делают для того, чтобы предотвратить перекачку
30 масла из системы смазки одного двигателя в
414511 (,«h
1, «
«
Составитель О. Голованов
Техред 3. Тараненко
Редактор Н. Вирко
Корректор Н. Аук
Заказ 397 Изд. 476 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Госуд арственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография ¹ 4 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 14 систему смаз»: другого при положении распределительного крана 12, сообщающего трубопроводами 8, 11 и 9, 10 соответственно полости 14, 15 ч 18, 1б. Направление движения масла по трубопроводам на этой стадии контроля на схем" показано стрелками. Насос 20 прокачивает масло через главную масляную магистраль двигателя 1, а насос 19 — через главную масляную магистраль двигателя 2.
При совместной работе масляных систем двигателей 1, 2, контролируют давления в главных масляных магистралях.
Если давление в главной маслянои магистрали двигателя 2 при прокачке масла насосом 19 будет выше, чем давление при прокачке насосом 20, то насос 19 проверяемого двигателя 1 лучше насоса 20 технически исправного двигателя 2. Если же давление будет ниже заданного техническими условиями, то насос 19 проверяемого двигателя 1 либо неисправен, либо разрегулирован.
Разность давлений в главных масляных магистралях двигателей 2 и 1 при прокачке масла насосами соответственно 20 и 19 укажет на техническое состояние подшипников скольжения. Если разность давлений больше нуля, то подшипники проверяемого двигателя ху«ке подшипников технически исправного двигателя, т. е. более изношены.
5 Таким образом способ позволяет оценивать техническое состояние двигателей непосредственно в эксплуатационных условиях при незначительной трудоемкости.!
О Предмет изобретения
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания путем выявления степени износа, например, подшипников сколь15 жения по величине отклонения давления в системе смазки от эталонного, отличающийсл тем, что, с целью сокращения трудоемкости, величину отклонения контролируют по разности давлений в системах смазки проверяе20 мого и технически исправного двигателей, работающих на заданном скоростном и нагрузочном режимах, при последовательной прокачке масла через каждую систему насосами проверяемого и технически исправного двига25 телей.

